Мы рывком просыпаемся, хватаем телефон, отключаем будильник. И здесь, ещё лёжа в постели, с телефоном в руках, мы оказываемся перед необходимостью принять первое решение в новом дне. Заблокируем ли мы экран, или начнём скроллить ленту?
Мне захотелось узнать, насколько распространённой является эта дилемма в христианской среде. Для этого ещё в апреле 2015-го я провёл онлайн-опрос среди восьми тысяч читателей desiringGod.org. В фокусе данного исследования были привычки, связанные со смартфоном и соцсетями. Я задал массу вопросов и получил немало откровенных результатов, часть из которых вошли в мою книгу о смартфонах.
Очень скоро обнаружились три факта, которые привлекли моё внимание. Половина из восьми тысяч респондентов призналась, что просматривает сообщения в телефоне в течение первых минут после пробуждения. Однако у респондентов в возрасте от 18 до 29 лет этот показатель превышал 60 процентов. А на вопрос о том, просматривают они сообщения, электронные письма и уведомления из соцсетей до или после утренней молитвы, ошеломляющие 73 процента признались, что обычно они делают это до утреннего времени с Богом.
Прокрутка ленты в соцсетях может показаться безобидным потаканием своим слабостям, но все мы знаем, что это нездоровый способ начать день. Это как есть шоколад на завтрак. Поэтому я хочу спросить вас, пастор Джон, в свете этих данных, как было бы лучше провести эти минуты сразу после пробуждения?
Я думаю, что есть лучший вариант действий. Но чтобы помочь всем понять, почему я так думаю, и каков этот вариант действий, может быть полезно для начала разобраться, почему мы так склонны нажать на экран телефона буквально прежде любого другого дела. Мне в голову приходят шесть возможных причин, по которым мы так поступаем. И до них я додумался, анализируя душу Джона Пайпера и искушения, с которыми сталкивается он. Я не проводил никаких опросов, так что, если кому-то это покажется недостаточно обстоятельным, я скажу: «ну, да, так и есть». Это то, что есть во мне. Если кто-то похож на меня, то ему это может быть полезно.
Мне представляется, что все эти шесть вещей, о которых я намерен рассказать, коренятся скорее в грехе, чем в желании послужить другим и Спасителю Богу. Я выразился так, поскольку определённо считаю, что величайшая из всех заповедей устанавливает повестку для нашего утра, для полудня и для вечера. Просыпаясь утром, мы должны любить Бога всем своим сердцем, душой, разумом и крепостью, и мы должны приготовлять себя к тому, чтобы любить своего ближнего, служить ближнему как себе (Мф. 22:34-40).
Зная, насколько грешен Джон Пайпер, я предполагаю, что другие люди в этом подобны мне. И в таком случае не многие из нас просыпаются с душой, полностью нацеленной на то, чтобы любить Бога и любить людей. Для этого требуется определённая перефокусировка, мягко говоря. Для этого нашей душе нужно сфокусироваться, и делаем мы это при помощи Божьего Слова и молитвы. Чтобы начать любить Бога и людей так, как следует, нам необходимо напоминать себе по утрам, как обстоят дела на самом деле.
Вкусняшки и избегание
Вот шесть моих догадок относительно того, почему столь многие из нас, проснувшись утром, ощущают едва ли не маниакальную тягу заглянуть в телефон или любой другой девайс. Первые три из них я называю мотивами вкусняшек, а вторые три – мотивами избегания.
1. Вкусняшки новизны
Во-первых, я думаю, мы спешим откусывать кусочки вкусняшек в нашем телефоне из-за жажды новизны. Назовём это вкусняшками новизны. Нам попросту нравится узнавать, что новенького в мире или среди наших друзей, и что происходило с тех пор, как мы в последний раз выглядывали в мир.
Большинству из нас нравится быть в числе тех, кто первым узнаёт о чём-то, так чтобы впоследствии не оказываться в униженном положении людей, которым всё рассказывают более умные, продвинутые и расторопные, такие, которые, в отличие от нас, незнающих, уже всё знают. Мы хотим быть проворными и знать, что нового есть в мире. В таком случае мы могли бы взять на себя роль тех, кто информирует, а не быть бедными тёмными людьми, которых нужно информировать о случившемся. «Будь они поумнее, раньше посетили бы свои странички в соцсетях». Думаю, жажда новизны в значительной мере служит для того, чтобы потешить наше эго.
2. Вкусняшки эгоизма
Во-вторых, я думаю, мы спешим откусывать кусочки вкусняшек в телефоне из-за жажды эго. Что люди говорили о нас со времени нашего последнего появления? Кто обратил на нас внимание? Кто поделился нашим твитом, или упомянул нас, или поставил нам лайк, или подписался на нас? В своём падшем, греховном состоянии мы испытываем непомерное наслаждение, когда тешат наше эго. Некоторые из нас настолько слабы, настолько изранены, настолько хрупки, настолько неуверенны, что любое незначительное упоминание о нас кажется таким приятным. Это как если бы нас поцеловали.
3. Вкусняшки развлечений
В-третьих, я думаю, мы спешим откусывать кусочки вкусняшек из-за жажды развлечений. Это вкусняшки развлечений. В интернете, как всем нам известно, существует нескончаемый поток очаровательных, причудливых, необычных, замечательных, шокирующих, завораживающих, милых картинок, цитат, видео, историй и ссылок. Многие из нас дошли до того, что испытывают почти маниакальную потребность в чём-то поразительном, странном, необыкновенном и удивительном.
Думается мне, что, когда мы просыпаемся утром, срабатывают как минимум три этих мотива. И эти страстные желания мы удовлетворяем при помощи телефона.
4. Избегание скуки
Кроме того, существуют следующие три мотива избегания. Иначе говоря, это не позитивные влечения к чему-либо, но желание отсрочить ещё на пять минут соприкосновение с некоторыми аспектами жизни.
Первое я назвал бы избеганием скуки. Мы просыпаемся утром и обнаруживаем, что предстоящий нам день попросту кажется скучным. Мы ощущаем скуку. Ничего волнующего не ждёт нас в этом дне, и мы не испытываем особого побуждения выбраться из постели. Конечно, вакуум ненавистен душе человека. Если впереди нет ничего значительного, позитивного и обнадёживающего, такого, что могло бы заполнить в нашей душе место, предназначенное для надежды, то мы используем свои телефоны, чтобы возможно скорее заполнить прореху и избежать необходимости проходить через эту скуку.
5. Избегание ответственности
Во-вторых, существует избегание ответственности. У нас есть определённые обязанности – отца, матери, начальника, кого-угодно. В этот день нас ждут довольно тяжёлые нагрузки. На нас лежит вся ответственность. Необходимо принимать множество решений относительно детей, дома, автомобиля, финансов и массы других вещей. Жизнь изобилует тяжёлыми обязанностями, и мы чувствуем себя не в состоянии все их исполнить. Мы лежим в постели, испытывая страх и, возможно, даже обиду из-за того, что люди оказывают на нас столь сильное давление, и у нас нет ни малейшего желания вступать в этот день. Мы с большим удовольствием отложили бы его ещё на пять или десять минут, и телефон существует как раз для того, чтобы помочь нам в этом.
6. Избегание трудностей
Третьей побудительной причиной для избегания является избегание трудностей. Вы можете находиться в таком жизненном периоде, когда, вставая с постели, вы сталкиваетесь не просто со скукой или с ответственностью, но с грандиозным конфликтом в отношениях, с проблемой болезни или инвалидности у кого-то из домашних, с друзьями, восставшими против вас, с болью в собственном теле, в суставах, так что вы с трудом можете встать с постели, потому что утром боль особенно сильна. В таком случае проще будет полежать подольше, и телефон способствует такому бегству.
Вот тебе, Тони, как минимум шесть вещей, которые, как мне кажется, выполняют для меня роль стимулов, когда я склонен заняться этим прежде всего прочего.
Лучший способ начать день
То, что удерживает нас в постели и с нашим девайсом, достаточно сильно, но есть и лучший путь. И вот, почему нам это необходимо: что, если вы первыми узнаете новость, а эта новость окажется ужасной? Или что, если в поисках вкусняшек для своего эго вы найдёте для него лишь желчь, так как люди за ночь выразили вам свою ненависть? Что, если вы с утра потратите пять минут на весёлые развлечения, вместо того чтобы тотчас же приняться за выполнение своих сегодняшних обязанностей, а в конце этих пяти минут обнаружите, что они привели вас к глупому, унизительному, недалёкому, пустому, незрелому умонастроению? Это того стоило?
Что, если вы выделите пять минут на избегание скуки, ответственности и трудностей дня лишь для того, чтобы в конце этих пяти минут бегства обнаружить, что в духовном, моральном и эмоциональном плане вы оказались менее, чем раньше, способными справляться с реалиями дня? Это того стоило?
Думается мне, что есть лучший способ начать день, но он потребует принятия определённых решений прежде, чем наступит утро. Попытки в последний момент решиться сделать что-то по-другому никогда не увенчиваются успехом. Вам необходимо двенадцатью часами ранее решить, каким будет этот кризисный момент. Для этого потребуется определённое планирование. Для этого потребуется определённое обдумывание и настройка будильника.
По сути, в утренней рутине мы более всего нуждаемся в том, чтобы исполниться Святым Духом. Мы нуждаемся в том, что сделает нас ревнующими о славе Христовой в повседневном труде. Мы нуждаемся в подкреплении, чтобы выйти навстречу всему, что может принести нам день. Мы нуждаемся в том, что наделит нас радостным мужеством — решиться считать других лучше себя и, как сказал Иисус, искать истинного величия, становясь слугой для всех. Вот настоящая утренняя повестка дня. И не многие из нас просыпаются, уже имея силу для свершения всех этих славных дел, в которых мы приобщаемся к труду Иисуса.
Милость по утрам
Новый курс для утренних занятий, мне кажется, проложен в Псалмах, и вот ключевой стих: «Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану (дословно с англ. – приготовлю жертву) пред Тобою, и буду ожидать» (Пс. 5:4). Пусть первым, что произнесут ваши уста утром, когда вы ещё не поднялись с подушки, будет возглас, обращённый к Богу: «я люблю Тебя, Господь. Я нуждаюсь в Тебе, Господь. Помоги мне, Господь». Это первый утренний возглас из моих уст. «Сегодня я снова нуждаюсь в Тебе». И затем «приготовлю жертву… и буду ожидать». Я думаю, что жертвой является мои тело и внимание, посвящённые Ему. Я ожидаю явления Господа, и делаю что? Чего я ожидаю?
И вот, что об этом сказано в Псалме 142:8: «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою». Я внимателен, я настороженно ожидаю Божьей милости, и ожидаю я её в Его слове.
А затем Псалом 89:14 направляет ход моих мыслей в молитве об этом: «Рано насыти нас милостью Твоею». То есть, не просто ожидать этого или наблюдать, и «вот она уже здесь!», но просить Господа: «о, насыти нас этой милостью, чтобы мы радовались и веселились в Тебе во все наши дни». В богодухновенном Слове мы ожидаем найти откровения Его милости и водительства для нашей жизни, а также глубокое чувство удовлетворения для нашей души оттого, что Он прекрасен и Он заботится о нас.
Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твоё (Пс. 118:148).
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже!.. когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138:17-18).
Предлагаю вам, прежде чем лечь сегодня спать, сделать определённый выбор и кое-что спланировать, чтобы освободиться от зависимостей от вкусняшек и привычек избегания, лишающих вас силы в начале дня.
Автор — Джон Пайпер / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!