Когда кажется, что радость далека

Когда кажется, что радость далека

Что вы делаете, когда, испробовав всё, по-прежнему ощущаете, что радость далека?

Вы читали Библию – про себя и вслух, по пять стихов, а то и по целой книге за раз. Вы выписывали обетования Божьи на карточках, на доске и на тыльной стороне ладони. Вы встречались с людьми, служащими Богу, изливали друзьям душу, отыскивали нераскаянный грех. Вы молились – о, как вы молились! — в уединении и вместе с другими, в своей комнате и во время долгих прогулок. Возможно, вконец отчаявшись, вы ездили на духовные ретриты, долгое время постились, внимательно отслеживали впечатления, которые, по вашему предположению, могли быть посланы Богом.

Но по-прежнему вас окружала тьма, тишина, сомнения.

Слышит ли Он меня? Знает ли Он меня? Досягаем ли Он? Принадлежу ли я Ему?

Простые напоминания

Порой, когда кажется, что радость далека, нам нужно услышать некоторые простые напоминания.

Причём, говоря о простых напоминаниях, я не имею в виду упрощённые объяснения. Думаю, к настоящему времени вы уже успели услышать изрядную долю подобных высказываний. Это советы от людей, которые, действуя из самых лучших побуждений, тем не менее, считают, что проблема не настолько серьёзна, а решение не так уж трудно. Они говорят: «Просто сделай так-то». О, если бы они только знали...

Библия же никогда не предлагает нам подобных упрощённых решений. Но что она делает, так это снова и снова напоминает нам о некоторых простых истинах, о которых мы склонны забывать. Возможно, эти истины не рассеют тьму. Однако они могут сиять нам, словно звёзды из-за туч, напоминая нам о том, что существует мир света, и давая нам силы продолжать идти, пока не наступит рассвет.

В 39-м псалме царь Давид предлагает четыре простых напоминания для тех, кому кажется, что радость далека: Мрак естественен. Бог близок. Радость приближается. Надежда – в Нём.

radost-daleka2

Мрак естественен

Прежде сего, Давид напоминает нам, что периоды мрака естественны в жизни народа Божьего. И слово «периоды» здесь наиболее уместно. Так, в 39-м псалме не описывается послеобеденная грусть, но, скорее, затяжной и непреодолимый период мрака.

К примеру, обратите внимание на продолжительность тёмного периода, в котором оказался Давид. «Я Господа ждал терпеливо», — начинает он (Пс. 39:2, совр. пер.). Нам никогда не узнать, как долго Давид сидел во мраке. Мы знаем только, что какое-то время он взывал к Господу и в ответ получал это жалкое слово: «жди».

Обратите внимание также на неотступность тьмы, в которую был погружен Давид. В центральной точке псалма создаётся впечатление, что он избежал «страшного рва» и «тинистого болота» (Пс. 39:3). Но затем он неожиданно снова проваливается туда же (Пс. 39:12-14). И это возвращение в ров почти уничтожает его: «сердце моё оставило меня» (Пс. 39:13).

И наконец, проследите за тем, насколько постоянно присутствие мрака в жизни Давида. К концу псалма Давид по-прежнему остаётся во власти теней. Вместо того чтобы ликовать, он сетует: «я же беден и нищ», а вместо того чтобы хвалить, молит: «Боже мой! Не замедли» (Пс. 39:18).

Песнь Давида об утраченном, обретённом и вновь утраченном счастье вносит корректировки в наши ожидания радости уже в нынешнем веке. Его жизненный опыт, наряду с жизненным опытом многих других, напоминает нам, что нам не следует слишком рано пытаться заполучить райское блаженство. Ещё не всё в этом мире обновлено; ещё не все эмоции обрели целостность; ещё не вся радость принадлежит нам. Пока мы ходим в бренном теле и носим в себе смертельного врага, наша радость, хоть и останется настоящей, всё же будет смешана с периодами мрака.

При этом, тьма, какой бы мучительной она ни была, является общей для всех. Мы разделяем её с псалмопевцами, пророками и апостолами, со святыми, жившими прежде нас и после нас, и, конечно же, с нашим Спасителем. «Мы стоим не на нехоженом пути, — напоминает нам К. С. Льюис. — а на основной дороге» («Письма к Малькольму»).

radost-daleka3

Бог близок

Однако кисть Давида наносит не только чёрные мазки. Этот псалом, в котором так много тоски, тем не менее, в высшей степени уравновешен надеждой. Мрак естественен, и это так. Но Бог близок.

Даже когда казалось, что молитвы Давида возносились в небо неуслышанными, их в действительности слышал Бог, Который никогда не оставлял Давида (Пс. 39:2). Даже когда Давид снова оказывался во рве, Бог приближался к нему с непоколебимой любовью и верностью (Пс. 39:12). Даже когда Давид чувствовал себя бедным и нищим, а сердце его оставляло его (Пс. 39:13), он всё же мог сказать: «Господь печётся о мне» (Пс. 39:18).

Мы можем спросить: «но, если Бог так близок, почему тогда мрак естественен?» Конечно, иногда виной тому мы сами, как это было с Давидом, по крайней мере, в некоторых случаях (Пс. 39:13). Бог всегда был рядом, но мы сами себя загоняли в ров. Однако нередко те, кто служит Богу, оказываются во тьме не по своей вине. В такие моменты мы вспоминаем, что у Господа, Который любит нас — Который, по сути, возлюбил нас до смерти, — есть некие планы. И они могут осуществиться только в полночь.

Нам нужно взглянуть не далее чем на величайшего Сына Давида. Эхо Его шагов слышно в этом псалме (Пс. 39:7-9; Евр. 10:5-7). В сравнении с тьмой, которую пережил Иисус, та, что была в жизни Давида, оказалась лишь мимолётной тенью. Никто не был ближе к Богу, чем Его сын. И тем не менее, никто не проходил более тёмным путём.

Не позволяйте себе судить о Божией близости к вам по тому, насколько ясное над вами небо. Вы не забыты и не оставлены, если принадлежите Иисусу. Ваш Господь, во всей Своей необъятности, печётся о вас (Пс. 39:18).

Радость приближается

Впрочем, Божия близость не означает, что мы никогда не будем ходить во мраке. Однако она означает, что мрак никогда не будет целью, но всегда лишь средством: он – железнодорожный путь, но не станция назначения; тропинка к дому, но не домашний очаг. Во мраке Бог настраивает струны нашей души, готовя их к будущей песне хвалы.

В назначенное Богом время вернулась радость, которая, казалось, была столь далека от Давида: «извлёк меня из страшного рва…, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. 39:3-4). И затем воспоминание об утраченной и возвращённой радости поощряет его следующим образом молиться в конце псалма, когда радость снова покинула его: «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: „велик Господь!“» (Пс. 39:17).

radost-daleka4

Уверенность Давида в том, что радость придёт, не означала, что мрак, в котором он пребывал, в конечном счёте, не был так уж глубок. Это значит, что радость тех, кто во Христе, всегда будет глубже и убедительнее, чем мрак, — бесконечно глубже и безмерно убедительнее. Возможно, прямо сейчас вы не ощущаете истинности этих слов. Но можете ли вы, вопреки всему, представить, что вы снова будете петь, снова будете смеяться и говорить каждому, кто захочет слушать: «велик Господь!»?

Утраченная радость не должна оставаться утраченной. И она не останется таковой для тех, кто во Христе. Хотя в настоящее время кажется, что ваша радость во Христе едва тлеет, настанет день, когда она снова вспыхнет ярким пламенем. Даже если тьма сгустится и не рассеется до конца вашего земного странствия, настанет день, когда вы встанете на твёрдой скале, и ваши ноги больше не будут скользить. Настанет день, когда вы воспоёте новую песнь, и с ваших губ больше не сорвётся вздох. Сколько бы тёмных дней вы ни пережили в своей борьбе за радость в Боге, все они, по словам Сэмюэля Рутерфорда, «ничего не стоят в сравнении с радушным приёмом, который ожидает нас в первый же вечер по прибытии домой на небеса» (The Loveliness of Christ, 21). Христианин, полнота радости уже близка. Безмерной радости, вечной радости в мире, не имеющем конца.

Надежда – в Нём

Впрочем, обетование о приближающейся радости принадлежит не всем, кто шагает во мраке. Оно принадлежит лишь тем, кто, даже находясь во мраке, никогда не перестаёт искать Бога. Обратите внимание на определяющую фразу из молитвы Давида: «да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя» (Пс. 39:17). Таким образом, последнее напоминание Давида звучит для нас как призыв: надейтесь на Бога.

Ждите ответа от Бога, даже если Он сильно замедлит. Крепко держитесь за Его обещания, даже если кажется, что Он о них забыл. Продолжайте взывать к Нему, даже когда вы не уверены, что Он слышит. Продолжайте искать Его лица, даже когда вам меньше всего этого хочется. А устав ожидать, не поддавайтесь искушению «уклониться ко лжи» (Пс. 39:5), то есть, искать утешения в чём-либо, помимо Бога, в том, что обещает мгновенное облегчение. Ждите, крепко держитесь, молитесь, ищите и верьте в приход вашего Бога.

Скоро мрак перестанет быть естественным – он попросту исчезнет. Бог не будет просто близким, но станет видимым. Радость будет не просто настоящей, но полной и вечной. Как написал в своей песне «Славьте Спасителя, все знающие Его» («Praise the Savior, Ye Who Know Him») Томас Келли:

Тогда мы окажемся там, где быть должны;
Тогда мы станем теми, кем быть должны;
То, что не принадлежит, и не может принадлежать нам,
Скоро станет нашим.

Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!