«В моей жизни нет ничего примечательного», — заявил он.
«Нет карьерного роста. Мало друзей. Нет супруги. Нет надежды на финансовое благополучие. Нет ничего. Я весь в долгах, с детства борюсь всё с теми же грехами. Не так уж много осталось того, на что я мог бы надеяться. Вы не услышите ни об одном из моих достижений, потому что их нет. Есть лишь одно – множество дней жизни. И я не знаю, для чего я всё ещё жив».
Прошла пора молодости. И по ночам компанию ему составляли лишь былые обиды, умершие мечты и сморщенные от старости ожидания. Он описывал свою жизнь теми же словами, что и Энн из Зелёных Крыш: «Моя жизнь – это настоящее кладбище надежд». И действительно, множество его надежд было заживо погребено.
Время лишь бередило его раны. И он сердился на предавших его членов церкви, лелеял обиды на обманувших его работников и ожесточался из-за того, что другие получили то, о чём он лишь мечтал. Он изо всех сил боролся с грехом — и вот, как Бог отплатил ему?
По-видимому, сносить разочарования в молодости было легче, но теперь солнце клонилось к закату. И где же была та жизнь, которую он всегда себе воображал? Он стал могильщиком для собственных былых надежд.
А что, если и вы, подобно моему другу, оглядываетесь назад и видите лишь кладбище грёз; яйцо, из которого никто так и не вылупился; нечто чудесное, что так и не наступило; годы, пролетевшие, как один вздох. Что делать, когда жизнь, которой вы для себя желали, осталась далеко позади?
1. Не держитесь за свои желания иной жизни
Следует признать, что «надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» (Прит. 13:12). Когда человеку так и не удалось получить работу или найти спутника жизни, а раны так и не зажили, подобная задержка блага (или даже полная утрата надежд на благо) может вынудить такого человека проливать горькие слёзы. Однако в один прекрасный день нам нужно будет отложить бремя несбывшейся жизни и, взирая на Иисуса (Евр. 12:2), поспешить встать на реальный, лежащий перед нами путь.
Именно к этому призывает Христос, повелевая «вспоминать жену Лотову» (Лук. 17:32). Ведь она, вместо того, чтобы поспешить в новую жизнь, к которой её призвал Бог, жадно оглядывалась на Содом. В результате, Бог превратил её в соляной столп. Подобно ей, многие из нас испытывают искушение с сожалением оглянуться. Так поступил Димас, когда, «возлюбив нынешний век», он оставил Павла (2 Тим. 4:10). В то же время, некоторые другие жадно смотрят на город, в котором никогда не были, на жизнь, которой никогда не жили.
А Иисус продолжает: «кто пытается сохранить свою жизнь, тот потеряет её, и кто потеряет свою жизнь за Меня, тот сохранит её» (Лук. 17:33, НРП). И едва ли не самым сложным здесь будет потерять ту жизнь, которую мы лишь надеялись иметь. Ведь уничтожение призраков – работа нелёгкая. Однако все мы должны отвернуться от прошлого, если оно мешает нам простираться к тому, что ждёт впереди (Фил. 3:13).
2. Взирайте на жизнь будущую
История человечества – это не «повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишённая смысла», как в отчаянии восклицает Макбет. Это повествование, более великое, чем наши эпизодические роли, рассказанное мудрым и благим Творцом, который для христиан является также и Отцом. Не нужно делать вид, что наша история — это История с большой буквы. Лучше радостно вплести несколько своих строк в сюжет Божией драмы искупления. Сам по себе христианин может взглянуть на неказистый очерк своей жизни, содрогнуться на миг, а потом возрадоваться радостью неизреченною и преславною, ведь со Христом его ждут впереди ещё много глав. И эти главы будут самыми лучшими. И смерть для него – скорее начало, чем конец, скорее запятая, чем точка, скорее возвращение домой, чем прощание с домом.
Вот, почему жизнь по эту сторону небес Павел описывает как ожидание. Мы убиваем грех и живём благочестивой жизнью, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). В этом состоянии ожидания мы благовествуем. Ожидая, ищем Его лица. Ожидая, проводим малые группы, растим детей, трудимся на работе. В истории каждого христианина есть нечто большее, чем сиюминутные переживания. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19).
И чего же мы ожидаем? – Мы ожидаем нашего блаженного упования – явления Иисуса Христа. Упование на Него разительно отличается от всех тех надежд, что мы имеем в земной жизни. Он – счастливая надежда, надежда, которая никогда не окажется ложной, не поколеблется и не разрушится. Быв некогда похоронен, Он стал единственной надеждой, победившей смерть.
Вы оплакиваете жизнь, которая так и не наступила? – вот, перед вами «воскресение и жизнь» (Иоанн 11:25). Тот, в Ком наша надежда, восседает на престоле, одесную Отца, и Он бессмертен; наше наследие нетленно. Истинная жизнь верующего человека проявляется в следующем: «когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4).
В тот день, когда Он выбросит грехи Своих детей в пучину морскую, даже в нашей земной, повседневной жизни, все увидят святых. Они будут величайшими сокровищами в Христовом венце, небесными королями и королевами. В тот день они скажут:
«Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).
Жизнь начнётся, когда Он придёт. Самое интересное приключение ждёт нас по ту сторону могилы.
3. Примите жизнь, которая у вас есть
Глядя вперёд, на ожидающие нас небеса, мы сможем принять жизнь, которую имеем сейчас. Иисус, «вместо предлежащей Ему радости» (Евр. 12:2), взошёл на древо и выпил чашу нашего гнева. Но концовка этой истории дала Ему силы, как даёт силы и нам, перенести то, что было в середине. Если в пределах короткого абзаца своей жизни мы слышим слова Иисуса: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43), то не стоит грустить даже о самой унылой и, на первый взгляд, бессмысленно прожитой жизни. «Разрешиться и быть со Христом…. несравненно лучше» (Фил. 1:23).
Так что, прислушаемся к совету Джона Пайпера: «иногда вы можете горько оплакивать свои надежды на лучшую жизнь, горевать о потерях. Но после этого, умойтесь, доверьтесь Богу и примите жизнь, которую сейчас имеете», зная, что во Христе вас ожидает нечто лучшее в будущем. Знание о наследии, ожидающем нас, учит нас не горевать о несбывшемся, но скорее радоваться тому, что будет. Мы горим ревностью о добрых делах, о Божией славе, о благе ближних; мы молимся Отцу, читаем Его Слово, повинуемся и поклоняемся Его Сыну; мы смеёмся и плачем, поём и надеемся, ожидая встречи с Ним за каждым следующим поворотом. Верьте Христу, последуйте за Ним сейчас, и с этого момента вы больше не будете удаляться от дома.
Не изнемогайте
Возможно, вы устали от ожидания. Я-то уж точно. Я очень желаю оказаться дома, у Господа. Я очень желаю, чтобы не было ничего плохого, чтобы окончилась борьба с грехом, чтобы мне не приходилось слышать страшные вести. Я желаю пережить полное единение со святыми, желаю увидеть Его лицом к лицу.
Тем не менее, все величайшие истории учат нас не изнемогать во время ожидания. Развязка покажет, что это того стоило. Итак, нужно ли нам изнурять себя в ожидании всего, чего мы когда-либо желали? Нужно ли горевать оттого, что солнце вечного блаженства восходит в шесть часов, а не в четыре? Определённо, благодаря нескольким лишним тёмным часам, сияние вечности становится ещё более желанным; а ещё несколько глав, держащих вас в напряжении, усиливают эффект развязки.
Он придёт. Блаженны те, кто, несмотря на разочарования этой жизни, ожидают последующих глав. Не держитесь за жизнь, которая так и не наступила. Примите жизнь, которая есть у вас сейчас. И ожидайте той жизни, которая скоро наступит.
Автор — Грег Морзе / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!