«Ты проживаешь лучшие дни своей жизни».
Это замечание застало мою жену врасплох. Она везла наших двух малышей к кассе продуктового магазина, когда пожилая женщина произнесла это пророчество. Женщина говорила из своего опыта, как мать, которая когда-то возила своих малышей в такой же продуктовой тележке. Возможно, она увидела в моей жене копию себя много лет назад. Возможно, наши мальчики навеяли ей дорогие воспоминания. Так или иначе, она почувствовала желание сказать, оглянувшись назад: «Вы проживаете лучшие дни своей жизни».
Мы с женой чувствуем истину в её словах. Даже среди хаоса этого юного возраста мы часто улавливаем проблески того, какой будет жизнь, когда в доме больше не будет слышно топота маленьких ножек и смеха маленьких голосов. Мы не удивимся, если будем вспоминать это время — эти дикие, изнурительные, чудесные годы — как самое сладкое время в нашей жизни. Еще мы не удивимся, если они уйдут из дома раньше, чем нам хотелось бы.
Такие моменты, как этот в продуктовом магазине, заставили меня задуматься о том, как прожить драгоценные дни, которые, как вы точно знаете, однажды пройдут. Как, будучи христианами, мы должны наблюдать и правильно реагировать на то, как растут дети, пустеют места за столом, угасает дружба, стареют и покрываются морщинами лица?
Каждый хороший период жизни заканчивается
В мире перемен и упадка добрые дары мимолетны по своей природе. Дети становятся взрослыми, а волосы седеют. Медовые месяцы проходят, а юбилеи накапливаются. Хорошие служения заканчиваются, а новые начинания быстро устаревают. Эти факты настолько очевидны, настолько неизбежны, что, казалось бы, мы должны лучше подготовиться к ним.
Но что-то в нас — что-то во мне — пытается отрицать очевидное и опережать неизбежное. Мы, конечно, разработали десяток способов запрудить реку Времени. Кто-то фотографирует: делает много фотографий, красивых таких, фото, на которых запечатлено наше счастье. Некоторые пытаются улавливать моменты, которыми нужно наслаждаться, а не организовывать их. Некоторые становятся навязчивыми в отношениях. Кто-то относится к детям так, будто они на несколько лет младше своего реального возраста и продолжают быть малышами. Иногда я обнаруживаю, что пытаюсь продлить моменты дольше, чем они должны быть, подобно человеку, который продолжает кричать «Бис!» после того, как труппа ушла домой.
Такие порывы часто проистекают из своего рода ожидаемой ностальгии, осознания подарков настоящего, которые мы не можем представить как прошлое, как что-то уже ушедшее. Поэтому мы держим сачок над самыми яркими днями, пытаясь поймать бабочку непреходящей радости на полях времени. Но дыры всегда слишком велики. Как бы мы ни старались, мы не можем выхватить хорошие времена года из суетного мира Экклезиаста, где «в грядущие дни все будет забыто» (Еккл. 2:16).
Увы, мы не можем остановить ветер, уносящий наши лучшие моменты. Но мы можем научиться жить более мудро, позволяя ветру дуть.
Рука, которая держит наше время
Кратковременность прекрасных сезонов может показаться некой жестокостью. И в каком-то смысле, конечно, наши потери действительно напоминают о нашем падшем жребии, о том, что мы живем в стране, где все хорошее умирает. Наши времена, как и мы сами, переходят из праха в прах, жертвы проклятого грехом мира, подверженного тщетности (Римлянам 8:20). Но Писание хочет, чтобы Божий народ по-другому смотрел на проходящие сезоны. В конце концов, не время отнимает у нас лучшие дни, это делает Бог (Иов 1:21). И поэтому мудрость приходит от того, что мы видим руку, которая держит наши времена.
«Всему свое время, и всякому делу под небом свое время», — говорит нам проповедник (Екклесиаст 3:1). И Бог — тот, Кто создал это время. «Он сделал все прекрасным в свое время» (Екклесиаст 3:11). Он дает времена радости и веселья, времена, когда можно праздновать и смеяться. Но по эту сторону небес Он не дает ни одного из этих сезонов навсегда. В свое нежное и милосердное время даритель «всякого доброго дара» забирает одолженные сокровища, напоминая нам, что они никогда по-настоящему не принадлежали нам (Иак. 1:17). Подобно лучам солнца, наше время не принадлежит нам.
Те, кто получают свои времена из рук Бога и готов отказаться от них по Его велению, обретают парадоксальный и противоречащий здравому смыслу вид свободы. Чем скорее мы готовы расстаться с хорошими дарами, тем меньше мы беспокоимся о том, что можем их потерять, и тем больше мы можем наслаждаться ими. Представив себе, что его лучшие времена давно прошли, проповедник говорит нам: «Лучшее, что может человек, это есть, пить и наслаждаться работой, которую он должен делать. Я понял так же, что приходит всё это от Бога» (Екклесиаст 2:24, Современный перевод).
Или, как пишет Дэвид Гибсон: «Вместо того чтобы использовать эти дары как средство для достижения более великой цели — получения конечной выгоды в этом мире, — мы находим время, чтобы жить внутри самих даров и видеть в них руку Божью» (Living Life Backward, 45). Мудрые видят руку Бога в своих лучших временах; они также видят свои лучшие времена в руке Бога. «В Твоей руке дни мои», — говорит псалмопевец (Пс. 30:16). И если наши времена в руке Бога — Его хорошей, мудрой, доброй руке, — то нам не нужно пытаться удержать их в своей.
Отмечая время печатью вечности
Но мы можем сказать больше. Действительно, по эту сторону креста и пустой гробницы, после того как Иисус «явил жизнь и бессмертие через Евангелие» (2 Тимофею 1:10), мы не можем не сказать больше. Возможно, сейчас мы живем в мире Экклезиаста, но движемся к миру, в котором нет ни суеты, ни тщетности, ни потерь. И хотя мы не можем удержать времена и сезоны нашей жизни от ускользания от нас здесь, Писание дает нам надежду, что мы можем запечатлеть их в вечности. «Жизнь всего одна, да и та скоро пройдет; сделанное для Христа сохранится» — только то, что сделано для Христа, пребудет.
Апостол Павел шепчет об этом чуде. «В Господе, — говорит он коринфянам, — труд ваш не тщетен» (1 Кор. 15:58) — не предназначен для суеты, не унесен ветром. Или, как он пишет ефесянам: «Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф. 6:8). Добрые дела, сделанные для Христа, хорошие периоды жизни, прожитые целиком для Христа, не остаются в прошлом. Наши ладони не могут поймать уходящие мгновения, а вот руки Иисуса могут. Поэтому каждое мгновение, отданное Ему, станет чем-то большим, чем мимолетным и преходящим.
Настоящие дары должны умереть. Но если они умрут во Христе, то обретут своеобразное воскресение. Сезоны и периоды нашей жизни не вернутся к нам прежними (как будто мы сможем снова стать родителями малышей во славе), но «все хорошее», что мы сделали в эти времена, будет запомнено, вознаграждено, запечатлено в памяти подобно золотому кирпичу на улицах Нового Иерусалима.
Геррит Скотт Доусон в своей книге о вознесении Иисуса выразительно говорит об этом. Если Иисус, первенец из мертвых, действительно царствует в жизни без смерти, то тем, кто соединен с Ним можно сказать следующее:
«Ничто хорошее в нашем человечестве не потеряно. Память о теле, которое работает в здравии, — это не просто воспоминание, теперь это предвкушение. Боль от истинной любви, которую когда-то знали, но теперь вас разлучили, будет наполнена славным воссоединением. Чувство далекого воспоминания о Красоте, идеал Истины в падшем мире, стремление к Добру, возникающее среди удушающих терний нашего зла, — все это обретет исполнение, когда созреют первые плоды, готовые к жатве». (Иисус вознесся, 113)
Время, возможно, лишило нас наших лучших дней, но «Бог воззовет прошедшее» (Екклесиаст 3:15). И Он знает, как вернуть нам лучшие времена — только теперь они будут гораздо лучше.
Тоска по небесам
Возможно, вы переживаете драгоценные дни, которые, как вы знаете, скоро пройдут. Вы чувствуете, как песок ускользает сквозь пальцы. Вы видите, как мох начинает прорастать над вашими самыми счастливыми моментами. Еще несколько дней, и вы будете сидеть под деревом, оставшимся без листьев, а сезон жизни пройдет и уйдет навсегда. Но пройдут дни и те, кто живут во Христе, окажутся в сезоне, который не закончится никогда.
Вечный сезон на небесах не будет статичным. Сколько бы мы ни открывали для себя Бога, береговая линия Его совершенств будет все время уходить за горизонт, оставаясь «неизмеримой», как и прежде (Ефесянам 2:7). Но каким-то образом поток вечности будет течь дальше, не унося ничего хорошего, не возвращая скорби, плача или боли (Откровение 21:4). Мы будем наслаждаться переменами без расставаний, ростом без потерь, сезоном без печали.
Я размышлял, смогу ли я жить более благочестиво, если научусь правильно воспринимать свои боли и страдания. Ведь когда я чувствую, что время бежит быстрее, чем я могу за ним угнаться, на самом деле я жажду жизни с Иисусом. И вопрос, который я должен задать, заключается в следующем: если даже этот падший мир хранит такие драгоценные моменты, как эти, то какой же будет вечность с Ним?
Каждый хороший сезон жизни однажды закончится, но только сейчас. Поэтому, когда в голову закрадывается мысль: «Ты проживаешь одни из лучших дней в своей жизни», мы можем ответить: «Возможно, в этой жизни. Но когда эта жизнь закончится, наступят гораздо лучшие дни».
Автор — Скотт Хаббард / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!