Каково это – жить в наши дни одному? Некоторые не женаты/замужем в 20, некоторые в 60. Для некоторых это выбор, для некоторых – результат обстоятельств. Некоторые никогда не были женаты/замужем, некоторые снова остались одни в результате развода или смерти супруга/супруги.
Что говорит Слово Божье о возможности прожить жизнь одному и славя имя Его?
Безбрачие – благо
“И сотворил Бог человека по образу Своему” (Бытие 1:27). Писание указывает: неважно, состоишь ли ты браке, это не существенно. Всякий человек создан по образу и подобию Божьему, в независимости от своего семейного положения. Поэтому ваша ценность не определяется гражданским статусом. Мы значимы, потому что мы — творение. Живым свидетельством этого факта является Иисус Христос, который показывает нам, каково это – быть человеком. Он прожил совершенную жизнь, сотворенный по образу Бога (Колоссянам 1:15), и не был женат. Жизнь без супруга/супруги не отнюдь не хуже или менее ценна, чем жизнь в браке.
Иисус почтил брак и расширил понятие прелюбодеяния (Матфея 19:3-9). Он также учил, что брак не является необходимым условием жизни: некоторые люди могут оставаться холостыми из необходимости или по желанию (Матфея 19:11-12). Павел был руководителем служения и не состоял в браке (1-е Коринфянам 7:8, 9:5), также уча, что одиночество – дар (1-е Коринфянам 7:7). Не женатые или состоящие в браке, мы, в любом случае, должны воспринимать нашу жизненную ситуацию как ценный и прекрасный подарок от Бога.
У холостой жизни также есть исключительные преимущества. Одно из них – отсутствие проблем, возникающих в браке. Павел отмечал, что неженатые будет избавлены от житейских неурядиц и волнений супружеской жизни (1-е Коринфянам 7:28, 32-33). “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу” (1-е Коринфянам 7:32) и способен “непрестанно служить Господу без развлечения” (1-е Коринфянам 7:35). Также и Иисус говорил о свободе выбора и возможности не жениться “для Царства Небесного” (Матфея 19:12). Это и есть величайшее преимущество – возможность посвятить свой разум, свободный от суеты быта, Христу и служению Ему.
Безбрачие рассматривается в Новом Завете с положительной точки зрения, из-за исторических событий, происходящих в Библии на тот момент. В Ветхом Завете брак был нормой, а безбрачие – редкостью. В Новом Завете брак оставался нормой, но восприятие безбрачия улучшилось ввиду невероятной пользы, приносимой им. Когда мы преобразимся в новое творение, то будем “как Ангелы на небесах” и нас поглотит бесконечная любовь, к которые земные браки могут только стремиться (Марка 12:25; Луки 20:34-36). Брак на Земле – лишь предвестник вечного союза Христа и его Церкви (Откровение 19:7-9).
Будучи искуплены жертвою Христа, мы теперь живем в ожидании вечности. К нашей первой обязанности – плодиться и размножаться (Бытие 1:28) – теперь добавилось и умножение учеников (Матфея 28:18-20). Брак необходим для первого, но не для второго. Не женатый человек может полностью посвятить свой разум этой важной миссии.
Безбрачие — вызов
Жить одному не значит жить без проблем. Первой трудностью, с которой столкнулся Адам, было одиночество: “не хорошо быть человеку одному” (Бытие 2:18). И Бог ответил на это женой. Многие мужчины стремятся к браку, но у них нет возможности осуществить свое желание. Остальным, пожалуй, стоит задуматься над тем, как взрастить подобное желание. Брак должен быть почитаем, а большинству людей следует стремиться к нему (Евреям 13:4). Более того: “Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа” (1-е Коринфянам 7:2). Брак – норма, необходимость и Божий дар, которого следует искать очень многим.
Людям, не состоящим в браке, необходимо быть мудрыми, чтобы справляться со своей сексуальностью и вызываемыми ею испытаниями. Касательно отношений с женщинами есть уместные, восхваляющие Бога решения. К примеру, Павел советовал Тимофею смотреть на “молодых, как сестер, со всякою чистотою” (1-е Тимофею 5:2). Сексуальность должна быть возможна только в браке, и Бог говорит об этом весьма недвусмысленно: воздерживайтесь от распущенности (Галатам 5:19; Ефесянам 5:5; Колосянам 3:5; 1-е Фессалоникийцам 4:3). Это очень нелегкая задача, особенно в наше время, когда секс повсюду. Нам нужна мудрость, дарованная Духом Святым, а также сила воли, чтобы угождать Богу и выражать уважение женщинам нашими мыслями, взглядами, словами и телами.
Одиночество – уникальный вызов, с которым сталкиваешься, не будучи женатым/замужем. Хотя брак и стал мгновенным ответом на жалобу Адама, но Писание также являет дружбу и семью Божью как Его обеспечение. Женитьба нужна не всем, в отличии от дружбы. «Неженатый/незамужний человек» – не значит одинокий. Дружба — часто недооцененная необходимость жизни.
Вернемся к Иисусу и Павлу – они оба явно поддерживали дружеские отношения. У Иисуса было двенадцать близких друзей, трое из которых были ближе остальных (Петр, Иаков и Иоанн), а один – самый близкий (Иоанн). В момент, когда Иисус чувствовал одиночество наиболее остро – в Гефсиманском саду – Он хотел, чтобы три его друга были рядом (Матфея 26:38-39). Также и Павел: в Деяниях мы видим, что он редко путешествовал в одиночку, а когда срок его жизни подходил к концу, он попросил Тимофея, одного из ближайших друзей, остаться с ним (2-е Тимофею 4:9).
Четыре особенности дружбы
Что конкретно имеется в виду под такой дружбой? В Притчах перечислены четыре признака, первый из которых – близость.“Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат” (Притчи 18:25). То, что в наши дни принимают за дружбу, часто – не более, чем приятельские отношения. Человеку необходим друг, более привязанный, нежели брат, “или друг [твой], который [для тебя], как душа твоя” (Второзаконие 13:6; ср. 1-е Царств 18:1).
Второй признак – постоянство. “Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?” (Притчи 20:6). И правда: “друг любит во всякое время” (Притчи 17:17). Приятель может говорить о своей любви, а настоящий друг будет поддерживать вас во всех испытаниях и стоять за вас горой. Он не отдалится в тяжелые периоды и подставит плечо. Ненадежный друг рядом, когда от вас есть польза, надежный – даже когда ее нет (Притчи 19:4,6).
Третий признак – открытость. Настоящий друг открыт и честен, так как умение давать и получать мудрые советы является неотъемлемым признаком дружбы. К тому же, нам необходим человек, способный говорить жестко, но правдиво. Тот, кто знает вас «без масок», и может быть прямым и откровенным в разговоре. Как говорится в Притчах 27:6 “Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего”. Люди могут осыпать вас «поцелуями», но настоящий друг, из любви к вам, будет говорить правду.
Ну, и наконец, основа дружбы – доверие. Недоверие ослабляет «основу», доверие же ее усиливает. Именно поэтому Притчи называют тех, “кто снова напоминает о нем [проступке]” (17:9), “наушниками” (16:28). Такие друзья делятся тем, что было рассказано им по секрету, и снова поднимают темы, которые следовало бы давно забыть. Они не надежны, им нельзя доверять, а без доверия, дружба не может укрепляться или продолжаться.
Настоящая дружба редка, но возможна. Она требует смирения, и мы должны задаться двумя вопросами. Не “Кто мог бы быть таким другом для меня?”, но “Как я могу стать таким другом для других?” Для этого требуются время и целенаправленность, но в результате дружба расцветет, а плодами станут беседы и совместный опыт. Нужно регулярно проверять: “Что еще я могу предпринять и с кем мне следует укреплять дружеские связи?”
Взгляд в вечность
Все мы, как церковь, вне зависимости от семейного положения, предвкушаем момент, когда Христос станет нашим верным супругом и лучшим другом, когда у нас будет возможность наслаждаться общением с Ним. На самом деле, нам не нужно ждать. Иисус уже отдал свою жизнь за нас, свою Церковь (Ефесянам 5:22-23), и назвал нас друзьями (Евангелие от Иоанна 15:13-15). Через веру в Него, мы пережили опыт супружества и дружбы в вечности.
Благодаря этому опыту, ваша земная жизнь, если вы не женаты/замужем, может не быть одинокой, но исполненной радостью дружеских отношений. Также не должна она быть и бессмысленной, ведь шанс посвятить себя служению Господу и его восхвалению это привилегия. Даже если вы рассматриваете возможность вступления в брак, вам нет нужды превращать свою жизнь в ожидание. Предпочтительнее будет прилежно использовать весь потенциал, доступный за счет безбрачной жизни, для служения.
Автор — Дрю Хантер / thegospelcoalition.org
Перевод — Глория Лунева для ieshua.org
Дрю Хантер – пастор в Зайонсвилле, штат Индиана, где он живет со своей женой и тремя маленькими сыновьями. Он ведет блог «Gospel Refresh» и у него есть аккаунт в Твиттере.
Последнее: 26.07. Спасибо!