Учеников постоянно занимал вопрос о величии. «Кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18:1). Иисус отвечает на этот вопрос так, как они не ожидали. Он говорит, что «вы должны стать подобными пайдион», ребёнку, для того, чтобы войти в Царство Небесное (ст. 3). Они представляли себе иерархию должностей. А Иисус говорит, что для того, чтобы попасть туда, «вы должны смирить себя». Он говорит не о том, кто там будет больше, а о том, кто вообще там будет!
Недавно в своей статье я сказал, что позволил себе вольность, переведя греческое слово пайдион, означающее «ребёнок», как «любой, кто находится под властью», применив его к жертвам сексуального или духовного насилия. Однако, изучив этот отрывок подробнее, я кое-что выяснил.
В арамейском языке есть одно и то же слово, обозначающее «ребёнок» и «слуга». Таким образом, когда Иисус взял на руки маленького ребёнка, он дал ещё более чёткое объяснение величия: чтобы быть больше, нужно служить. [1]
Сатана изгнан
Тема смирения проходит через всю Библию. Многие проповедники предупреждали людей, что то или иное поведение не позволит им попасть на небеса, но задумывались ли они о гордыне? Не из-за неё ли сатана был изгнан?
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: „взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Но ты низвержён в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12-15).
Разве Иисус не уделял гораздо больше времени предостережениям против гордыни, чем против прелюбодеяния или мирской суеты? Разве Он не обличал религиозные круги чаще, чем более очевидных «грешников» (см. от Матфея 7, 23)?
Я действительно хочу быть великим в Царствии Небесном!
Мы должны желать быть великими в Царстве Божьем. Но мы должны понимать, что это не значит, что люди должны служить вам. Все совсем наоборот: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18:4). Иисус пришел на землю не на троне, а в грязных яслях; не как царь, а как беспомощный младенец; не среди знати, а среди сельскохозяйственных животных. Богослов Крис Грин сказал, что Иисус пришел как слуга (Флп 2:6), потому что быть хозяином было для него недостаточно низко. Другими словами, дело не в том, что Иисус смирил себя (хотя очевидно, что Он это сделал), но в том, что смирение — это Его сущность.
Недавно я прослушал аудиозапись выступления очень известного телепроповедника, который возглавляет крупную церковь в Огайо. Он ругал сотрудников за то, что те не выполняют свою работу так хорошо, как, по его мнению, должны. Он воспринимался не столько как пастор, обращающийся к тем, кто трудится в церкви, сколько как сержант-инструктор, стремящийся унизить новобранцев. Он демонстрировал поведение, прямо противоположное тому, которое поощрял Иисус, говоривший: «если хочешь быть больше, будь слугой». Пасторы, которые регулярно выходят из себя по отношению к работникам, не годятся на роль пастырей.
Иисус говорит Своим ученикам, что они должны измениться. Они не смиренны. И давайте не будем забывать, что это произошло сразу после того, как они не смогли изгнать демона. Вы можете задаться вопросом о том, какое отношение 17-я глава Евангелия от Матфея и невозможность изгнать беса имеют к 18-й главе Евангелия от Матфея и тому, чтобы быть слугами. Помните, что Матфей, записывая своё Евангелие, не использовал нумерацию стихов или главы. Первый стих в 18-й главе начинается словами «В то время (или час)», которые связывают его со всем, что произошло в 17-й главе.
1. Неадекватность учеников и необходимость зависимости от Бога
В Матфея 17:14-20 Иисус объясняет, что они не смогли изгнать демона из мальчика: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно...» (ст. 20). Они были бессильны из-за своей слабой веры и недостаточной зависимости от Бога. Призыв к ним состоит в том, чтобы выйти за рамки самоуверенности или простых шаблонных действий и вместо этого глубоко довериться Божьей силе.
Затем в Матфея 18:1-4 рассказывается, что Иисус учит учеников, что величие в Царстве Небесном принадлежит тем, кто смиряет себя, как дети: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (ст. 3).
Крейг Бломберг пишет: «В понятиях первого века детей часто практически не уважали. Иисус придаёт им большое значение, но здесь Его более непосредственная мысль заключается в том, что будущие ученики должны разделять их состояние полной зависимости, в данном случае от Бога». [2] Смиренная, детская позиция свидетельствует о полной зависимости. Полагаться только на Бога — это понимание нашей собственной недостаточности и выражение смирения.
Взятые вместе, эти два отрывка образуют последовательность: ученики терпят неудачу в служении без смиренной, детской зависимости (Мф. 17), и затем Иисус показывает им, что истинный ключ к успеху — это смирение (Мф. 18).
2. Вера, смирение и сила Божья
По словам Евангелия от Марка, Он говорит им, что демоны такого рода реагируют только на молитву и пост (см. Марка 9:29). Молитва и пост отражают отношение к зависимости от Бога — акт смирения, в котором человек признает, что изменения происходят благодаря Божьей силе, а не человеческим способностям или заслугам. Мы поддерживаем свою жизнь с помощью пищи и воды. Когда мы воздерживаемся от этих вещей, мы выражаем смирение перед Богом.
В 18-й главе Матфея эта тема продолжается: великая сила приходит через великое смирение. Чтобы изгонять бесов, человек должен полностью зависеть от Бога, и мы выражаем это через молитву и пост. Смиренное сердце идёт рука об руку с верой. Если ученики полагаются на свои собственные силы или с гордостью подходят к духовным битвам, им не хватает такого положения сердца, которое необходимо для божественной уполномоченной власти.
То, что они все ещё спорят о том, кто из них будет величайшим в Царстве Божьем, скорее всего, является причиной того, что они не ведут смиренный образ жизни (который включает в себя пост) и не имеют силы изгнать демона. Они считают себя не смиренными слугами, а великими лидерами — лидерами, достойными уважения.
Мне вспоминается отрывок, который я нашёл в прошлом году среди трудов отцов-пустынников. История от матери-пустынницы Феодоры подтверждает силу смирения.
Жил-был отшельник, который мог изгонять бесов. И он спросил [бесов]: «Что заставляет вас уходить? Это пост?» Они ответили: «Мы не едим и не пьём». «Это бдения?» Они сказали: «Мы не спим». «Тогда какая сила прогоняет вас?» Они ответили: «Ничто не может победить нас, кроме одного лишь смирения». [3]
Когда вы в последний раз посещали конференцию по евангелизации или знамениям и чудесам, на которой подчёркивалось бы, что смирение является ключом к духовной власти? Но для этих отцов и матерей-пустынниц смирение, сокрушенность и самоотречение были ключами к духовной жизни и силе.
Уроки?
Как мы относимся к тем, кто находится под властью? Независимо от того, являетесь ли вы пастором, родителем или работодателем, мы должны демонстрировать характер Мессии в том, как мы относимся к тем, кто находится под нашей властью.
[1] Брюс Б. Бартон, Life Application Bible Commentary (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1996), 352.
[2] Крейг Бломберг, Matthew, vol. 22, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1992), 273.
[3] Джон Криссавджис, In the Heart of the Desert: The Spirituality of the Desert Fathers and Mothers (Bloomington, ID: World Wisdom, 2008), 74, Kindle.
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Дорогой Рон, я бы вам посоветовал поосторожнее с этими житиями святых. Что здесь не так? Сразу замечу, что я не служил в служении освобождения, но лично меня настораживает подобная откровенность бесов. Но если рассмотреть данный отрывок с богословской точки зрения — то, чем я занимаюсь, — то я замечаю некоторые тонкости, которые, на мой взгляд, ускользнули от вас. Смирение в данном случае — это не библейское смирение, это «дела». Библейское смирение — это смирение перед Словом Божьим:
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
(Деян.5:32)
В данном же случае смирение зарабатывается и вырабатывается: это как 100 раз прочитать молитву «Отче наш». Это не смирение сына Божего (или дочери Божьей), это смирение послушника, и не перед Богом, а перед «отцом» настоятелем — что является идолопоклонством, учитывая какие требования предъявлялись к послушникам. Библейское смирение — это смирение перед Словом Божьим. И оно также не вырабатывается самими, оно формируется в нас Духом Святым в результате личных отношений с Господом...
Когда-то я увлекался Достоевским. Пока не стал верующим (протестантом). Но и сегодня отдаю должное такому выдающемуся произведению как «Братья Карамазовы». Из него мне наиболее запомнилась фраза одного монаха: «В ложном смирении — наиболее гордости». Я ее всегда вспоминаю, когда встречаю один из титулов папы римского: «раб рабов Божьих». Не более и не менее.
В протестантизме тоже остались реликты подобного «смирения». Когда был пятидесятником, как-то в разговоре мне пастор сказал, что без благословения пастора нельзя изгонять бесов — я и опешил. «Почему? ведь Иисус повел нам?» — «Чтобы не возгордился».