Исаия 34:14. Про Лилит. Непонятно, неизвестно. Разъясните, пожалуйста. (Елена Дегтярева)
Отвечает Александр Ш., мессианский учитель:
Шалом Елена.
Давайте попробуем поразмышлять...
Если мы читаем в синодальном переводе место Писания из пророка Исаия 34:14, то никаких разговоров о Лилит не идет. Текст выглядит следующим образом:
14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. (Ис.34:14)
Звери, приведения, лешие... Есть разные толкования традиционно христианские о том, о чем идет речь. Кто-то говорит о бесах, кто-то об обезьянах, о зверях...
Но если мы посмотрим на иврит, то увидим Лилит:
14 И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе. (Ис.34:14)
Хочу отметить, что не так много переводов упоминает о Лилит, я нашел всего лишь несколько. На иврите не дается точного перевода слова «лилит», предлагаются варианты: ночное привидение (?), нечистый дух (?), сова (?). Итак, у нас появилась некая личность — Лилит, которая будет отдыхать в развалинах, а вокруг нее будут перекликаться козлы и т.д. по тексту...
В еврейской кабалистической традиции (!!!) Лилит — это первая жена Адама. Утверждают, что Бог создал ее до Хавы: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их.»(Быт.1:27). О создании же Хавы мы читаем позже, во второй главе Брейшит.
Согласно традиции, Адам и Лилит никак не могли ужиться вместе: когда он хотел возлечь с нею, она обижалась, если он просил ее лечь снизу. “Я не буду лежать снизу, — говорила она. — Мы равны друг другу, ибо оба созданы из праха”. В конце концов, Лилит произнесла тайное имя Бога, взлетела в небо и исчезла. Тогда Адам пожаловался Богу: мол, женщина, которую Ты дал мне, бросила меня. Бог тотчас послал ангелов Сеноя ( סנוי ), Сансеноя ( סנסנוי ) и Семангелофа ( סמנגלוף ) вернуть Лилит, и они отыскали ее на берегу моря, ‘в котором суждено было египтянам утонуть’ (ср. Исх.14). Там было множество похотливых демонов, и Лилит рожала более сотни лилим в день. Ангелы потребовали, чтобы Лилит возвратилась к Адаму, иначе она будет утоплена. Но демонесса ответила, что она создана только для того, чтобы насылать болезнь на младенцев. Однако Лилит поклялась, что если она когда-нибудь увидит имена этих ангелов или их изображения на амулете над новорожденным младенцем, то не будет трогать его. На этом они сговорились, а Бог наказал Лилит тем, что сто рожденных ею демонических младенцев умирали каждый день. Лилит, в отличие от Адама, избежала смерти, поскольку они расстались задолго до грехопадения.
Еврейская традиция крепчала в своем развитии, и начала свое повествование о том, как Бог создал Хаву. Дело в том, что Адам не спал, и видел весь процесс. Поэтому, когда Хава была создана, она не понравилась Адаму, и Бог увел ее в неизвестном направлении. И Богу пришлось предпринять третью попытку для того, чтобы человеку (Адаму) «было хорошо». На всякий случай Бог Адама усыпил... как говориться: «Для того, чтобы сохранить уважение к некоторым блюдам, люди не должны видеть как это готовится»... Так, ссылаясь на р. Йехуду бен-Рабби, повествует мидраш Б’решит Рабба (158,163-164), а также утерянный мидраш Абкира (133), отчасти сохраненном в Ялкуте Шимони (ср. Вавилонский Талмуд. Санhедрин.39a).
Во всей этой истории упоминается интересный договор Лилит с ангелами. Если она увидит их имена, то не будет вредить младенцам, которые не обрезаны. Поэтому иногда рисовались в домах, где были маленькие мальчики, небольшие таблички с именами этих ангелов, и вешались над их кроватками, чтобы Лилит ничего не могла сделать.
Например мы можем найти такое изображение амулета от Лилит. На этом тексте изображены имена трех ангелов-защитников, а самой Лилит нет.
Итак, различные амулеты от сглаза использовались широко в еврейской традиции раньше, и используются сейчас. Раввины не одобряют прямо использование амулетов, но если вы даже поверхностно коснетесь вопросов каббалы, то сможете увидеть, что практика довольно широкая.
Если мы поинтересуемся более глубоко, то сможем увидеть много подобных рассказов.
Мое мнение по тексту Писания — пророк Исаия передает атмосферу опустошения, и речь идет о совах. Все остальное — притянутое каббалой повествование, которое не находит своего отклика в Танахе и Брит Хадаша. Но очень часто мы, мессианские верующие, в своем стремлении окружить себя всем «еврейским» забываем исследовать корни и природу вещей традиций. А к сожалению — очень часто эти корни растут не из правильных источников. Поэтому, если вы попадете на современный израильский рынок сувениров — будьте внимательны. Наличие еврейской звезды и каких-то букв на иврите еще не означает, как уверенно обычно заявляет продавец, что на все, что там написано — Бог может сказать: «Да». Пусть еврейский народ тянется к Вам не из-за того, что Вы во всем «еврейском», а из-за света, который исходит из Вашего сердца.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Вообще то если хоть немного изучить семитологию, можно узнать, что это слово женского рода, на ханаанском языке означает- богиня.
Сергий, Богопознание не предполагает изучения каких-либо источников, кроме Богодухновенных, ибо знание надмевает, а любовь назидает. Кроме того, Писание предостерегает от мудрствования сверх написанного. Какая разница, что предлагает каббала? Какое мне дело до значения имени вымышленного персонажа? Или есть желание блеснуть эрудицией? На еврейском сайте? Вы это серьезно?