Было время, когда Иаков был молодым и бегал легко и быстро, куда хотел. Позже он мог ходить только прихрамывая.
Когда-то Давид возглавил армию Израиля, не имея соперников. Позже он бежал по пустыне, окруженный врагами.
Некогда Павел путешествовал и проповедовал без всякого жала во плоти. Позже он, мучаясь и согнувшись от боли, молился о милости, которая так и не пришла.
Многие из нас могут вспомнить время, когда казалось, что жизнь и служение проходили гладко. В те счастливые времена мы были более продуктивны, было меньше помех. Наше тело и вообще физическое состояние не так сильно беспокоило нас. Нас меньше критиковали. Отношения еще не дали трещину. А сейчас мы движемся медленнее, наши спины сильнее согнулись. Мы хромаем. Окружены. Изранены.
Нам кажется привлекательной и заманчивой мысль, что, не имея обременения, мы были бы гораздо более плодотворными. Разве мы не были бы лучшими родителями, лидерами, работниками, христианами, если бы бегали быстрее? Разве мы не сделали бы больше добра для Божьего Царства?
Возможно, Иаков, Давид и Павел тоже задавались этим вопросом. Хромота, брошенные в тебя копья и жало мешают эффективности и разрушают планы. Однако, со временем Божья мудрость становится очевидной. Хромота Иакова склонила его к Господу (Бытие 32:31), враги Давида сделали Бога его твердыней (Псалом 26:1), а жало Павла принесло слово, которое было намного слаще силы: «Довольно для тебя Моей благодати» (2 Коринфянам 12:9).
Их истории свидетельствуют об удивительных путях Божьей милости. Как однажды проповедовал Чарльз Сперджен: «Хорошо жить без проблем; но еще лучше иметь проблемы и знать, как получить благодать, достаточную для их преодоления».
Безмятежные дни
Обратите внимание на первую часть совета Сперджена: действительно, хорошо, когда у тебя нет проблем.
Дни без проблем — это отголоски нашего эдемского прошлого и шепот лучшего будущего. Это оазис в пустыне, ночлег для усталых паломников. В тихие и спокойные дни Иисус говорит нам: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Марка 6:31). Они приходят подобно зеленым пажитям и тихим водам, в виде нежданных дней отдыха и покоя, их можно сравнить с посещением земли, где течет молоко и мед. Это дары, красиво завернутые и посланные Отцом светов (Иакова 1:17).
И все же, для таких людей, как мы, слишком много беспечных и спокойных дней могут принести неприятности. В самые спокойные моменты своей жизни Иаков оказался самодостаточным и духовно закрытым. Давид увидел Вирсавию на крыше, вдали от полей сражений, и не смог отвести глаз (2 Царств 11:1-2). И если бы небесные видения пришли к Павлу, который не имел смирения, то тщеславие могло бы убить его (2 Коринфянам 12:7).
Подозреваю, что это может относиться и к нам. Дни тихие и безмятежные — это дар. Но, в то же время, и опасность. Без предельной осторожности в самые спокойные дни читать Библию уже не так хочется, молитва становится менее отчаянной, грех уже не кажется таким опасным, сатана не так сильно достает, мы меньше ценим Иисуса, а духовная реальность воспринимается, скажем так, менее реальной. В спокойные дни нам легче пренебречь своим положением и подняться на крышу незащищенными, как это сделал когда-то Давид.
Иногда самыми большими опасностями для души являются не бремена, а непрерывные благословения; не боль, а бесконечные удовольствия; не беды, а продолжительное спокойствие; не страдания, а безопасность без угрозы. Как трудно богатому войти в Царство Божье (Лк. 18:24) — так же трудно и беззаботному.
Когда много забот
Трудности, конечно, не гарантируют духовной глубины. Дьявол, держа процветание в правой руке, обычно в левой держит бедствия. Отсюда вторая часть совета Сперджена: «Лучше иметь проблемы и знать, как получить благодать, достаточную для их преодоления». Без благодати бремена сокрушают нас; с благодатью они склоняют нас к Богу.
Где же взять благодать, которая не только даст нам силы пережить трудные дни, но и в каком-то смысле сделает их лучшими? У Бога много рек и потоков благодати, но, так или иначе, все они текут через Его Слово. Здесь, в живых словах живого Бога, Он хранит благодать для каждой беды, облегчение для всякого бремени, бальзам для разбитого сердца. Так, слово благословения уязвило и исцелило Иакова (Бытие 32:29), слово приветствия поддержало Давида (Псалом 26:8), слово обетования заставило хвалиться слабого Павла (2-е Коринфянам 12:9-10).
Как и многие другие святые, несущие свои бремена, эти трое познали секрет, что Бог дает Свои лучшие сокровища тем, у кого больше всего проблем. Большая часть Его Слова была рождена в горе и страданиях, написана гонимыми пророками, плачущими псалмопевцами и заключенными в тюрьму апостолами. Библия — это книга слез, и в то же время это книга Бога, Который их вытирает. Поэтому так часто беда открывает дверь к глубочайшим утешениям нашего Отца.
Конечно, для меня Божье Слово редко сияет так ярко, как тогда, когда другие огни гаснут. Жестокость других людей заставила меня почувствовать Божью милость в Псалме 15, тьма сомнения осветила 50-ю главу Исаии, бессонница приблизила Бога Псалма 138, а утрата прославила меня в Филиппийцам 4.
«При умножении скорбей моих в сердце моем, — пишет псалмопевец, — утешения Твои услаждают душу мою» (Псалом 93:19). Что может быть лучше, чем утешения Самого Бога — Его рука на плече, Его голос, говорящий о мужестве, Его рука, поддерживающая нас? И все же такие драгоценные утешения приходят только через большое количество тревог и волнений. Многие вздохи, стоны, тревожные мысли — вот чаши, в которые Бог наливает утешения Своего Слова.
И со временем они становятся чашами, из которых мы дарим утешение другим.
Более глубокая плодотворность
Да, Бог готов дать бремена Своему народу — даже те, которые замедляют наш темп, нарушают покой и, кажется, препятствуют нашей плодотворности. Мы могли бы сделать вывод, что Бог заботится о том, чтобы мы приносили плоды в меньшей степени, чем мы; на самом деле, однако, Он заботится об этом гораздо больше. Просто Его представление о плодотворности гораздо глубже нашего.
Слишком часто, боюсь, мое собственное представление о плодотворности — это всего лишь версия продуктивности, прошедшей крещение. Я могу вести себя так, будто эффективность в Царстве Божьем выглядит и ощущается как эффективность в царстве человеческом: предсказуемые планы, плавное исполнение, беспрепятственный успех. И в такой эффективности, конечно, мало места для хромоты, стрел и шипов. Но на самом деле продуктивность составляет лишь одну часть истинной плодотворности — и не самую важную.
Например, не имея скорбей, Иаков никогда бы не устроил жертвенник «Богу, Который услышал его в день бедствия его» (Бытие 35:3). И Давид никогда не научился бы петь такие слова: «Если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Псалом 26:3). И Павел не хвалился бы «более охотно своими немощами» (2-е Коринфянам 12:9). Смиренная хвала, радикальная вера, полная печалей радость в Иисусе — это плоды, которые растут только на деревьях скорби.
И часто именно эти плоды лучше всего питают нас и других (2 Коринфянам 1:3-4). Бывает, что лучшие родители хромают. Лучшие лидеры проповедуют и служат из осажденной души. Некоторые из лучших работников трудятся, имея жало. Есть такие христиане, одни из лучших, которые всегда несут с собой проблемы, куда бы они ни пошли. То, в чем мы так сильно нуждаемся, и то, в чем другие так отчаянно нуждаются от нас, — это не жизнь, свободная от проблем, а любовь к Иисусу, которая живет и процветает среди этих проблем.
Бог очень заботится о нашей плодотворности — настолько, что может на время сделать так, чтобы мы прихрамывали, были окружены врагами или получили жало в плоть.
Блаженны обремененные
Мне хотелось бы думать, что я смогу благополучно добраться до небес по гладкой дороге, прямой и широкой под яркими небесами. Мне хотелось бы верить, что я останусь верным Богу без жезла неприятностей, который тренирует и обучает меня. Иногда мне хотелось бы перефразировать слова Павла из Деяний 14:22: «Многими нетрудными днями без бед и волнений надлежит нам войти в Царствие Божие».
Но в таком мире, как наш, и с такими сердцами, как наши, определенные лучшие Божьи дары приходят упакованными в черный ящик проблем. В Его добрых руках беды — это хромота, склоняющая нас к Иисусу, враги, гонящие нас к Богу, тернии и жало, дающие силу свыше. Они обременяют нас, иногда почти невыносимо. Но они также склоняют нас к Тому, чья непоколебимая любовь лучше жизни (Псалом 62:4).
Поэтому, как бы ни было хорошо наслаждаться спокойными днями, лучше иметь скорби и ходить с Богом, преодолевая их.
Автор — Скотт Хаббард / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!