Мессианское движение — пятидесятничество в еврейских одеждах?

Мессианское движение - пятидесятничество в еврейских одеждах?

Это обвинение можно услышать в адрес некоторых мессианских еврейских общин. Оно направлено на тех, кто принимает современные стили прославления и дары Духа, и исходит от:

  • евреев, не верующих в Иешуа;
  • других мессианских евреев, предпочитающих более традиционные формы прославления;
  • тех, кто не согласен с современными определениями сверхъестественных проявлений.

Формат мессианского иудаизма называют «не аутентичным» — всего лишь пятидесятническим христианством, прикрытым еврейской одеждой. По иронии судьбы, «Пятидесятница» (греческий термин для праздника Шавуот) напрямую относится к инаугурации еврейской мессианской общины — на 120 евреев-последователей Иешуа снисходят языки пламени Святого Духа (Деяния 2:1-4).

Обвинение в «пятидесятничестве», используемое нашими критиками, смутно относится к движению, зародившемуся в начале 20-го века. Оно выросло из пробуждения исцелений и движения святости в конце 19-го века, из методистских корней. Пятидесятники переживали излияние Святого Духа, а затем разработали теологию, совмещающую их опыт физического исцеления, иных языков, толкования и пророчеств.

Пятидесятники дали толчок возникновению многих деноминаций. Они обильно использовали классические гимны, приглашения к получению спасения и крещению в Духе, и другие проявления, вроде падения в Духе. Были разработаны кодексы святости — исключались кинофильмы, алкоголь и макияж; поощрялась скромность. Если посмотреть на еврейский мессианский мир, в нем мало что выглядит как классическое пятидесятничество. Значит, критикующий должен подразумевать нечто другое, когда применяет этот термин.

Корни в «Движении Иисуса»

На самом деле, корни многих еврейских мессианских общин — в «Движении Иисуса». Это удивительное излияние Духа для евангелизации привело миллионы молодых людей в Царство в конце шестидесятых, начале семидесятых. Многие из этих уверовавших были евреи. Они помогли сформировать ядро мессианских еврейских общин, созданных в 70-80х. Движение Иисуса разработало совершенно новый стиль радостного прославления, во главе с музыкантами, на которых оказало серьезное влияние современная, популярная фольк/рок музыка. Эти формы с тех пор стали обычным явлением по всему миру. Изначально, пятидесятники в основной своей массе отвергли Движение Иисуса. Но на протяжении десятилетий они приняли все больше их трендов, по мере объединения харизматического движения и движения Иисуса.

В семидесятых, некоторые первые лидеры мессианского еврейского движения сознательно приняли новые формы прославления, наряду с разработкой оригинальной еврейской темы и атмосферы. И молодые люди на самом деле заинтересовались этим новым способом поклонения. Это вряд ли можно назвать «пятидесятничеством». Это скорее молодежная революция стиля. Многие мессианские евреи также приняли еврейское литургическое поклонение. Комбинация стилей современного прославления и еврейской литургии — это наиболее частая форма мессианского еврейского поклонения на Западе.

В Израиле же, принятие литургической части очень ограничено. Это дает критикам определенные основания заявлять, что мы — просто пятидесятники. Хотя многие израильские мессианские евреи верят, что их израильская идентичность делает синагогальную форму не имеющей значения, я чувствую, что это не так.

101319614195467707Принимая силу Божью

Некоторые мессианские еврейские направления очень серьезно принимают внешние признаки силы Божьей. Многие на Западе и в Израиле верят, что когда движется Дух, будут и проявления Его силы, как те, что мы видим в мессианском еврейском движении первого века: исцеления, пророчества, иные языки и истолкования. Движение в Украине под руководством Бориса Грисенко является наиболее интересным примером этого — Борис руководит самой большой еврейской мессианской общиной в мире, численностью более 1600 человек.

Являются ли эти проявления действиями подлинно Духа? Нельзя судить по одному лишь внешнему виду. Важно, чтобы плоды и реальность исцелений и чудес были проверены и доказаны свидетельствами. Во всяком случае, эти аспекты более присущи мощному христианству стран третьего мира, а не классическому пятидесятничеству. Психиатр Джон Уайт в своей книге «When the Spirit Falls with Power» наилучшим образом описал универсальные аспекты проявлений в Духе. Даже не имея влияния прочих пробуждений, некоторые из проявлений, происходящие в совершенно разных местах, очень похожи. По его мнению, мы можем сказать, что эти проявления — объективные знаки Духа, а не просто элементы культуры.

Некоторые еврейские мессианские общины принимают эти проявления, некоторые нет. В любом случае все мы должны стремиться к подлинному помазанию, присутствию и работе Духа Божьего.

Еврейские мессианские приложения

Как видно из этого анализа, обвинения в «пятидесятничестве» как минимум отчасти несправедливы. Я верю, что Бог ведет многих к применению современных стилей музыкального прославления для привлечения и принятия нового, молодого поколения. Это продолжает быть необходимым. Кроме того, реальная сила Божья имеет решающее значение для продвижения еврейской мессианской веры. Тем не менее, я согласился бы с критиками в одном отношении. Если наше поклонение не имеет отличительного или классического еврейского выражения, мы вообще не выглядим по-еврейски, но больше уподобляемся универсальным современным христианским выражениям веры. В этом, я считаю, и заключается важная критика для некоторых мессианских групп. Если мессианские евреи действительно не исключают подобное выражение веры, отмечают праздники, соблюдают Шаббат и не игнорируют иврит, то я думаю, что критика становится необоснованной.

Не будем же потрясены этим обвинением, которое на поверку может оказаться довольно мелким. Но скорее будем искать зрелого ответа, который включает в себя водительство Духа Божьего!

Автор — Daniel Juster
Перевод — Алекс Фишман для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!