Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. (Деян.28:17)
Впервые мысль о том, что апостолы продолжали жить как верные евреи, члены общины Израиля, я услышал много лет назад. Данная концепция была озвучена Ричардом Лонгенекером в Trinity Evangelical Divinity School, что сейчас является Университетом Троицы в Иллинойсе, к северу от Чикаго. Это была новая мысль, но она не повлияла на мою жизнь до того, пока пару лет спустя я не стал частью зарождения мессианского еврейского движения. Я обнаружил, что подобная еврейская верность действительно была практикой апостолов, согласно консенсусу ученых, изучающих раннее еврейское христианство. Это подвергалось сомнению лишь в случае с Павлом, но многие утверждали, что Павел и сам был верен в этом отношении, как и остальные апостолы. Павел вряд ли мог сделать вышеприведенное заявление, если бы сам отказался от еврейского образа жизни, а других не призывал поступать так же. Если он оставил еврейский образ жизни, тогда его жизнь была бы примером для других евреев, верующих в Иешуа, во всех городах, в которых он имел влияние. Тогда он действительно мог делать нечто против обычаев его предков. Многие считают, что «обычаи» здесь выходят за рамки библейских постановлений, и соответствуют традициям иудаизма тех дней. В.Д. Дэвис в своей, ставшей классической, книге «Павел и Раввинистический Иудаизм» утверждает, что Павел оставался верным, практикующим евреем до дня своей смерти. Его ориентация собственной жизни вокруг еврейских библейских праздников, обета назорейства (Деяния 18:18) и его профессиональная верность Торе (Деяниях 21) были достаточными доказательствами для Дэвиса и многих других.
Мы уже очень далеко от апостольских дней, но без принципов еврейской жизни и верности мы принесем не много плода. Каковы же ключи к еврейской жизни и верности?
Еврейская интеграция
Никакое количество личного исполнения традиций или субъективных еврейских переживаний не может компенсировать отсутствие интеграции в большую еврейскую общность. Мы все вовлечены в занятость наших жизней. Это несложно — быть вовлеченными в собственные семьи, работы и общины, и в то же время — быть отделенными от еврейского сообщества. Это очень распространенная ситуация в мессианском иудаизме. Однако же, поскольку мы далеко от большого сообщества, страдает наше свидетельство. Еврейство еврейских членов общин становится все более абстрактным и декоративным. Точно так же и понимание нееврейских членов общин становится абстрактным и декоративным. Мы более не ассоциируем себя, интеллектуально и эмоционально, со всей еврейской общностью.
Еврейство это то, что затирается, когда мы среди окружающего нас народа. Изменяются наши культурные подходы к общению, мышлению и реагированию. Мы обучаемся, таким образом, просто проводя время с людьми. Благодаря такому опыту мы даже обнаруживаем себя говорящими «по-церковному», чтобы более эффективно общаться с окружающими. Конечно, обновление ума через Слово имеет решающее значение, так что наша культурная жизнь оказывается в рамках Слова Божьего. Тем не менее, большая часть еврейской культуры это наши общие особенности характера, и это должно распространяться теми из нас, кто является частью мессианского еврейского сообщества. Я верю, что это является нашей первоочередной задачей. Это имеет более высокий приоритет, чем то, как мы имеем дело с практикой в наших поместных общинах. Для тех, кто не имел подобного участия в прошлом, это может быть сопряжено с неловкостью и некоторым страхом. Некоторые действия и слова, несомненно, могут оказаться неуместными. Тем не менее, очень важно прорваться в этом вопросе. Синагоги, сионистские организации, клубы, дискуссионные группы, классы и волонтерские организации предлагают очень много места подобному участию.
Я верю, что ключ в этом всем — чтобы лидеры наших общин имели качественные точки интеграции. Это ценная жертва и неотъемлемая часть нашего призвания. Мы должны привести наши общины к этому словом и делом.
Второй ключ — обучение
В то же время, как все должны быть глубоко привержены приобретению библейского образования, еврейское образование имеет ключевое значение для мессианской еврейской общины. Мы можем убить одним выстрелом двух зайцев, используя возможности еврейского сообщества для подобного обучения, равно как и проведение обучения в своей собственной общине. Что мы должны знать? Я хотел бы предложить следующее. Мы должны знать основы иудаизма и еврейской практики. Я рекомендовал бы ортодоксальные или консервативные основы, поскольку реформистские интерпретации иногда слишком далеки от исторического консенсуса. Также я добавил бы введение в еврейское поклонение, в том числе в еврейский молитвенник, сиддур, и сборник праздничных молитв, махзор. Введение в Галаху также важно, поскольку многие из этих практик отражаются в обычной, каждодневной еврейской жизни. Полное введение в еврейские практики Шаббата и Праздников также важно. Книга Хаима Донина «Быть евреем» — по-прежнему хороший и доступный ресурс по всем этим темам. Подобное образование не означает, что мы будем вовлечены во весь спектр исторической еврейской практики — но если мы не знаем о таких вещах, тогда мы не можем принимать обоснованные и молитвенные решения касательно мудрости принятия их или отвержения.
Ценность традиции
Еврейская жизнь — это жизнь этики и традиции. «Традиции» — это слово мы слышали из уст Тевье в «Скрипаче на крыше». Это слово является всеохватывающим ответом на вопрос, зачем мы делаем то, что делаем. И мы все смеемся, слушая эту песню. Тем не менее, без подобающих традиций, непрерывность нашей идентичности, как народа, подвергается серьезному риску. Мы зажигаем свечи на Шаббат или в праздники. Мы слушаем звуки шофара в Рош а-Шана или Йом Труа. Мы произносим Кадиш у могилы. Да, традиций, противоречащих Слову Божьему, следует избегать. Тем не менее, хорошие традиции важны, поскольку традиции являются материалом общего опыта народа. Они являются неотъемлемой частью нашего ощущения себя «частью». Это дает нам чувство хорошей осведомленности на разных еврейских собраниях по разным поводам. Оно является противоположностью чуждости и неестественности. Наша практика традиций должна быть совмещена с верой, любовью и даже юмором. Наш собственный семейный Пасхальный стол полон общения, юмора и одновременно серьезности. Анти-традиционные перегибы некоторых форм харизматического христианства не полезны для нас. В долгосрочной перспективе эти крайности приводят к распаду сообщества.
Это также должно повлиять на нашу еженедельное шаббатнее служение. Нет причин, по которым молитвы и гимны из еврейской традиционной службы не могут быть наполнены верой, силой Духа и отражать большое значение. Некоторые желают назвать подобные формы и содержание «старыми мехами.» Однако, поскольку большая часть еврейского поклонения основывается на библейском содержании, оно не может быть вообще нецелесообразным. Скорее, проблема в недостаточном с нею знакомстве и простоте применения. Мы слишком легко отвергаем требующее некоторого усилия и изучения, называя его недуховным. Мы возводим в абсолют формы, в которых пережили личное благословение, и отвергаем другие формы. Я считаю, а некоторые утверждают и больше меня, что мессианское еврейское поклонение должно быть наполнено новозаветным содержанием и должно явно возвышать Иешуа. Тем не менее, я также считаю, что нам не мешало бы обеспечить опыт, в значительной мере перекликающийся с имеющимся в синагоге. Это включает в себя Шма, содержащий те чтения, которые мы хотим слышать, Амиду (Восемнадцать Благословений), недельное служение Торы, Алейну и Кадиш. Большинство из них представляют собой сущность молитвы первого века, являющейся вершиной конфессиональной веры. Также есть и другие достойные молитвы и основанные на Библии гимны. Люди могут быть обучены с толком использовать эти материалы и будут чувствовать помазание и силу, когда будут совершать это по вере.
Новозаветнее еврейское служение дает место движению Духа. Оно не требует от нас крайней спонтанности, как у многих харизматов. Служения, которые планируются, и регулярно повторяемые действия могут быть очень сильными, когда наши сердца правильно настроены. То, что происходит спонтанно и неожиданно в служении, имеет большую силу, когда является частью контекста, имеющего стабильность! Люди должны быть обучены более глубокой духовности, где понимание и эмоции затрагиваются и вовлекаются как в определенных устоявшихся формах, так и в переживании чего-то нового. Стремление всегда переживать что-то новое и необычное — это рецепт к тому, чтобы в конечном итоге износить себя. Да, возможно использовать один и тот же контент и быть повторно стимулированным, по крайней мере в части служения, на еженедельной основе. Это имеет большое значение для наших людей, чтобы они, посетив синагогу, нашли там много знакомого им.
Это мои мысли после многолетних раздумий. Я верю, что они могут быть полезными для вас.
Автор - Dr Daniel C Juster / tikkunministries.org
Перевод — Алекс Фишман для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!