Многоликий легализм

Многоликий легализм

Много лет назад я определил легализм как “попытки завоевать Божье расположение вне завершенного и достаточного искупительного труда Христа”. Это – доктринальный вид легализма, который подрывает основы Евангелия.

Но также существует практический легализм, который часто игнорируют и недопонимают, и корни которого уходят в сердцевину каждого греха (1 Кор. 15:56). Легализм живет в каждом сердце, и чаще всего он незримо присутствует в наших беседах о Боге и о том, как Он относится к Своему народу. Доктринальный легализм искажает евангелие, а практический легализм препятствует нашему общению с Богом и друг с другом. Некоторые формы легализма проявляются ярче других, но стоит отметить пять их видов:

 1. Законнические дела

Богатый юноша, о котором читаем в Мр. 10:17-22, считал, что может “наследовать жизнь вечную”, соблюдая закон, и даже полагал, что ему удалось исполнить закон, когда Иисус процитировал ему вторую скрижаль. “Учитель! – сказал он, – все это сохранил я от юности моей” (Мр. 10:20). Его вопрос “что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь” хотя и был вполне естественным, означал его сосредоточенность на необходимости “что-то делать” для спасения. Богатый юноша не понимал, что такое свободный дар благодати Божьей в Иисусе Христе. Если спасение основывается на делах, тогда каждый человек должен постоянно оценивать себя – достаточно ли он хорош; и если – нет, ему следует прилагать больше усилий. Иисус же, конечно, хотел показать богатому юноше, что он в действительности не достиг совершенства в исполнении закона и никогда не достигнет, как бы ни старался.

Это наиболее явная, грубая форма легализма, которую можно назвать “доктринальной” и которая похожа на все другие существующие религиозные системы. Больше стараться и делать больше добрых дел для завоевания Божьего расположения – таково ошибочное, укорененное представление всего человечества. Необходимо глубокое понимание свободного дара Божьей благодати, чтобы разорвать цепи самоправедных попыток заработать спасение.

2. Законническая святость

Освящение – важная часть христианской жизни. Каждый верующий должен стремиться к тому, чтобы все больше уподобляться Христу, достигать все большей святости для более полной радости хождения с Богом. Однако стремление к святости может легко перерасти в попытки “удержать” спасение или добиться расположения Бога. Логика такова: мы спасены верой, но чтобы сохранить правильное положение перед Отцом, нам нужно много и много трудиться! Джон Оуэн назвал это “умерщвлением плоти, которое исходит из собственных усилий, придумывает собственные способы и приводит к самоправедности”. Освящение, без сомнения, требует усердного и регулярного использования средств благодати. Христиане должны делать что-то для освящения. Однако сводить освящение к списку добрых дел и духовных дисциплин – значит подрывать труд Святого Духа в нас посредством законнических попыток достичь святости. Божья любовь ко мне не увеличивается и не уменьшается в зависимости от того, как я практикую духовные дисциплины. Она не зависит от силы моей веры и глубины моего раскаяния в грехе. Это – законническое предположение, что я могу сделать что-то своими усилиями, чтобы Божья любовь ко мне возрастала.

3. Законнические “заборы”

Каждый христианин должен возжелать молиться следующей молитвой Давида: “Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее” (Пс. 118:33-35). Божий закон – это прекрасная презентация неизменного Божьего характера, и его нельзя презирать. Он должен вызывать в нас великую радость.  Однако закон был дан как часть “общего Божьего совета касательного всего необходимого для Божьей славы, спасения людей, веры, жизни… к которому нельзя ничего добавить, будь то какое-нибудь новое откровение или традиции людей”. Другими словами, закон вполне самодостаточен и не нуждается в помощи людей для его “сохранения”.

Создатели “законнических заборов”, взирая на установленный Богом закон, “ограждают” его, чтобы его не только не нарушали, но чтобы даже “и близко не подходили” к возможности его нарушения. Логика такова: чем больше “заборов” в виде запретов, тем дальше мы от риска нарушить закон. Строители “законнических заборов” рассуждают, например, так: “Жадность – грех; поэтому мы не должны смотреть телепередачи коммерческого содержания или любоваться витринами магазинов”. Бог никогда не строил подобных заборов, как это делают легалисты. Обременение совести верующих подобным способом, которого Бог никогда не замышлял, — это всегда ложный путь, ведущий к искажению Божьего закона и злоупотреблению им.

Апостол Павел упрекает тех, кто строит “законнические заборы”, когда пишет: “Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2:20-23). Построение “законнических заборов” может остановить человека от греховного действия, но оно никак не влияет на реальные проблемы сердца.

4. Законническая интерпретация буквы Закона

Наши фарисейские сердца отлично разбираются в букве Закона (особенно когда речь идет о других), но Иисус постоянно упрекал фарисеев за неправильное понимание и применение духа закона. Нагорная Проповедь (Мф. 5-7) представляет собой, в основном, разъяснение различий между буквой отдельной взятой заповеди и ее “духом”, который часто игнорируется. Легко себя чувствовать праведным, если ты никого не убил – и совсем другое дело, когда ты читаешь: “Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной” (Мф. 5:22).

Система правосудия на Западе понимает это различие довольно хорошо – по крайней мере, теоретически. Роль судьи и присяжных – понять факты рассматриваемого дела, рассмотреть соответствующую статью и определить, действительно ли закон используется для предупреждения противоправных действий. Является ли подсудимый убийцей, убившим жертву, или убил другого в целях самозащиты? Одно и то же действие дух закона может рассматривать совершенно по-разному (с разным исходом) – и совершенно справедливо. Дух и буква закона различаются везде в Библии и очень важно правильно это понимать и использовать.

5. Законническая риторика

Иногда легализм непросто выявить, когда он замаскирован благочестивыми и правильными фразами. Можно столь ревностно подчеркивать, что нужно тратить “на духовное” больше времени и прилагать больше усилий для достижения духовных целей, что мы уже становимся неспособны наслаждаться Божьими благословениями. Согласитесь, тяжело возразить, когда кто-то заявляет: “Бог сделал так много для нас: отдал Своего Сына, Который прожил совершенную жизнь,  умер смертью грешника и воскрес, чтобы мы верой получили вечную жизнь; поэтому наша обязанность – все силы отдавать на расширение Божьего Царства, и не отвлекаться ни на что земное!”

Однако в этом заявлении кроется подспудное мнение, что всякое деяние в этой жизни, которое не связано напрямую со служением Богу, является греховным или бесполезным, ненужным. Этот завуалированный практический легализм часто проявляется в нашем осуждении тех, кто наслаждаются общей Божьей благодатью. Посмотреть замечательный матч? – Нет, лучше вместо этого провести благословенную молитвенную встречу. Поиграть в гольф? – Нет, изучение Библии принесет  больше пользы. Вкусно пообедать с друзьями? – Нет, лучше эти деньги отдать на миссию. Таким образом, Бог становится безмерно требовательным Судьей, Который ожидает от нас все больше и больше труда и никогда не позволяет наслаждаться теми благами, которые Он сотворил.

Все мы рождены со склонностью к законничеству, и христианская жизнь нередко показывает, как мы практикуем свою законническую сущность. Только тогда мы сможем начать борьбу со всякой формой легализма, когда поймем, как правильно использовать Божий закон в глубоком единстве с Евангелием.

“Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства” (Гал. 5:1).

автор — Ник Кенникотт / Alliance Net

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!