Молитва — для смиренных: как Бог встречает нас в отчаянии

Молитва — для смиренных: как Бог встречает нас в отчаянии

Смирение — это благодать за пределами нашего понимания. Это благословение, которого мы ожидаем, а не которого заслуживаем. Бог — это Тот, кто предпринимает первые и решительные действия для милостивого смирения Своего народа. При этом, Он не оставляет нас ожидать в тишине. Напротив, Он хочет слышать наш голос. Он хочет, чтобы мы говорили к Нему, пользовались Его благосклонным вниманием.

Склонить наши души к смирению и сформировать инстинкты, которые настроят нас охотно получать великую Божью милость, когда она приходит, может целый ряд жизненных привычек. Одна из них — это с радостью принимать Божье слово при чтении Библии, во время молитвенных размышлений, а также во время внимательного слушания проповеди.

При всем при этом, процесс подготовки к смирению будет завершен тогда, когда мы будем соответственно принимать Его голос, а именно, молить о Его помощи.

Владей своим отчаянием

Здесь мы, в некотором смысле, подчеркиваем важность молитвы во всех ее многочисленных оттенках и формах — от любви к Богу до исповедания греха, от выражения благодарности до обращения к Нему за хлебом нашим насущным, до ходатайства за других. Вся молитва наращивает в нас общее чувство зависимости от Бога; тем не менее, когда мы, находясь в отчаянии перед лицом надвигающейся угрозы, обращаемся к Богу за спасением, мы ощущаем силу, которую Писание связывает со смирением.

Когда мы обращаемся к Богу за спасением, это уже не просто одна случайная просьба из наших повседневных молитв. Одно дело составить список пожеланий; совсем другое — просить об освобождении от опасности, угрожающей жизни. Мы больше всего смиряем себя в молитве, когда обращаемся к Богу за тем, что явно сверх наших сил. Мы чувствуем себя в безвыходном положении. Мы в отчаянии. Мы на пределе своих сил и возможностей. И когда мы обращаемся к Нему, мы во всей полноте признаем Его величие и наше низкое положение, Его могущество и нашу слабость, Его всесильность и нашу человеческую неспособность, Его святость и наше смирение.

Если Мой народ

Во 2-й Книге Паралипоменон очень большое внимание уделяется теме смирения. Это было время великого смирения Израиля. Часто Бог смирял Свой народ совершенно независимо от того, хотели они этого или нет. Например, при царе Ахазе «так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2 Паралипоменон 28:19).

Однако, в нужный момент люди во главе с праведным царем смирили себя, когда увидели и признали работу Бога над их смирением. Когда Бог работал над их смирением, тогда возник вопрос: примут ли они Его смирение? Смирят ли себя? Или будут они брыкаться и извиваться? Будут ли они сопротивляться Его смиряющей руке или спишут это все как случайности или просто неудачи? Или же они увидят и признают работу Бога в этом деле и будут целовать волну, которая, как говорят многие, бросает их на Скалу — на Твердыню Вечную?

Ровоам (2 Паралипоменон 12:6–7, 12), Езекия (2 Паралипоменон 28:19; 30:11; 32:26) и Иосия (2 Паралипоменон 34:27) приняли смиряющую руку Божью в смирении с высоты величия царства при Соломоне и до глубины трагедии массовой гибели во времена Вавилонского пленения. В частности, в тех моментах, когда необходимо было смириться лично им. В остальных случаях Его смирение было отвергнуто, что, возможно, наиболее отчетливо мы можем наблюдать в действиях Седекии, который «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних» (2 Паралипоменон 36:12).

Смири себя и молись

Возможно, наиболее часто цитируемый сегодня текст о смирении — это первое упоминание о нем в 2-й Книге Паралипоменон. После того, как Соломон завершил строительство храма и произнес слова величественной молитвы посвящения, Бог явился ему и сказал: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения» (2 Паралипоменон 7:12). Затем следуют слова, которые многие из нас уже много раз слышали (даже если было пропущено начальное «когда»):

«Когда Я затворю небеса и не будет дождя, или повелю саранче объесть землю, или нашлю мор на Мой народ, тогда, если Мой народ, который называется Моим именем, смирит себя, станет молиться и искать Моего лица и оставит свои злые пути, то Я услышу с небес, прощу их грех и исцелю их землю.» (2 Паралипоменон 7:13–14, НРП).

Не «если», а «когда» Господь заключит небо и не будет дождя. И «когда» Бог повелит саранче поядать землю и пошлет моровую язву. Дни смирения обязательно придут. Со временем нация падет, а Бог в ответ на их грех пошлет засуху, голод и болезни, чтобы люди снова оказались в отчаянии. И тогда смирением будет молитва — народ Его обратится к Нему за помощью. Смирит себя и станет молиться, и искать Его лица, и оставит свои злые пути.

В такое время смирение требует от человека, чтобы он сошел с пути гордости, который ведет к разрушению, и обратился к Богу в молитве. И те, кто во время отчаяния готовы падать на колени, научатся склонять голову даже во время радости.

Когда Манассия отказался молиться 

История царя Манассии — это нетипичный взгляд на глубину Божьей благодати и роль молитвы в смирении. Вся его жизнь показывает нам, что путь смирения тесен не из-за узкого диапазона Божьей милости, а из-за человеческого жестокосердия.

Манассия, сын Езекии, в конечном итоге, запомнился как нечестивый царь (4 Царств 21:2; 2 Паралипоменон 33:2). Его грех был настолько серьезен, что Бог пообещал:

«За то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде его, и ввел Иуду в грех идолами своими, за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Царств 21: 11–12).

Однако, даже после того, как на престол взошел благочестивый царь Иосия и провел многочисленные реформы, всю глубину национального порока, каким прогневал Бога Манассия, преодолеть  было невозможно, как бы Иосия ни старался (4 Царств 23:26). И когда Вавилон пришел разрушить Иерусалим, Бог явно связывает это обстоятельство с Манассией: «По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал» (4 Царств 24:3).

Когда Манассия пал на колени в молитве

Но велика милость Господня! Милость Божья была дарована даже такому нечестивцу, как Манассия, который так явственно «подстрекал народ Иудеи и людей, живших в Иерусалиме, творить зло» (2 Паралипоменон 33:9, Современный перевод). Когда Бог «привел на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон», Манассия в своем отчаянии обратился к Богу в молитве:

«И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Паралипоменон 33:12–13).

Нечестивый царь, каким бы развращенным он ни был, воззвал в беде к Богу — в смиренной молитве. В конце концов, он исчерпал себя, свои ресурсы и силы. Теперь он был готов признать, что нуждается в Божьем спасении, и в отчаянии умолял Его.

И Бог преклонился и услышал даже такого нечестивца; Он был готов растрогаться, даже осознавая, что всё это продлится недолго. Очень скоро на престол взошел Амон, сын Манассии, «и он не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его» (2 Паралипоменон 33:23).

У тех из нас, кто во Христе, есть еще больше причин пасть на колени во время отчаяния и молить о Божьей помощи во всей полноте Его милости. Если Бог услышал Манассию, то насколько больше Он услышит мою смиренную молитву во Христе и пошлет Свое спасение, согласно Его временам и срокам? Насколько больше Он услышит тех из нас, у кого есть Великий Первосвященник, способный посочувствовать нашей слабости, Который повелевает нам «приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:14–16)?

Обозначь путь к Небесам 

Для смиренных людей молитва — это священное действие. Когда мы молимся, мы обращаемся от разочарования в себе и своих силах. И если мы хотим получить урок из смирения Манассии (в отличие от его сына), мы не будем ждать, пока окажемся в ужасном положении, чтобы обратиться к Богу и попросить Его о помощи. Мы берем себе это за правило.

Умение смирять себя в трудные времена проистекает из умения молиться во времена лучшие. Для тех из нас, кто заблуждается, думая, что мы сильны, молитва, особенно если это образ жизни, бессмысленна. Но когда мы вновь осознаем свою слабость, мы обнаруживаем, что акцент, который делает Новый Завет на непрестанной молитве (1 Фессалоникийцам 5:17), — это не бремя, а единственное в своем роде предложение.

По причине многообразия наших нужд — о, что за благодать узнать, что мы можем «быть постоянными в молитве» (Римлянам 12:12). Что Бог не устает от наших прошений и не закрывает Свои уши, чтобы не слышать нас, но что мы можем «быть постоянными в молитве» (Колоссянам 4:2). Что нам не нужно «ни о чем заботиться, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания пред Богом» (Филиппийцам 4:6).

За нас ходатайствует не только Христос, но и Его Дух, Который «подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римлянам 8:26). Когда мы знаем свое отчаяние и близость нашего Господа и Его Помощника, как же нам не быть среди тех, кто любит «всякою молитвою и прошением молиться во всякое время духом, и старается о сем самом со всяким постоянством и молением» (Ефесянам 6:18)?

Не жди, пока на тебя опустится смиряющая рука Бога. Иди сегодня путем в смирении, на коленях. Обозначь путь к Небесам. Научись рефлекторно обращаться к Богу, задолго до того, как придет время твоего великого смирения. А когда это произойдет, по Божьей воле, ты уже будешь к этому готов.

Автор — Дэвид Мэтис / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!