Четыре причины, почему мы стали меньше молиться
Христианам всегда было трудно молиться. Однажды я слышал, как Джон Стотт сказал, что самой большой борьбой в его христианской жизни была молитва, и я так думаю, что в этом он не один. Я также убежден, что сейчас в евангельском мире мы молимся меньше, чем раньше. Почему это происходит?
В моей жизни (мне 52 года) произошел настоящий сдвиг в отношении молитв евангельских христиан. Когда я учился в Ирландии и Великобритании, одной из определяющих черт Университетских Христианских Союзов было молитвенное собрание. Евангельские студенческие группы каждую неделю проводили два основных собрания — одно было посвящено изучению Библии, а другое — только молитве. Практически везде так принято, что совместная молитва была определяющим показателем духовной зрелости и сплоченности группы.
Для многих студентов это было обычное дело в их местных церквях, где помимо воскресного учения, в течение недели проводились также молитвенные собрания. Основой церковной жизни была сплоченность в молитве, хотя динамика в каждом случае могла быть разной. Сейчас это уже не так. Очень немногие церкви, которые я знаю, проводят отдельное собрание для молитвы.
Молитву вытолкнули на обочину
Ричард Лавлейс в своей книге «Динамика духовной жизни» пишет следующее:
Если вы спросите евангельских верующих о том, что является наиболее важным условием пробуждения, скорее всего, они ответят, что это молитва. Однако, по большей части, в двадцатом веке в церковной жизни евангельских и неевангельских кругов место молитвы стало занимать намного меньше пространства и практически сошло на нет. Горизонтальная коммуникация в церкви (планирование, обсуждение и толкование), в подавляющем большинстве случаев, занимает больший процент, чем вертикальная (поклонение, благодарение, исповедь и ходатайство). Чрезвычайно важные заседания комитета начинаются и заканчиваются формальными молитвами, которые являются ритуальными обязательствами, а не истинным выражением сплоченности; в результате, когда возникают проблемы и споры, они редко решаются посредством молитвы, — они выводятся на поле битвы человеческой речи. (153)
Лавлейс написал эти строки в 1979 году. Если за последние сорок лет наши молитвенные привычки и изменились, то, скорее, в худшую сторону, чем в лучшую. В общем, молитва съехала в самый низ списка повестки дня. Лично я думаю, что молитва стала большой позорной тайной евангельской церкви. И очень важный вопрос — почему так?
Почему мы молимся меньше?
Не думаю, что есть какая-то одна причина, по которой молитва исчезла из наших планов; но есть несколько важных факторов, которые сегодня затрудняют процесс молитвы в большей степени, чем это было с предыдущими поколениями.
1. Укрепление позиций групп по изучению Библии
Почти в каждой церкви, которую я знаю, центральная встреча в середине недели, на которой уделялось хотя бы немного времени для молитвы, была заменена встречами домашних групп по изучению Библии. Теперь, пожалуйста, не поймите меня неправильно — я думаю, что эта замена во многих отношениях стала положительной. Но, несмотря на все намерения, этот шаг не увеличил количество молитв. Типичная закономерность состоит в том, что чем больше уделяется внимание изучению, тем больше зажатой в угол становится молитва. А молитвенные прошения? Зачастую мы перестаем молиться за больных и не обращаем внимание на различные обращения членов группы с просьбой помолиться за других людей.
2. Упрощение, облегчение жизни
Для многих людей в англоязычном мире жизнь стала лучше, чем она была раньше. Сегодня мы более преуспевающие и чувствуем себя в безопасности больше, чем когда-либо прежде. Мировой терроризм — это пугающее явление, но, по сравнению с призраком Холодной Войны, например, он не дает того же эффекта, вынуждающего людей молиться.
3. Влияние прагматизма
За последние тридцать лет мы добились потрясающих результатов в технологических достижениях. Теперь я ношу в кармане в сотни раз больше вычислительной мощности, чем в то время, когда я работал над докторской диссертацией. У нас есть оперативный доступ ко всей информации в хранилище человеческих знаний. Мы на многое способны. Добавьте к этому еще и изменения в укладе церковной жизни — во многих евангельских церквях сегодня проповедь лучше, музыка лучше, места удобнее, а стратегия более разумная. Так зачем молиться?
4. Наличие хорошего учения
Странным побочным эффектом ошеломляющего множества замечательных учебных материалов в Интернете стало уменьшение нашего чувства необходимости молиться за проповедника. В старые добрые времена христиане в плане обучения полагались, в основном, на своего пастора. (Знаю, звучит странно, но это было правдой). Это побуждало людей молиться — в некоторых случаях очень страстно! Мы знали слабости нашего пастора, его измученность, мы знали трое похорон, которые он совершил недавно, мы знали его больных детей — поэтому мы молились.
Но теперь, когда мы сидим перед экраном и смотрим или слушаем проповедь, которую ведет парень, которого мы не знаем, в месте, где мы никогда не были, людям, которых мы никогда не встречали, — все совсем по-другому. Откровенно говоря, для нас не имеет значения, явился ли Бог и обратился ли Он к Своему народу через Свое слово в тот день. Неважно, что происходило в этой церкви или в жизни проповедника. Единственное, что имеет значение, — это получение желаемого результата. И мы ожидаем этого от данного человека. Поэтому нам не нужно молиться; нам нужно просто включить просмотр видео или аудио проповеди. Связь между нашими молитвами и проповедью нарушена — и когда это происходит, исправить это трудно.
Не думаю, что кто-то может оспорить утверждение о том, что мы молимся меньше. Так что же нам делать? Я убежден, что как только мы поймем, чему Библия на самом деле учит о молитве, это действительно изменит наше мнение и наши поступки относительно молитвы.
Заново учиться, как молиться
Когда мы отстранимся от культурных факторов, усложнивших молитву, и вместо этого вернемся к тому, что говорит Библия о молитве, мы поменяем и то, как мы молимся, и то, о чем мы молимся. Сначала рассмотрим, как Писание определяет, какой подход к Богу мы воплощаем в молитве.
Определить свои самые большие потребности
Как только мы поймем, что Божьи планы для нас на сегодняшний день — не что иное, как стать подобными образу Иисуса (Римлянам 8:29), — как только мы поймем, что Бог страстно желает, чтобы мы могли прожить для Него целый день, каждый день нашей жизни от всего нашего сердца, души и разумения (Матфея 22:37), — тогда наша потребность в молитве станет довольно очевидной.
Если нас попросят выступить с проповедью, провести урок в воскресной школе, стать лидером домашней группы, встретиться еще с кем-то, чтобы помолиться за них, или навестить больного, — можем ли мы это сделать? Можем, конечно. Мы можем отложить в сторону свои дела, подготовить урок, прочитать отрывок, сделать кофе, сесть в машину и поехать в больницу. Есть вещи, которые мы все можем делать достаточно грамотно, при этом не впадая в слепую панику. Однако можем ли мы выполнить Божье дело в своей или чужой жизни? Вы, наверное, шутите! Мы можем пройти через внешние формы всех этих действий, но без Иисуса мы не можем сделать ничего, что имело бы непреходящую духовную ценность (Иоанна 15:5).
Пол Миллер очень уместно говорит, что «в основе молитвенной жизни лежат глубокие познания об отчаянии» («Жизнь в молитве», 1998). И это отчаяние приходит, когда мы видим огромные масштабы Божьих планов для нас и нашего мира. Когда мы осознаем собственную неспособность совершить что-то значащее для нас самих или нашего мира. Когда мы смотрим сквозь то, что происходит прямо сейчас, сегодня и завтра, на то, что Бог делал и что сделает в нас и нашем мире. Когда мы понимаем, насколько сильно мы нуждаемся в том, чтобы Бог изменил нас и других людей Своим Духом. Когда мы видим все это, тогда мы начнем и будем продолжать молиться.
Понять, что молитва всегда будет тяжелым трудом
Существует общепринятый миф, что если мы молимся должным образом (если мы в действительности духовные люди), то молитва будет подобна дуновению легкого ветерка. Это не новая мысль; она всегда витала в воздухе. Проблема в том, что это просто не так! Павел говорит Колоссянам, что Епафрас, который является образцом того, что значит следовать за Иисусом, «всегда усердно молится о вас» (Колоссянам 4:12, НРП). Молитва — это тяжелый труд! Если мы просто взглянем на молитву Иисуса в Гефсиманском саду, то, вне всякого сомнения, мы увидим, что молитва не всегда является прогулкой в парке (Матфея 26:36-46).
Давайте удостоверимся в том, что мы не думаем, будто если молитва трудна, то это проблема, — так и должно быть. Молитва тяжела, потому что мы живем в падшем мире. Но она также трудна потому, что она неразрывно связана с Божьим непреходящим действием по изменению нашей жизни. Вам трудно молиться? Хорошо — вы на правильном пути. Молитва призвана стать ключевой частью Божьей непреходящей работы по изменению нас прямо посреди падшего мира.
Молиться терпеливо и видеть даже незначительные ответы
Возможно, мы не услышим ответы на все наши молитвы о Божьем действии в нашей жизни. Мы не проснемся однажды утром, к собственному удивлению обнаружив, что теперь-то мы стали действительно похожи на Господа Иисуса. И мы не ощутим однажды ночью, лежа в постели, что теперь-то мы знаем все, что нужно знать о Боге. Мы не увидим полного ответа на многие наши молитвы. Иногда Бог по Своей милости дает нам благодатные проблески понимания того, что Он сделал в нас. Но чаще всего нам приходится ждать. Так как же нам оставаться терпеливыми и настойчивыми в молитве за одно и то же?
Вы знаете, как это бывает, когда вы меняете машину, и вдруг замечаете, как на дороге стало намного больше именно красных «Тойот», чем вы думали? Нам нужно пройти через такой же опыт, когда речь идет о молитве. Нам нужно научиться видеть то, чего мы раньше просто не замечали.
Я регулярно молюсь о том, чтобы наши девочки росли в любви к Иисусу, — но иногда я не вижу, как будет выглядеть следующий ответ на молитву. Они ищут ответы на свои вопросы, или я вижу, как одна из девочек читает Библию в своей комнате, или как они самоотверженно делают добрые дела, терпеливо посещают церковь на неделе, или как целый час беседуют друг с другом в своих комнатах, или что у них есть возможность говорить Евангелие своим друзьям — это всё ответы на молитву, которые я так часто упускаю из виду. Распознавание этих «маленьких» моментов позволяет нам двигаться дальше, молиться терпеливыми, настойчивыми, евангельскими молитвами.
Заново учиться, о чём молиться
То, за что мы должны молиться, направляется Евангелием. Снова и снова в Библии Бог говорит нам просить что-то, потому что Он рад давать нам это. Не случайно все слова в Библии, обозначающие молитву, означают одно и то же. Они не означают «медитируйте с благочестивым выражением лица» или «общайтесь», или что угодно еще, кроме очень простого: «просите».
Это идеально соответствует Евангелию, не так ли? Суть Евангелия заключается в том, что мы ничего не имеем, ничего не можем вложить, ничего не приносим Богу — мы спасены только по благодати, только через веру (прося!). Тот факт, что молитва, ставшая возможной благодаря Евангелию и сформированная Евангелием, работает соответственно, не должен шокировать. Евангелие говорит о том, что Бог даёт нам, а не мы — Богу. Итак, нам нужно просить. Бог заговорил с нами; мы отвечаем Ему — и в основном это означает, что мы просим! Мы просим помощи в понимании того, что Бог сделал для нас, чтобы жить в свете того, что Он сделал для нас, чтобы держаться за то, что Он сделал для нас, чтобы показать другим людям то, что Он сделал для нас.
Продолжать просить
Сегодня нам, в некотором смысле, не нужно слишком беспокоиться об этом. В замечательном отрывке из Евангелия от Луки 11:9-13 Иисус ясно дает нам понять, что мы можем просить что-то у нашего Отца, зная, что Он не даст это нам, если это плохо для нас или плохо для Его царства (или просто потому что это глупо!) Так что же нам делать? Продолжать просить!
Я многое узнал об этом от нашей младшей дочери Ревекки. Бекки совершенно нелепа в своих прошениях, а также абсолютно спокойно принимает отрицательный ответ. «Папочка, можно мне собственную машину?» — «Нет, Ревекка». — «Хорошо, папочка». «А мы можем завести дома тасманского дьявола?» — «Нет, Ревекка». — «Хорошо, папочка». «А я могу забрать себе все украшения моих сестер?» — «Нет, Ревекка». — «Хорошо, папочка». Я подозреваю, что мы не так уж и далеко от того состояния, про которое Иисус говорит, что мы должны стать как малые дети (Матфея 18:3-4). У детей часто нет проблем ни с прошением, ни с доверием в том, что их родители дадут им только то, что хорошо для них.
На чём сфокусированы наши молитвы
Однако «просить что-нибудь» не является бременем Библии, когда речь идет о молитве. Библия, на самом деле, очень четко говорит нам, о чем мы должны молиться — или, по крайней мере, на что должны быть направлены наши молитвы. Ведь есть некоторые молитвы, на которые, Бог сказал, Он всегда ответит. И я бы сказал, что те молитвы, про которые Бог сказал, что Он всегда ответит положительно, — это те молитвы, которые прямо просят Бога исполнить Его новозаветные обетования.
Говоря в более широком смысле, Бог всегда ответит, когда мы попросим Его выполнить Свою работу через Свое слово. Поэтому мы должны молиться, чтобы Бог совершил Его новозаветную работу через Евангелие.
Становясь профессиональным просителем
Так что, вы хотите стать профессионалом в прошениях? Тогда вам не нужен секундомер. Вам не нужно изучать новые методы созерцательных медитаций. Вам не нужно делать упражнения на коленях. В действительности, вам нужно стать профессиональным просителем. Это евангельская молитва. Вам нужно понять, что без Бога, Который помогает вам в каждом вашем шагу каждый день, был бы неизбежный провал в вашей жизни и жизни тех, кто вас окружает. Вам нужно понять, что Евангелие говорит нам: «Вы слабые, грешные и испорченные, — но Он сильный, милостивый и добрый».
И затем вам нужно попросить Его сделать то, что Он уже обещал сделать, — особенно о распространении Евангелия. Бог ответит, потому что именно так Он проявляет Свою доброту и славу в нашем разрушенном мире. Поэтому продолжайте молиться до того самого дня, когда нам уже не нужно будет молиться, потому что мы лицом к лицу встретимся с нашим Богом и Царем.
Автор — Гари Миллар / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!