Ученики Иисуса задавали много неуместных вопросов во время пребывания с Ним: «Господи, хочешь ли Ты, чтобы мы сказали огню сойти с неба и пожрать их?» (Луки 9:54). Но иногда они попадали в самую точку: «Научи нас молиться», — попросили они (Луки 11:1). Наш Господь, должно быть, сиял от радости, получив возможность научить своих любимых друзей, как наслаждаться общением с Отцом.
Итак, однажды днем Иисус вместе со Своими учениками и предвкушающей толпой собрался на склоне горы и учил их молиться. Последующие слова, приведенные в Евангелии от Луки 11:2-4, входят в число самых известных из когда-либо произнесенных: «Отче наш, сущий на небесах…».
Эти слова кратки и легко произносятся ребенком, но пусть вас не вводит в заблуждение краткость или известность этой молитвы. Молитва «Отче наш» справедливо считается самой важной молитвой для христиан, но в ней есть нечто большее. Дж. И. Пакер цитирует Тертуллиана, который назвал ее «кратким изложением Евангелия», и Томаса Уотсона, который назвал ее «сводом божественности». Сам Пакер сказал, что молитва «Отче наш» — это «ключ к жизни», добавив: «То, что значит быть христианином, нигде не выражено яснее, чем здесь».
Молитва «Отче наш» — это не просто молитва; это видение жизни в проникающем Царстве Христа. Это признание несправедливости, голода и зла этого поврежденного мира. Это утверждение веры, призыв к поклонению и боевой клич. Это смелая мольба о божественной славе, социальном обновлении и преобразовании рая на земле.
А значит, молитва «Отче наш» предназначена не только для того, чтобы ей молились; она предназначена для того, чтобы ею жили.
Если мы будем искренне молиться этой молитвой, мы будем вдохновлены принять на вооружение младенческую зависимость от Бога, искреннее поклонение, любовь друг к другу и участие в Божьей миссии.
Наша позиция: младенческая зависимость от Бога
В Евангелии от Матфея 6 Иисус начинает не с того, как молиться, а с того, как не молиться. Иисус противопоставляет два способа подхода к молитве. Один из них — это позиция перформативной духовности — совершение религиозных действий, чтобы быть замеченным Богом и другими. Второй подход — это младенческая зависимость — признание того, что мы полностью полагаемся на нашего Небесного Отца.
Молитва «Отче наш» имеет смысл только в контексте детской веры и доверия. Мы признаем, что живем в Божьем Царстве, а не в нашем. Мы смиренно просим о каждодневной заботе, зная, что не можем обеспечить свое выживание и процветание без Его помощи. Мы просим о прощении, защите и избавлении, как маленький ребенок просит о помощи и безопасности, готовясь заснуть ночью.
Невозможно искренне жить молитвой «Отче наш», не видя, что мы — голодные, нуждающиеся дети у ног доброго и любящего Отца.
Наше внимание: поклонение от всего сердца
Молитва «Отче наш» — это псалом Иисуса. Она повторяет структуру и течение многих псалмов, включая элементы хвалы, сетования, прошения (молитвы о наших собственных нуждах) и ходатайства (молитвы за других). Он приглашает нас выйти из эгоцентризма и начать жизнь искреннего поклонения.
Молиться «Да святится имя Твое» — значит обращаться к Богу не только как к Отцу, но и как к Господу и Царю. Иисус призывает нас молиться и жить в состоянии искреннего поклонения, ходить перед Богом искренне, непрестанно и с безраздельным сердцем. Поклонение от всего сердца (Пс. 86:11) — это противоядие от идолопоклонства (Исх. 34:11-17), жадности (Мф. 6:19-21) и отхода от первой любви (Откр. 2:4).
Молиться «Да святится имя Твое» — значит сосредоточить нашу жизнь на Иисусе и Его вечном Царстве. Это значит отказаться от жизни ради похвалы, исходящей от других. Отказаться от необходимости быть популярным или совершать великие поступки, чтобы возвеличить свое имя. Это значит отдать Богу всю нашу сущность и открыть для себя истинную радость и мир, которые приходят в полном подчинении Ему.
Наши взаимоотношения: любовь друг к другу
В молитве «Отче наш» нет ни одного местоимения единственного числа. Здесь нет «я» или «мне». Вместо этого Иисус приглашает нас молиться с помощью общих местоимений «мы», «нас» и «наш».
Молитва «Отче наш» переориентирует наши индивидуалистические рамки и помогает нам признать и почувствовать, насколько мы взаимосвязаны с церковью. Переключая наши молитвы с единоличных на коллективные, Иисус напоминает нам о второй великой заповеди — любить ближнего, как самого себя (Матф. 22:39), и о своей так называемой новой заповеди — любить друг друга (Иоан. 13:34-35).
Молитва «Отче наш» побуждает нас к практическим нуждам наших братьев и сестер. Молиться о хлебе насущном — значит отождествлять себя с единоверцами, которым не хватает средств, мира и надежды. Молиться о прощении — значит признать, что мы часто плохо относимся друг к другу и должны снова и снова возвращаться друг к другу, чтобы простить и вырвать уродливые сорняки горечи.
Честно молиться молитвой «Отче наш» — значит быть побужденным к быстрой и всесторонней любви друг к другу.
Наша миссия: участие в Божьей работе
В конечном счете, мы не можем молиться молитвой «Отче наш», не вступая в наш разрушенный мир в качестве учеников Иисуса. Молитва «Отче наш» дает нам силу участвовать в работе Христа и выполнять Божью миссию в мире. Мы молимся не только о том, чтобы имя Божье святилось или чтобы Его Царство пришло только в церкви, но и «на земле, как на небе». Как эти слова побуждают нас любить друг друга в церкви, так же они призывают нас делиться любовью Христа с теми, кто находится вне церкви.
Молитва «Хлеб наш насущный дай нам сегодня» означает отождествление с голодом (физическим и духовным) людей во всем мире, побуждая нас накормить голодных и бороться с бедностью во всем мире. Молиться о прощении («прости нам долги наши») и из прощения («как и мы простили должникам нашим») означает, что нам часто придется искать прощения у наших соседей и сослуживцев. Молитва «избавь нас от лукавого» побуждает нас трудиться для избавления других от жестоких и несправедливых замыслов сатаны.
Молиться и жить молитвой «Отче наш» — значит исполнять миссию, о которой Христос молился над нами на Тайной вечере: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Иоанна 17:18).
Как сказал Фредерик Бюхнер,
Мы не должны легкомысленно молиться молитвой «Отче наш». Нужно иметь мужество, чтобы вообще молиться ею. Произнести эти слова — значит пригласить тигра выйти из клетки, высвободить силу, по сравнению с которой атомная энергия покажется теплым ветерком.
Бюхнер напоминает нам, что молитва «Отче наш» — это песнь обетования, которая однажды исполнится. Однажды на земле будет так же, как на небе. Все будет хорошо. А до тех пор мы молимся.
автор — Джереми Линнеман / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!