Можно ли верующим обращаться к психологам? Божьи чудеса в психиатрии!

Можно ли верующим обращаться к психологам? Божьи чудеса в психиатрии!

Вопрос по поводу психологов. Такого ещё не было. Можно ли верующим людям к ним обращаться? И есть ли какие-то советы от вас по этому поводу?

Ого, какие вопросы у нас сегодня. Даже не знаю, как дать сбалансированный ответ на этот вопрос. Потому что мы знаем, что существует христианская психология и, соответственно, христианские психологи. Существуют, скажем так, психологи, верующие в Бога Библии, которые стараются ограничить применение той или иной психологической практики, тех или иных психологических приёмов рамками Библии, и в первую очередь Нового Завета. Это разные вещи: христианская психология или, скажем, мессианская психология, — но я, правда, особо не слышал об отдельной мессианской психологии...

Мессианская психология — это что-то новенькое.

Хотя, безусловно, есть евреи-психологи, которые являются частью тех или иных еврейских новозаветних мессианских общин. И у них есть свои особенности в подходе по сравнению с христианскими психологами. Но я разделяю христианских, или мессианских, условно говоря, психологов, и тех верующих психологов, которые несколько ограничивают применение различных практик и теорий, в русле которых они работают.

То есть, светская психология нуждается в библейской корректировке?

Можно сказать, в негативной корректировке. То есть, например, верующий психолог, который идёт в русле классического фрейдистского, адлеровского или юнгианского психоанализа, или, скажем, бихевиоризма (можно и дальше называть разные направления), но при этом он понимает, что учения (потому что психоанализ — это достаточно цельные учения, при всех их различных модификациях) имеют такие особенности, которые прямо противоречат Писанию. Тем более, что их создатели в своём большинстве были убеждённым либо атеистами, либо агностиками, либо комбинировали свой агностицизм с какими-то формами буддизма или псевдобуддизма, и т.п.

Поэтому, честно скажу, когда я был неверующим, ещё в Советском Союзе мне попадались некоторые книжечки по психологии, особенно по психоанализу, немножко дореволюционные, немножко издания 20-х годов, потому что в 20-е годы они издавались, как ни странно, в Советском Союзе. Потом, «тамиздат», это ещё до перестройки. Мне это было интересно, но Господь меня защитил: дальше какого-то поверхностного теоретического интереса дело, по милости Божьей, не пошло. И я знаю, что можно легко запутаться во всём этом.

Вы говорите об этом так, как будто существует определённый риск.

Реальный риск. Если мы сейчас говорим о психологии, то нам надо учитывать, что разделение на психологию и психиатрию очень условно. И в этом плане у меня и моего друга Олега Щербакова был интересный опыт примерно в 1992-м году. К нам обратилась заведующая одним отделением Республикансканской психиатрической больницы. Она позвонила мне на домашний телефон (тогда мобильных не было) и попросила о встрече. Мы встретились, и она объяснила, что её заинтересовали следующие события. Говорит: «У меня есть одна пациентка, которая фактически с детских лет моя пациентка (уже порядка двадцати лет), и она принимает очень тяжёлые медикаменты для поддержания состояния. И вот произошло что-то необъяснимое: я была вынуждена практически снять всё постоянное медикаментозное обеспечение её более-менее нормального состояния, потому что она стала практически нормальной». И когда она стала выяснять, то узнала, что это произошло в той общине, — и это была жена одного моего коллеги, которых я пригласил, и мы молились за неё, и её это просто потрясло. Сейчас я говорю уже об этом заслуженном докторе, и она попросила меня и Олега помочь ей в отношении двух тяжёлых, одних из самых тяжёлых пациентов. И она ввела нас в курс дела. 1992-ой год...

То есть, пациент, девушка, которая 20 лет страдала серьёзным психическим расстройством, по молитве фактически была полностью исцелена?

Практически. Они продолжали ещё её лечить... потому что они вообще не могли поверить, что такое возможно. Но до такой степени... Они говорили: «Ремиссия, ремиссия... Но такая ремиссия? Это невозможно!»

И благодаря этому обращению мы смогли познакомиться со многим из того, что тогда происходило. Мы молились, и происходили разные события. Мы узнали определённую «кухню». И также мы узнали, что на тот уже момент большинство врачей-психиатров (и не только в конкретной лечебнице, но и во многих других местах), формально придерживаясь определённой методики лечения, прибегали также к различным практикам, связанным с восточными религиями и напрямую с оккультизмом. Потому что даже совершенно неверующие психиатры и психологи понимали, что методики сами по себе приводят к позитивному результату и стойкой ремиссии в редких случаях. А чтобы добиться чего-то большего, надо применить нечто, связанное напрямую с духовным миром.

Казалось бы, это научные сотрудники, это доктора, это образованные люди.

Ну, начало 90-х... Неверующие люди. Иной раз они прибегали к комбинации: у них были и иконки, и какие-то оккультные знаки, и какие-то экстрасенсорные действия... Ну, гипноз вообще широко применялся даже в советское время. Применялись и какие-то буддистские методики, или методики более духовной части йоги, и прочее... И это начало девяностых, но многое из этого шло уже с советских времён. Мы узнали некоторые очень интересные вещи.

И на самом деле, это также характерно для психиатрии и многих психологических теорий и практик на Западе. В общем, поэтому, с моей точки зрения, нужно быть действительно осторожным. И я не говорю, что любые теории современной психологии или психиатрии, любые практики являются прямо противоречащими Писанию. Нет. Есть какие-то, с моей точки зрения, более или менее нейтральные, какие-то отдельные методы. Но всё равно это должно применяться с осторожностью. Всё должно быть согласовано со Словом Божьим. Некоторые, наверное, сейчас заулыбаются, когда услышат это: «Ай, это законническая позиция религиозного консерватора...» Нет. Это совершенно необходимая, скажем даже, медицинская осторожность. Главный девиз всех врачей: Не навредить. И естественно, всем тем, что противоречит Писанию, в первую очередь, Новому Завету, мы действительно можем всерьёз навредить людям, причём на очень глубоком уровне. И также нужно быть трезвыми в оценке тех методов, которые сами по себе не противоречат Писанию, но, в то же время, каким-то образом могут выводить людей за пределы естественного и вводить их в духовный мир «с чёрного хода». Поэтому вопрос этот очень тонкий.

И так получилось, что мы с моим другом Олегом и ещё буквально с двумя людьми, которые позже к нам присоединились, были вынуждены заниматься консультированием, начиная со второй половины 90-го года, когда никаких ни руководств написанных, ничего не было. Нам, конечно, много помогли Рик и Бетти Стромбек тогда. Ну и, пожалуй, всё. Но во всей нашей практике мы должны были сильно полагаться на Дух Святой, который действительно нас не подводил. Но мы были осторожными, понимая, что не разбираемся в этом, и что мы должны всецело зависеть от Господа и от Его живого Слова. И по милости Божьей, мы, не будучи ни психологами, ни психотерапевтами, как-то смогли послужить очень многим людям на протяжении ряда лет.

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!