Мужчина из 31 главы Притчей

Мужчина из 31 главы Притчей

Восхитительному Божьему провидению было угодно, чтобы в английском языке само слово «муж» («husband») содержало в себе свидетельство о том, каким должно быть его занятие. Муж это тот, кто занимается земледелием («husbandry») или возделыванием почвы. Он, подобно опытному садовнику, взращивает свою жену и ухаживает за ней так, чтобы она расцветала.

Правда, нам следует остерегаться слишком широкого применения этого образа. Ни одна женщина не может быть просто пассивным клочком земли, беспомощно дожидающимся, чтобы муж пришёл его возделывать. Вспомните Анну и Авигею – женщин, процветавших либо при глупом муже (1 Цар. 25:3), либо вообще без него (Лк. 2:36-38). Эти женщины (в наших церквах сегодня известны многие подобные им) цветут как полевые цветы в пустыне. И насадил и возделывает их более прекрасный Жених.

И всё же, Писание повелевает земным мужьям подражать этому Небесному Мужу. А именно, практикуя Христоподобное земледелие в браке, взращивать своих жён так, чтобы они достигали всё большего великолепия (Еф. 5:25-30). Следовательно, видя женщину в полном расцвете, мы поступим мудро, если станем искать, чему поучиться у её мужчины.

В 31 главе книги Притчей показаны именно такая женщина и именно такой мужчина.

Земледелие в браке

Многие мужчины мечтают о том, чтобы иметь жену из 31 главы Притчей. Она одна из тех «мудрейших женщин», созидающих свой дом искусностью и прилежным трудом (Прит. 14:1). Она создаёт своему мужу доброе имя, так что он «известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Прит. 31:23). Она – безусловное и безоговорочное «благо» (Прит. 18:23), потому что «она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Прит. 31:12). Он может быть знатным и без неё, но с ней он приобретает царское достоинство (Прит. 12:4).

Однако немногие осознают, что за женщиной из 31 главы Притчей стоит мужчина из этой же главы. И, если мы прочтём эти поэтические строки в контексте всей книги, то увидим, что мужчина этот отнюдь не болван. Он боится Господа и не полагается на свой разум (Прит. 1:7; 9:10). Он впитал учение своих отца и матери и радует их (Прит. 10:1; 15:20). Он отверг путь глупца, кощунника и ленивца и идёт путём мудрости (Прит. 3:17; 9:4-6).

Иными словами, он не просто муж, но и землепашец, возделывающий характер своей жены. Так чему же можем мы поучиться у такого человека? Хотя в поэтических строках 31 главы Притчей он появляется лишь на заднем плане, но всё же даёт уроки по искусству земледелия как для подобных ему зрелых мужей, так и для начинающих.

Он уверен в ней

Первое описание отношения мужа к жене, представленное в этих поэтических строках, может показаться нам ничем не примечательным: «уверено в ней сердце мужа» (Прит. 31:11). Слова: «он ей доверяет» нас не удивляют, хотя должны бы. В Притчах сердечное доверие относится только к Богу, как это видно, например, в Прит. 3:5: «доверяй Господу от всего сердца» (НРП). Но здесь его сердце уверено в ней. Почему?

Потому что он заблаговременно выучил урок: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Прит. 31:30). Брюс Уолтке пишет:

Настоящее исключение возводит отважную жену, боящуюся Господа, до высочайшего уровня духовной и физической компетентности. Подобное утверждение подразумевает, что эти конкретные муж и жена находятся в здоровых духовных отношениях (The Book of Proverbs, Chapters 15–31, 521).

Большинство мужчин в античном мире относились к своим жёнам немногим лучше, чем к собственности, способной к деторождению: чем привлекательнее, тем лучше (Derek Kidner, Proverbs, 46). Но не таков был этот мужчина. Смысл брака для него заключался в чём-то большем, чем удовольствие и произведение потомства. Он состоял в товариществе, чувстве общности и доверии, проросших на почве благоговения перед Богом (Прит. 31:30). И потому в период ухаживания и помолвки, а также и в дальнейшей жизни их союз коренился в страхе Божием.

Плоды этого доверия мы можем вкушать почти в каждом стихе данного поэтического произведения. Отметьте, в частности, что его уверенность в ней освобождает его от необходимости разбираться со всевозможными мелочами. Он приобщил её к сформированному при помощи Божьего страха видению по устроению дома, и она с ним душой и сердцем. Она расцветает в этом пространстве безоговорочного доверия, занимаясь женской работой: собирая, покупая, продавая, обеспечивая, научая, давая и производя; он же наслаждается «плодами рук её» (Прит. 31:31).

Итак, прежде и превыше каких-либо приоритетов семейной жизни мужчина из 31 главы Притчей насаждает со своей женой содружество священного страха Божьего. Семейная молитва стоит выше телевизора. Воскресное богослужение важнее воскресного футбола. Его личный комфорт второстепенен по отношению к её уподоблению Христу. И, поскольку она боится Бога, он не боится доверять ей.

Он ценит её силу

Женщина из 31 главы Притчей предлагает нам некий парадокс. С одной стороны, она обладает совершенно типичными женскими чертами и чересчур привязана к дому, чтобы это понравилось большинству современных людей. С другой же, в её женственности есть подрывные элементы, и она чересчур жёсткая, чтобы это могло понравиться большинству людей, слишком приверженных традициям. Её пальцы не слишком нежны, чтобы взяться за лопату, но и не слишком грубы, чтобы держать нить (Прит. 31:16, 19). Не переставая быть откровенно женственной, она «препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои» (Прит. 31:17).

И текст наводит на мысль, что её мужу это нравится. Он не пугается, придя домой и найдя жену с грязью под ногтями (Прит. 31:19), или слушая, как она радуется будущему (Прит. 31:25), или глядя, как она хлопочет по дому с энергией, не уступающей его собственной (Прит. 31:15, 22, 27). Он достаточно силён, чтобы не бояться её силы.

Напротив, дух их товарищества наводит нас на мысль, что в её силе его желание, его удовольствие, его цель. Её энтузиазм и сила духа это часть того, что делает её «превосходной» в его глазах (Прит. 31:10, 29). Бог призывает также и нас, мужчин, дорасти до такой зрелости во Христе и до такой уверенности в Нём, чтобы мы не стали препятствовать женской силе наших жён, но, напротив, стремились её взращивать.

Мужчина же, который поступает противоположным образом и преуменьшает силу своей жены либо напрямую (отбивая у неё охоту заниматься деятельностью, присущей благочестивым жёнам), либо косвенно (сам отказываясь становиться сильнее), желает иметь не помощницу, а лишь служанку.

Он вверяет себя Божьему призванию

31 глава книги Притчей несёт на себе печать тщательной литературной проработки: от структуры текста на иврите, поданного в форме акростиха, до тем, его пронизывающих. Стихи 20-27 этого поэтического произведения содержат в себе хиазм – литературный приём, помогающий подчеркнуть центральную мысль отрывка. Так, проследив путь к центру данного хиазма, мы окажемся в стихе 23: «Муж её известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли».

Как пишет Дерек Киднер, хотя «её влияние распространяется далеко за пределы дома…, однако достижения её (как она того и хотела) более всего ценны тем, что они содействуют благосостоянию и доброй репутации её мужа» (Proverbs, 46). Иными словами, она мобилизует свои выдающиеся силы для того, чтобы, прежде всего, поддерживать призвание своего мужа.

Как помощница своего мужа эта жена видит свою миссию под его крылом (Быт. 2:18). Их призвания похожи не столько на две железнодорожные колеи, сколько на ствол и ветви дерева: она делает дом крепким и стабильным, чтобы он, разветвляясь, мог предложить миру плоды их семьи. Конечно, нередко призвание жены ведёт её в мир, а призвание мужа всегда возвращает его домой (Прит. 31:14, 16, 20, 24). Но в целом, она распоряжается в доме, чтобы он мог заниматься тем же вне дома (Прит. 31:11, 15, 21, 27).

Что же это означает для нашего мужчины из 31 главы Притчей? Как ни парадоксально, это означает, что он лучше всего служит призванию своей жены, предавая себя собственному высокому предназначению. Если у мужчины есть лишь незначительное видение, — не только относительно его работы, но и относительно семьи, церкви и общества, — то и помощь от жены ему потребуется незначительная. Но если его видение велико и происходит от Бога, то, как пишет Герман Бавинк, она может «помогать в полнейшем и широчайшем смысле: физически и духовно, своей мудростью и любовью, своим разумом и сердцем» (The Christian Family, 6).

И он, несомненно, нуждается в такой помощи. В этих поэтических строках подразумевается, что мужчина может высоко держать голову у ворот не только из-за того, кто он есть сам по себе, но и благодаря тому, какая у него женщина: не гниль в костях, но венец на голове (Прит. 12:4).

Он её хвалит

Лишь в конце этого поэтического произведения звучат слова из уст восхищённого мужа:

Встают дети и ублажают её, — муж, и хвалит её: «много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит. 31:28-29).

Преувеличивает ли он? Вероятно. Но, как влюблённый называет свою любимую «прекраснейшей из женщин» (Песн. 1:8), так и этот мужчина говорит: «ты превзошла всех их». В его глазах это так и есть.

Эта похвала не просто реакция на её цветущую красоту, но и способ приумножить цветение. По евангельской логике (на которой основывается всякое истинное садоводство), любовь порождает привлекательность, а похвала делает достойным похвалы. Прежде была любовь Иисуса, и затем уже красота Его невесты (Еф. 5:25-27). Муж, отказывающийся хвалить жену, и в то же время ожидающий, что она станет достойной похвалы, подобен садовнику, отказывающемуся поливать растения, пока они не вырастут.

Есть ли в вашей жене что-либо достойное доверия (Прит, 31:11), проявляет ли она хоть сколько-нибудь усердия в своём призвании (Прит. 31:15), заботы о ваших детях (Прит. 31:21), мудрости в общении с вашими соседями (Прит. 31:26), щедрости к бедным (Прит. 31:20)? Значит, вы смело можете выразить содержательную, конкретную сердечную похвалу.

Хвалите её на публике и в личной беседе, при ней и без неё. Хвалите её перед детьми, перед соседями и друзьями. Хвалите её в радости и в горе, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит вас. И будьте готовы к тому, что, если вы это сделаете, она будет становиться всё более и более достойной похвалы.

Муж-христианин не отворачивается от Бога, когда хвалит жену. Ведь, как его доверие жене, в конечном счёте, есть доверие Богу, Которого она боится (Прит. 31:11), так и его похвала жены, в конечном счёте, есть хвала Богу, давшему её (Прит. 19:14). Так что, когда муж из 31 главы Притчей хвалит жену за дело её рук, он хвалит Бога за дело Его рук – за неё.

Автор — Скотт Хаббард / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!