Если бы вам нужно было перечислить величайших героинь Библии, кого бы вы выбрали? Какие женщины проявили мужество и силу, достойные называться героизмом?
Некоторые выберут таких женщин, как Девора, возглавлявшая армию, и Иаиль, поразившая врага колышком от палатки. Возможно, некоторые выберут Есфирь, которая мужественно пошла к царю со словами: «Если погибнуть — погибну» (Есфирь 4:16). Мы поступили бы правильно, выбрав их. Это были те женщины, которые «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евреям 11:34). Эти героини пожертвовали своей безопасностью, чтобы освободить Божий народ, когда не было мужчины в Израиле, способного или желавшего сделать это.
Но всё же, когда одна из матерей Израиля написала оду героическим женщинам, она не смотрела на тронный зал или поле битвы. Вместо этого она обратила внимание на то, что может показаться маловероятным местом для героизма – на дом.
Героическая хозяйка дома
Среди христиан разнятся впечатления от женщины из 31 главы Притч. Некоторым она кажется образцом женственности, другим — давно ушедшим идеалом. Некоторые обращаются к ней за вдохновением, другие избегают ее из-за страха. Но что бы мы ни думали о ней, мы знаем, что автор этой поэмы — мать царя Лемуила (Притчи 31:1), хочет, чтобы мы видели в ней героиню.
Брюс Уолтке, наряду с другими учеными, утверждает, что отрывок Притчи 31:10–31 принадлежит «к героической поэзии Израиля, в которой рассказывается о великих подвигах героя, обычно его военных подвигах» (Book of Proverbs, Chapters 15–31, 516). Эрика Мур пишет, что эта благочестивая жена и мать — «духовная наследница древних героев Израиля» (Book of Proverbs, 517) или, по словам Роберта Альтера, «своего рода домашний воин» (Еврейская Библия: Перевод с комментарием, стр. 451). Другими словами, она — героическая хозяйка дома.
Доказательством такому утверждению служат слова, которые использует автор. Некоторые из них позаимствованы из военной терминологии, например:
- Эта женщина названа «добродетельной», в оригинале используется слово «сильная» или «храбрая» («совершенная» в современном переводе; стих 10). Это слово часто применяется для описания военной силы (например, в 4 Царств 24:14 в словосочетании «люди сильные»).
- Пища, одежда и прибыль, которыми она обеспечивает свой дом, описаны словом «прибыток» (стих 11; в оригинале используется слово «добыча»). Это еще один военный термин (например, Числа 31:11; Второзаконие 2:35; Иисус Навин 8:2).
- Занимаясь своим делом, она «препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои» (стих 17). Этот яркий образ связан с «героическим или трудным действием» (Book of Proverbs, стр. 526).
- Она «весело» (стих 25) смотрит вперед в будущее «как победоносный воин или победоносный король», как выразился Питер Лейтхарт (книга «Притчи 31:10-31», Введение).
- Её муж утверждает, что она «добродетельная» (от слов «делать», производить»; стих 29) – это слово также относятся к войне (1 Царств 14:48; Псалом 59:14; Псалом 117:15-16)
Таким образом, от начала до конца женщина из 31 главы Притч — не просто домохозяйка. Она — победительница на женском поле брани.
Признаки героини
Современных читателей может задеть то, что героизм этой женщины проявляется дома, и даже христиане, воспитанные в феминистской среде, слегка стесняются домашней работы. Безусловно, женщина из 31 главы Притч расширяет любые ограниченные представления о ведении домашнего хозяйства. Например, она получает значительный доход (стихи 11, 18), занимается физическим трудом (стих 16) и презирает исключительно физическую красоту (стих 30). Так же она шьет (стихи 13, 19, 22). Она готовит (стих 15). Она помогает своему мужу (стихи 11–12, 23).
Как же современному читателю понять ее героизм? Как нам присоединиться к словам матери царя Лемуила так превозносящую эту женщину, чтобы наши дочери могли ей подражать, а сыновья восхищаться? Есть, как минимум, три способа.
1. Смотрите на женщину Божьими глазами
Во-первых, учтите, что герои в Божьих глазах редко считаются героями в глазах общества. В Божьем царстве героем часто бывает не тот, кого мы ожидаем: не гордый, но кроткий; не широко известный, но незаметный; не тот, кто на троне, но тот, кто в доме.
Этот контркультурный героизм был актуален и в дни Израиля, и в наши дни. (Контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры – прим. пер.) Уолтке вслед за Элом Уолтерсом пишет: «Эта героическая поэма представляет собой полемику… вопреки встречающейся похвале женщине в древней ближневосточной литературе» (Book of Proverbs, стр. 517). Соседствующие с Израилем народы в основном превозносили женщину за её сексуальную привлекательность. Хотя Священное Писание прославляет женскую привлекательность в контексте брачного завета (Притчи 5:15-19), но хананеям слова из Притчи 31:30 показались бы странными: «Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы».
Другими словами, женщина из 31 главы Притч контркультурна не только сейчас, но была такой и тогда. Женщина, боящаяся Господа, всегда будет такой. Если мы не видим героизма в поддержании дома, то, возможно, наши представления о геройстве и женственности сформированы более обществом, нежели Писанием. Как пишет Аластер Робертс: «Наша неспособность увидеть героизм и силу такой прилежной и активной женщины — это неспособность увидеть мир таким, как видит его Бог» (статья «Почему мы должны отказаться от понятия «Сильный женский характер»»).
Итак, в то время как многие видят женщину из 31 главы Притч как жертву устаревшего порядка, те, кто смотрит глазами Бога, видят её грозной как невесту Соломона – «блистающей, как заря, прекрасной, как луна, светлой, как солнце, грозной, как полки со знаменами» (Песня Песней 6:10).
2. Восхищайтесь множественностью её дарований
Во-вторых, если мы честно оценим труды этой женщины, то идея о том, что ведение домашнего хозяйства каким-то образом ограничивает силу или дарования женщины, прозвучит безосновательной. Дом женщины из 31-й главы Притч — это не «мелкая и ограниченная сфера, — пишет Дерек Киндер, — здесь простор для огромных сил и великих достижений» (книга Притчи, стр. 179). Дом не сковывает великих женщин — он их высвобождает.
Г.К. Честертон в своем эссе «Высвобождение любви к семейной жизни» отмечает, что любая работа вне дома неизбежно превращает нас в специалистов того или иного рода. Мы становимся специалистами узкого профиля, а не широкого. Мы не увидим «человека эпохи Возрождения» среди объявлений о поиске работы; скорее, мы найдем «менеджера по маркетингу», «страхового агента», «электрика» или «механика». Каждая из этих профессий развивает дары человека, но только в узком направлении.
С другой стороны, жена и мать «как правило, находится дома с ребенком, который задает все существующие и несуществующие вопросы. Было бы странно, если бы она при этом сохранила ограниченность узкого специалиста». Когда женщина говорит, что она домохозяйка, на самом деле она имеет в виду, что делает одновременно множество всего. Она — учитель и декоратор, повар и финансист, мастерица и уборщица, садовник и личный тренер и так далее. Таким образом, она не просто старается, а отдает всю себя.
Даже беглый взгляд на глаголы, используемые в этой поэме, подтверждают наблюдение Честертона. Эта героиня шьет одежду и готовит еду для своих детей, учит их мудрости (стихи 15, 19, 26). Для мужа она распоряжается деньгами в доме, приносит дополнительный доход и служит украшением его доброго имени среди городских старейшин (стихи 16, 18, 23, 24). Она щедро подает своей рукой соседям (стих 20). Она легко переходит от шитья к посадке виноградника, от продажи товаров к обучению своих детей.
Пока ее муж идет на работу строить машины, возводить заборы или шить обувь, она строит нечто большее — дом (Притчи 14:1).
3. Относитесь к материнству как к полю битвы
Однако ни одно из представленных до сих пор наблюдений не отражает в полной мере героические воинственные образы, которыми наполнена 31 глава Притч. Верно, что Божьи герои часто отличаются от героев общества, и домохозяйки должны отдавать все свои силы, но почему наш поэт описывает эту женщину как собирающую добычу, как победоносно смеющуюся, как препоясывающую силою чресла свои? Зачем изображать её воином? Потому что она на самом деле на войне. На границе Эдемского сада Бог сказал змею:
«вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15)
Никакая война не сравнится с войной между змеем и женщиной. Завоевания Монголов и войны Наполеона, война Северных штатов против Южных в Америке и обе Мировые войны – лишь дым по сравнению с опасностью, жестокостью и разрушениями от битвы между этим древним драконом и дочерьми Евы. Так пишет Лейтхарт: «Заботясь о своих домашних, мудрые женщины находятся на передовой священной Божьей войны» (Книга «Proverbs 31:10–31»).
И тогда наш список героинь Писания пополнится именами, которые мы бы не выбрали раньше: не только Девора, Иаиль и Есфирь, но Сарра и Ревекка, Рахиль и Лия, Иохаведа и Руфь, Анна и Авигея. То, как эти женщины любили своих мужей, воспитывали своих детей, и созидали свои дома в страхе Божьем, похоже на военные победы наряду с победой Давида над Голиафом.
Затем «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены» (Галатам 4:4). От какой женщины? Не от военной или судьи, не от лидера или королевы, но от женщины, услышавшей Слово Божье и принявшей Его, которая хранила обетования, трудясь в своем доме, сражалась со змеем верой в Бога, и смогла приветствовать появление Спасителя мира в Вифлееме.
В войнах между народами женщины остаются дома и думают о своих мужчинах на передовой. Во вселенской войне на передовой матери. Героини находятся дома.
Поднимитесь и прославьте её
Безусловно, героизм женщины не ограничивается ведением домашнего хозяйства. По той или иной причине многим женщинам христианкам приходится трудиться вне дома, по крайней мере временно: незамужним женщинам, одиноким матерям или женам, поддерживающим доход своих мужей. Не будем преуменьшать героизм женщины, которая, выложившись на работе, сохранила наилучшее в себе, чтобы любить свою семью (незамужняя женщина готовится так делать, если Бог даст семью). Как трагично, что многие женщины-христианки, внимая феминистским голосам, пренебрегают своим домом в поисках героизма в другом месте. Чтобы быть героиней (по словам Честертона) женщине не обязательно становиться «домашней императрицей и конкурентным сотрудником одновременно». Ей просто нужно созидать свой дом в страхе Господнем.
Однако, если мы собираемся исправить эту трагедию, нам сначала нужно исправить другую – мужчины и мужья, в частности, должны признать ведение домашнего хозяйства героизмом. Как только мы это сделаем, нас будет меньше заботить, подражают ли наши жены женщине из 31 главы Притч, и больше беспокоить, подражаем ли мы мужчине из этой главы — мужу, который отстаивает дары своей жены, который не боится ее силы и который не стесняется её хвалить (Притчи 31:28–29).
Женщины, которые похожи на героиню из 31 главы Притч – хотя бы в том, что повышают свою планку – это женщины, которых не достоин весь мир. И когда мужчины обращают на это внимание и говорят об этом, они предвосхищают тот день, когда всё тайное станет явным, всё сокрытое будет возвещено на кровлях, и настоящие героини этого мира засияют как солнце.
Автор — Скотт Хаббард / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Осипенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Снявши голову по волосам не плачут.
А может это прообраз христианина, каким ему должно быть...