Статья немножко длинновата. Но если осилите, возможно, поймете для себя несколько вещей, о которых давно уже догадывались.
У меня нет никакого чувства собственного достоинства. Если вы попросите меня составить список известных мне людей с высоким уровнем этого самого чувства собственного достоинства, я вряд ли смогу вписать себя даже в первую двадцатку лучших. Возможно я в первые 10 тысяч войду, но каждый день я узнаю все больше и больше людей, которые лучше меня в самых различных областях жизни. И мои шансы даже в эти 10 тысяч лучших войти улетучиваются. И я, знаете ли, не особо огорчаюсь по этому поводу, ведь я отнюдь не лучшее произведения человечества. И не дай Бог, если лучшие люди однажды исчезнут, оставив меня во главе списка.
При всем сказанном, я к себе неприязни не испытываю. У меня не какая-нибудь заниженная самооценка, нет у меня проблемы с тем, каким я себя вижу в зеркале. Просто у меня нет никакого чувства собственного достоинства, как нет у меня в качестве домашних животных единорогов. Чувство собственного достоинства – это выдумка. Это ложное Евангелие. Это бессмысленная фантазия, существующая в вашем воображении. Это современная доктрина, изобретенная пророками психологии нового века. Это Благая Весть, возвещаемая апостолами Религии Самого Себя. Хуже всего, что погоня за эликсиром этого неуловимого чувства собственного достоинства оставляет всех вокруг опустошенными, в смятении и, как это иронично ни звучит, несчастными и ненавидящими себя.
Я не гений (или гений, убеждающий себя в том, что это не так из-за низкой самооценки), но на этом культе «самооценки» я не одну собаку съел еще в начальной школе. Наш учитель раздал нам листок с заданием и попросил оценить наше чувство собственного достоинства по шкале от 1 до 10. К слову сказать, эта сцена несет в себе глубокий геополитический смысл: пока мы сидели в классе и мусолили свои чувства, дети в Китае изучали такие нелепые предметы, как математика и физика. И вот, спустя годы, мы практически страна-банкрот. А Китай владеет Америкой. Зато у нас самооценка высокая.
В любом случае, вот мы, школяры, сидели в классе и пытались решить проблему оцифровывания количества нашего «эго». Большинство моих одноклассников поставили себе девятки и десятки. Совершенно случайно, некоторые из них позже вырастут в безработных алкашей, но что-то мне подсказывает, что пройди они этот тест сегодня, они все равно не отказались бы от своих оценок. Я, в то же время, был несколько смущен поставленной передо мной задачей. Я поднял руку: «Мои родители учат меня быть скромным, могу я, сохраняя свою скромность, поставить себе десятку?» Я не пытался поругаться с учителем, я честно хотел найти выход из ситуации. Меня дома учили, что Бог требует от нас смирения, послушания и уважения. Но я не помню, чтобы где-то в Библии было что-нибудь про самооценку.
Учитель быстро прояснил ситуацию. Он сказал, что да, ты можешь обладать высокой самооценкой, при этом являясь лучшим образцом смиренного человека. Можешь думать о себе, как о лучшем из людей, сохраняя при этом свою скромность. Лучшее из двух миров! Ух ты! Я — крут, потому что я сам так решил, и еще потому что я очень скромный. Нет никого скромнее меня. Я самый крутой и самый скромный ребенок на земле!
Мне эта идея нравилась некоторое время. Но со временем я подрос и решил проверить слова учителя с помощью словаря (далее перевод определений с английского, пер.).
Смирение: скромное мнение или оценка собственного важности.
Уважение, почтение, оценка: почитание или признание превосходства, восхищение.
Хм. Почитание. Самопочитание. Я могу себя почитать и признавать превосходным над другими и, при этом, оставаться скромно оценивающим собственную важность? Восхищаться собой? Я могу собой восхищаться и не забывать одновременно себя считать самым скромным? Могу ли я одновременно поглощать сочный стейк и поститься? Могу ли я одновременно быть патологическим лгуном и человеком слова? Зашибись. Теперь я могу двигаться на север под звуки фанфар моего превосходства, одновременно двигаясь на юг под те же самые звуки?
И ответ на мои вопросы — да, если у меня высокая самооценка. Самооценка стирает все преграды, почти как ЛСД или кокаин. В конце концов, самооценкой мы называем еще одну разновидность самообмана. Апологеты поспешат заметить, что самооценка — это всего лишь вопрос уверенности. Но почему мы тогда не назовем это все уверенностью? А все потому, что, хотя и приносят они порой одинаковые плоды, корни у этих двух понятий совершенно разные. Или, посмею сказать, у уверенности как правило корни какие-никакие присутствуют, а вот самооценка лежит на почве, не имея ничего, чем можно было бы зацепиться внутрь. Можно быть уверенным в результатах экзамена, если готовился. Спортсмен может быть уверен, потому что тренировался, да и талант присутствует. Певец может быть уверен в своих способностях, если эти способности имеют место быть, и если эти способности развивались должным образом. Другими словами, уверенность — понятие приобретаемое, заслуживаемое. Рядом со словом уверен, стоят обычно слова «в», «о» или «потому что». Рациональная, основанная на реальности уверенность необходима, и она помогает нам преодолевать страх и сомнения. С другой стороны, уверенность безосновательная частенько может быть названа высокой самооценкой. И она висит, как правило, на волоске, ничем не подкрепленная. Есть причина, по которой существует уверенность. Самооценка — это причина сама в себе. Ей не нужно оправдывать свое существование. Человек с высокой самооценкой (также известный нам как «нарцисс») чувствует, что ему не нужны ответы на вопросы по этому поводу, и это ему только на руку, потому что ответов-то и нет.
— Почему ты так высоко себя ценишь?
— Потому что у меня высокая самооценка.
— Почему?
— Потому что я себя люблю.
— Почему?
— Потому что у меня высокая самооценка.
— Почему?
— Потому что я себя люблю.
И далее по кругу…
Если подрядчик в своих оценках-расчетах уверен, а затем работа занимает в три раза больше времени, а денег пришлось в четыре раза больше заплатить, то вы назовете такого подрядчика лжецом, и будете совершенно правы. А вот если парень говорит о «высокой самооценке», а на поверку окажется ленивым, беспринципным лузером, вам все равно придется уважать его «здравое» (или лучше это назвать ненормальное) отношение к самому себе. Что-то тут не так.
Я прошелся по своим новостным источникам в социальных сетях, чтобы понять, какую мудрость и знания можно сегодня оттуда почерпнуть. В фейсбуке меня ждала следующая запись: «Помните всегда, прежде чем кого-то научиться любить, научитесь любить себя!» Это клише растиражировано в миллионах вариантов. Его можно встретить в твиттере или на фейсбуке. А, и еще в сатанинской библии. Любовь к себе любимому — это ж основной постулат сатанизма. Я не буду называть своих друзей в фейсбуке сатанистами (хотя может они таковыми и являются, я не знаю), и вас я не назову сатанистами, если вы этот слоган так или иначе повторяли. Я просто делюсь своими наблюдениями. Сатанизм основан на любви человека к самому себе, в противовес Евангелию Христа, которое призывает отречься от себя и основано на любви Бога. Эти две веры не только не могут быть совмещены воедино, они, пожалуй, самые несовместимые вещи в этом мире.
Возлюби себя. Самооценка. Самолюбование. Такие вещи можно еще как-то ожидать от поклонников дедушки Фрейда, но от поклонников Христа Иисуса? Как-то все ужасно складывается. Пугающе. Задумайтесь на минутку. Других можно начать любить, только если любишь себя. Человек с низкой самооценкой не может других любить. Если это правда, то можно говорить о правдивости и следующих двух предположений:
- Ваши дети, супруги, родители, друзья — все они заложники вашего неустойчивого эмоционального состояния. Эмоционально вы даете им ровно то, что даете себе.
- Вы должны поверить в то, что любовь к самому себе — это источник всякой любви на земле.
Давайте разберем для начала первый пункт: «Дорогая, я сегодня себя не люблю, поэтому и тебе сегодня моей любви не достанется. Завтра посмотрим, как пойдет. Я, пожалуй, схожу, замутю с кем-нибудь романчик. Не сердись, я и сам себя сегодня не люблю.» Любовь — это выбор. Если вы не любите других — это ваш выбор. Лично я себя не всегда люблю. Иногда я даже себе совсем не нравлюсь. Я слаб и несовершенен. Я совершал ошибки, спотыкался, падал и грешил. Но я всегда люблю своих детей и жену. Это мой выбор. И еще потому что они достойны моей любви. Причина моей любви к ним не во мне, а в них. Да, я знаю, что современные лозунги ответят мне: «Мы учимся любви с любви к самому себе.» Это вздор! Мы любим других, жертвуя и отдавая себя. Как можно самого себя самому себе пожертвовать и отдать? Каким образом можно самолюбование превратить в жертвенную любовь, подскажите мне!
Покажите мне инвестора, который эффективно зарабатывает, пряча всю свою наличность под матрас?
Что касается второго пункта. Вот мы и добрались до сатанинской части программы. Если любовь к себе первична, то есть она самая Первая, то она и источник любви. С нее все начинается. Ты — бог. На планете, где еще 7 миллиардов богов. Такая философия вполне подходит для материалистов и поклонников дьявола, но христианам такое не к лицу. Христиане знают, что возлюбить ближнего можно только, возлюбив Бога прежде всего. Бог — источник всякой любви. Бог есть любовь. Защитники любви к самому себе только одно место из Писания могут процитировать, в котором значится: «Возлюби ближнего как самого себя». Только вот парафраз у них выходит корявый: «Возлюби себя, чтобы возлюбить ближнего». Но заповедь-то иначе звучит. Да и все остальное время в Библии Бог учит нас смиряться, отрекаться от себя и предостерегает от опасности самопревознесения.
Поймите меня правильно. Я не призываю ненавидеть себя, хотя, честно говоря, лучше уж такая крайность. И не призываю иметь низкую самооценку. Нет. Я призываю забыть про нее вовсе. Высокая самооценка, низкая самооценка, любишь ли ты себя или только учишься любить себя — все это яд, потому это повод к одержимости собой и только собой. Мы зацикливаемся на себе и, словно черные дыры, поглощаем своих супругов и детей нашей манией величия. Мы не можем разглядеть мир вокруг, потому что застряли у зеркала, нашептывая бессмысленные приятности нашему отражению. Мы убедили себя, что не важно, что мы делаем, говорим или какими людьми являемся, главное — чтобы внутри оставалось теплое чувство. В более разумные времена, когда было легче на мир смотреть, люди видели все иначе. Неважно было, что ты чувствуешь, важно, что ты делаешь, что говоришь и каким являешься человеком.
А сегодня люди в своем унынии и одиночестве, со своей самооценкой убеждают себя в том, какие они замечательные, и требуют, чтобы мир принимал их такими, какие они есть. В холостые деньки я некоторое время искал себе подругу на сайтах знакомств. На одном таком сайте встретил и свою жену. Большинство анкет, которые встречались мне, содержали примерно такие описания: «Я хочу встретить человека, которые примет меня, как есть, и никогда не будет пытаться меня изменить». Хорошо, я понимаю, что вам не хотелось бы связать свою жизнь с человеком, который будет разбирать вас по косточкам и критиковать все, что в вас есть. Но неужели вам нужно такое бесхребетное желе, которое будет принимать вас как есть. Что за цель-то за такая — желание, чтобы меня принимали, терпели и мирились со всем, что я из себя представляю? Такого не бывает. Жизнь не может быть статичной и стагнируюшей. Вы хотите, чтобы ваши отношения такими были? В какой-то момент вам придется признать, что вы не вполне совершенны, что в вас есть что-нибудь, с чем смириться просто невозможно, с чем ваш супруг или супруга не смогут ни при каких условиях смириться. Брак не для людей, которые слишком хороши, чтобы меняться. Для таких людей придуман развод. Более того, жизнь не для людей, которые не хотят меняться. Жизнь и есть ПЕРЕМЕНЫ. Откажитесь от одного, и автоматически не станет и другого.
«Самооценка», «я особенный», «люби себя» — эти догмы рушат все, к чему прикасаются. Все это не поможет вам в школе, скорее всего помешает в карьере, а уж на взаимоотношениях и вовсе можно будет поставить крест. Конечно, неуверенность и сомнения тоже могут к такому результату привести — большинство «нарциссов» на самом деле очень неуверенные в себе люди, но, по крайней мере, они заставляют вас стремиться стать лучше. Самооценка, чувство собственного достоинства не мотивируют к улучшениям. С ними у них конфликт. Чтобы улучшаться, надо признать, что есть несовершенства и проблемы. А это не поспособствует повышению самооценки, поэтому надо от них подальше держаться.
Людьми легче восхищаться, когда они становятся памятниками или героями мифов. Лучше всего это видно на примере самого мифологического существа — вашего эго.
Последнее: 26.07. Спасибо!