Клайв Стейплз Льюис описывает это как радостный признак смирения. Тим Келлер называет это дверью на свободу. Джон Пайпер называет это лучшим другом глубокого восхищения. И мы знаем это как один из самых неуловимых даров земли: самоотрешенность.
Радость, истинная радость, не живет в стране зеркал. Душевный покой не найти в наших внутренних колодцах, независимо от того, насколько глубоко мы погружаемся в самоанализ. Никакой тест личности не может привести душу к удовлетворению. Да, мы должны знать что-то о себе, чтобы хорошо жить в этом мире. Но самые здоровые люди едва ли задумываются о том, к каким психологическим категориям они принадлежат, едва ли заботятся о сравнении себя с другими. Они в основном забывают о себе и просто живут.
Я пишу эти слова не как Иисус Навин, вошедший в обетованную землю, а подобно Моисею на горе Нево. Я вижу этот Ханаан самоотрешенности, но пока ещё не пребываю в нем. Я вкусил радости этой страны, как манну небесную, как мед из скалы, и я жажду покинуть эту пустыню и присоединиться к святым, чьи радости многочисленны, а мысли о себе редки.
Только Бог может дать этот дар; только Он может исправить душу, замкнувшуюся в себе. Но когда мы молимся, чтобы Он поднял над земными тревогами и заботами, мы можем кое-что делать. Можно использовать акроним, помогающий помнить о том, что лучший способ самоотрешенности — это ЗАБОТА о Божьем и о ближнем.
- Заполните свой разум Иисусом.
- Анализируйте меньше, больше повинуйтесь.
- Быстрее раскаивайтесь и исповедуйтесь.
- Отвлекитесь на что-то хорошее.
- Трепетно примите данные вам Богом призвания.
- А ещё — всегда и за все благодарите Бога.
Если вы обнаружите, что слишком сосредоточены на себе, рассмотрите вместе со мной эти шесть скромных шагов к радостной самоотрешенности.
1. Заполните свой разум Иисусом
Если вы когда-либо пытались заставить себя забыть о себе, перестать думать о себе, вы также обнаружили бессилие такого приказа. Самоотрешенность происходит косвенно: мы не столько забываем о себе, сколько вспоминаем что-то лучшее. Если перефразировать Томаса Чалмерса, нам нужна выталкивающая сила нового внимания. И ничто не требует нашего внимания больше, чем Иисус Христос.
Небесный Отец повелевает нам слушать Его (Мтф. 17:5). Дух дан нам, чтобы прославлять Его (Иоан. 16:14). Апостолы призывают нас созерцать Его (2 Кор. 3:18; Евр. 12:2). Ангелы никогда не перестают поклоняться Ему (Откр. 5:6–14). Его богатства неисследимы; Его слава несравненна; неизреченна радость тех, кто любит Его (Ефес. 3:8; Евр. 3:3; 1 Петра 1:8).
Как же тогда нам наполнить Им свой разум? Любым из сотни способов. Непостижимый Христос приглашает к творческому исследованию — и чем больше мы ищем, тем больше находим. Возможно, сделайте чтение Евангелия регулярной привычкой; подумайте о том, чтобы всегда держать закладку в этих благословенных историях. Или найдите книги, насыщенные прославлением личности и дел Иисуса. Или познавайте красоту Христа через размышления святых, пропитанных Христом. Или станьте тем другом или супругом, который часто переводит разговор на Спасителя. Как бы вы это ни делали, стремитесь сделать Его своим утренним солнцем и вечерней звездой, своим дневным оазисом, радостью каждого часа.
«Я уверен, — пишет Сэмюэл Резерфорд, — святые, даже в лучшем случае, едва ли постигают истинную ценность несравненной сладости Христа». И поэтому вместе с ним сделайте своим счастьем «ежедневно осваивать новые земли в любви Христа» (The Loveliness of Christ, 22, 27), чтобы увидеть Его по-новому, наслаждаться новой славой в Нем.
2. Анализируйте меньше, больше повинуйтесь
Рассмотрим несколько знакомых сценариев самоанализа. Вы только что закончили вести изучение Библии, и теперь, по дороге домой, ваш разум прокручивает полдюжины сделанных вами комментариев. Или во время пения на общем богослужении вы продолжаете оценивать свои собственные эмоции и сравнивать свое поведение с поведением окружающих. Или во время ужина с семьей вы обсуждаете только что сданный вами рабочий проект, размышляя, что можно быль сделать по-другому.
В такие моменты (и во многие другие) самоанализ может казаться таким правильным, даже таким ответственным. Мы не хотим упускать свои ошибки и грехи; мы не хотим оставаться чужими для себя. В то же время, нам было бы полезно подумать о том, как самоанализ может привести нас к незаметному непослушанию.
Пока вы проигрываете моменты из изучения Библии, вы не любите того, кто рядом. Пока вы рассматриваете свое собственное сердце в поклонении, вы не видите Господа в песне. И пока вы критикуете и мысленно переделываете рабочий проект, вы не уделяете безраздельное внимание своей семье. Даже в одиночестве, когда самоанализ не мешает нам любить ближних, он все равно отвлекает нас от других видов послушания: выполнения работы, произнесения молитв, сна или размышлений о честном, превосходном и прекрасном (Фил. 4:8).
Для самоанализа есть место — для того, чтобы обращать внимание на себя, следить за собой и исповедовать свои грехи (Лк. 17:3; 21:34; 1 Ин. 1:9). Но это место — не обеденный стол, не спальня наших детей, не наши рабочие столы и не любая другая сфера, где Бог ясно указал нам на наши обязанности. Там Он призывает нас «заботиться... о других» (Фил. 2:4), говорить благодатное слово (Ефес. 4:29), трудиться от всего сердца, как для Него (Колос. 3:23). Итак, когда мысли самоанализа вторгаются в ваш разум, не думайте, что Бог ожидает, что вы прислушаетесь к ним. Вместо этого спросите: «Отвлекают ли эти мысли меня от более важного послушания?» Если да, скажите своему внутреннему «я»: «Возможно, мне стоит подумать об этом в ближайшее время, но сейчас у меня другая работа». А затем попросите у Бога благодати выполнить работу хорошо.
3. Быстрее раскаивайтесь и исповедуйтесь
Представьте, что вы пролили миску хлопьев с молоком в своей гостиной. Но вместо того, чтобы убрать ее сразу, вы продолжаете свой день с молочной лужей на полу. Мысли о луже молока постоянно в вашей голове; в глубине души вы знаете, что она там в гостиной. У вас есть смутное чувство, что она может окончательно запачкать ковер, но вы все равно продолжаете свои дела.
Как бы нелепо ни звучал этот сценарий, многие из нас реагируют на грех подобным образом. Иногда утром мы делаем необдуманный комментарий, или уклоняемся от простой обязанности, или нам в голову приходит извращенная мысль. Мы согрешили. Но вместо того, чтобы сразу же убрать беспорядок, вместо того, чтобы быстро исповедать грех, мы медлим. Мы продолжаем переступать грех. И так мы идем сквозь дымку смутной вины, фонового обвинения, спотыкающегося самосознания.
«О, какой мир мы часто теряем; о, какую ненужную боль мы терпим; все потому, что мы не приносим все Богу в молитве!» Разве у нас нет защитника на небесах (1 Ин. 2:1)? Разве у нас нет Отца, чье сердце согревается от обращения Его детей (Луки 15:20)? Разве у нас нет достаточно силы Евангелия для борьбы с любым грехом, который мы можем исповедать?
Утаивание вины не имеет искупительной силы. Бог также не говорит нам исповедоваться только после того, как мы ужасно себя чувствуем в течение дня. Нет, все в Нем, все в Евангелии, все в Его слове призывает нас прийти сейчас, безотлагательно. Отреагируйте на первый укол вины, сказав: «Я пойду к Отцу моему». Вы действительно можете сесть, тут же исповедать свой грех, получить прощение во Христе и двигаться дальше.
Бог обещает, что забудет грехи, которые Он прощает (Евр. 8:12). Конечно, это означает, что мы тоже можем забыть исповеданные грехи. И, забывая их, мы можем отпустить мысли о себе.
4. Отвлекитесь на что-то хорошее
Когда вы в последний раз восхищались? Это слово относится к одному из самых самоотрешенных и самых приятных переживаний, которые дает Бог. Те, кто восхищены, пишет Уинифред Галлахер, «полностью поглощены, увлечены, очарованы, возможно, даже „унесены“... как ученый своими исследованиями, плотник своим ремеслом, как страстно влюбленные — друг другом» (Удовольствия чтения в эпоху отвлечения, 86). Когда мы восхищаемся какой-то красотой, каким-то хобби, каким-то человеком, мы теряем себя — пусть даже всего на несколько мгновений — и затем обнаруживаем, что нам становится от этого еще лучше.
Писание дает нам много примеров такого святого очарования. Часто они приходят в контексте поклонения, как «единственное желание» Давида (Пс. 26:4) или Моисей, созерцающий прошедшую мимо него Славу Господню (Исх. 33:21–23). В других случаях, однако, святые теряют себя в чем-то, что сотворил Бог — от четырех чудес автора Притч (Пр.30:18–19) до наблюдения за птицами по совету Спасителя (Мтф. 6:26) и громкой песни в Псалме 103.
Когда вы в последний раз были так поглощены, настолько блаженно самоотрешенны? Когда вы в последний раз оказывались в ситуации, в которой вы растворялись? Многие из нас слишком долго обходились без прогулки в лесу, не занимали свое место на настоящем пиру, не читали книгу, которая намного прекраснее, чем «полезна». Как отец троих мальчиков я знаю, что жизнь не всегда оставляет достаточно времени для любимого занятия. Но разве мы не можем принять, как минимум, решимость Клайда Килби?
«Я открою глаза и уши. Один раз в день я буду просто смотреть на дерево, цветок, облако или человека. Тогда я вообще не буду беспокоиться о том, что они есть, а просто буду рад, что они есть. Я с радостью приму таинство того, что Льюис называет их «божественным, волшебным, невероятным и восхитительным» существованием».
Как бы вы не были заняты, найдите способ — какой-нибудь — регулярно теряться в чем-то хорошем. Мы не можем просто по щелчку пальцев создавать такие переживания; это дары. Но мы можем поставить себя перед благостью Бога в Его добром мире. Мы можем открыть глаза. Мы можем идти по какой-то дороге блаженства достаточно времени, чтобы самоотрешиться.
5. Трепетно примите данные вам Богом призвания
Поскольку я склонен к самоанализу, я раньше проводил гораздо больше времени, углубляясь в свою душу. Просмотрите мои дневники прошлых дней, и вы найдете страницу за страницей мучительного самоанализа. Но потом вы увидите, как записи постепенно уменьшаются, пока страница за страницей не станет пустой. Почему? По нескольким причинам, но одна из самых важных заключается в том, что я просто стал занятым. Я нашел больше друзей. Я посещал больше (и более сложные) занятия. Я уделял работе больше часов. Пустые вечера и одинокие дни уступили место хорошим, Богом данным призваниям — благословенному виду занятости, служению ближним — другу самоотрешенности.
Когда темные мысли заставляют нас замкнуться, когда мы чувствуем, что падаем в водоворот самоанализа, какой дар иметь супруга, которого можно любить, младенца, которого можно утешить, друзей, которым можно служить, посуду, которую можно помыть, соседей, которым можно помогать, церкви, которую можно созидать, рабочие проекты, которые нужно выполнять, и другие потребности, которые нужно удовлетворять. Такие призвания придают нашим дням славную объективность. Как недавно сказал мне один любитель самоанализа, молодой отец: «Когда моя дочь нуждается во мне, Бог не ожидает, что я буду делать что-то еще».
Всеми способами избегайте дьявольской спешки, которая не оставляет места для тихого утра перед Богом, спокойных моментов в течение дня, неторопливого отдыха, подобного Субботнему. Но непременно найдите несколько больших призваний в жизни — и затем услышьте в них голос Божий, говорящий: «Муж, люби свою жену» (Ефес. 5:25), «Мать, воспитывай своего ребенка» (Прит. 22:6), «Друг, ободри брата твоего» (Евр. 10:24), «Христианин, восполни нужды святых» (Рим. 12:13). Короче говоря, услышьте в них голос Божий, призывающий вас отвлечься от самого себя.
6. А ещё — всегда и за все благодарите Бога
Наконец, насколько бы застенчивыми и внутренне замкнутыми вы себя ни чувствовали, примите решение благодарить Бога «во всех обстоятельствах» (1 Фес. 5:18), «всегда и за все» (Ефес. 5:20).
Болезненный самоанализ и Божья благодарность противостоят друг другу. Первое придавливает к земле; другое поднимает наши глаза к большому и яркому небу. Первое загоняет внутрь самих себя; второе выбрасывает в окружающий мир. Первое отправляет нас в зал кривых зеркал, где мы видим себя искаженными; другое наполняет наши мысли Отцом славы, нашим добрым и любящим Богом (Иак. 1:17).
В послании к Филлипийцам 4:6–7 прослеживается путь от тревожного самоанализа к умиротворенному уму и сердцу:
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Мы отворачиваемся от внутреннего беспокойства не только возлагая свои заботы на Бога, но и делая это «с благодарением». Ибо благодарение открывает нам горизонты, намного более широкие, чем наши бремена, где мы видим прошлое, наполненное Божьей верностью, и будущее, наполненное Его обетованиями — крест позади нас и Небеса перед нами. Благодарение возвращает нас к реальности, возвещая Евангелие громче, чем наши внутренние мысли.
В Ветхом Завете левиты «должны были стоять каждое утро, благодаря и хваля Господа, также и вечером» (1 Пар. 23:30). Как дети Нового Завета, разве мы не можем (по крайней мере) практиковать это? Что, если бы мы встречали утро и завершали вечер благодарностью? Что, если бы, по крайней мере, дважды в день мы оборачивались, чтобы заметить многочисленные дары, которые дал нам Бог, благость и милость, сопровождающие нас в дом Божий (Пс. 22:6)? Мы можем обнаружить, что благодарение может стать лестницей, по которой мы поднимаемся из нашего внутреннего погреба к размышлениям о Боге, и это помогает нам забыть себя.
Итак, заполните свой разум Иисусом. Анализируйте меньше, больше повинуйтесь. Быстрее раскаивайтесь и исповедуйтесь. Отвлекитесь на что-то хорошее. Трепетно примите данные вам Богом призвания.
И как бы вы ни чувствовали себя застрявшими внутри себя, благодарите Бога всегда и за все.
Автор — Скотт Хаббард / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Тарас Пихота для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!