Недельная глава Торы — Бемидбар
Числа (1:1-4:20)
Числа 1:1 – 4:20. И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон; с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный.
В это главе рассматривается:
— родословная еврейских племен и их численность;
— указание о назначении левитов ответственными за святилище и утварь;
— диспозиция еврейского лагеря в пустыне;
— родословная Аарона и левитов;
— численность левитов и расположение каждого семейства левитов;
— пересчет первенцев;
— особая функция левитов.
С этой главы начинают читать четвертую книгу Моисеева Пятикнижия. Название Бэмидбар буквально означает «в пустыне». Своей тематикой книга Бэмидбар (Числа) отличается от Ваикра (Левит). Книга Левит охватывает всего лишь месячный период времени, но зато весьма богата заповедями. Книга же Числа мало упоминает Божественных предписаний, зато описывает жизнь в стане Израильтян на протяжении почти всего их странствования в пустыне: от второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года. Книга Бэмидбар целиком посвящена временным предписаниям, данным израильтянам, когда они находились в пустыне, и чудесам, которые произошли с ними. Она рассказывает, как начал Он поражать мечем их врагов и как заповедал им о разделе земли.
Израиль в то время переживал своё становление, ведь прошло лишь 13 месяцев после выхода из Египта. Это была особая перепись народа Израиля. Об исчислении израильтян упоминалось в Торе и раньше – в главе Ки Тиса в книге Исход. Но исчисление в книге Чисел отличается от предыдущего тем, что в нем счет велся «по семействам их, по отчим домам их». В те времена среди народов царили моральная распущенность и разврат, зачастую поощряемые господствовавшим в ту пору язычеством. И только сыны Авраама, Исаака и Иакова охраняли в своей среде святость супружества и гнушались разврата. Поэтому только израильтянин мог тогда уверенно указать на свою принадлежность к тому или иному отчему роду, и только он мог исполнить наказ о пересчете своих рядов «по семействам».
«По семействам» — это значит считать членов каждой отдельной семьи, а потом эти числа суммировались. Этим как бы подчеркивалось, что семья – основа народа. От состояния семьи зависит состояние всего общества.
Эту перепись производил Моисей. В результате было насчитано 603550 мужчин возраста воинской службы (от 20 до 60 лет). Интересный факт, что когда Бог образовал Израиль в 1948 году, то количество мужчин тогда насчитывало также 600 тыс.
Колено Левия исчислялось отдельно и насчитывало 22300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше. Моисей и его брат Аарон были левитами. Бог отделил левитов для служения в Храме. У них не было обособленного надела в земле Израиля. Остальные колена выделили из своих наделов 48 городов для проживания в них левитов.
В этой главе перечисляются все имена глав колен Израиля. Каждое из них говорит о вере человека в Бога Всевышнего и в то, что Он сохранит Свой народ. Например: Элишама – мой Бог услышал; Элицур – мой Бог скала; Цуришадай – моя скала Всемогущий; Амишадай – мой народ надеется на Всемогущего; Элиэзер – Бог помог. В следующих именах чувствуется надежда евреев на взаимопомощь: Аминадав – мой народ щедрый; Ахиэзер – брат в помощь; Ахисамах – брат-поддержка, опора; Амигуд – мой народ-сияние.
В стане Бог утвердил порядок, в котором располагались колена Израилевы. В центре – Храм, вокруг – левиты. Вокруг стана левитов располагались четырьмя группами шатры двенадцати колен. На востоке располагались Иуда (74600 человек), Иссахар (54400) и Завулон (57400); на юге — Рувим (46500), Симеон (59300) и Гад (45650); на западе — Ефраим (40500), Манассия (32200) и Вениамин (35400); и к северу — Дан (62700), Асир (41500) и Нефалим (53400). В таком же порядке сыны Израилевы передвигались во время странствий. У каждого колена был свой глава, и особого цвета флаг с особой эмблемой. Цвет флага был таким же, как и цвет камня, на котором было выгравировано имя этого колена. Камень этот был нашит на одежду первосвященника.
Основной урок главы Бэмидбар состоит в следующем:
Неужели Господь не знал количества евреев в пустыне? Конечно, знал. Ведь ему известно даже сколько у каждого из нас волос на голове. (Матф. 10:30) Дело в том, что это исчисление было необходимо самому Израилю. Израиль готовился к завоеванию земель Ханаан, и Господь знал, что они собирались выиграть у более могущественной и многочисленной армии, чем они.
Именно потому, что народ Израиля знал о численности своей, он мог сравнить её с численностью и мощью врага. К сожалению, это происходит часто и с нами, в наши дни, когда чьё-либо преимущество не даёт нам увидеть и по достоинству оценить наши собственные силы, нашу веру! Но для Господа численность не имеет никакого значения. Он как никто иной знал о том, что народ Израиля — самый малочисленный народ из всех и, Он так говорил им:
Второзаконие 7:7 — Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Бог и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов.
В этом отрывке примечательнее всего то, что Господь обращается в данном случае к будущему поколению народа Израиля, к сынам тех, кто сорок лет назад не устоял перед многочисленностью врага. И сейчас новое поколение было готово войти в страну своих отцов, в которую последние не решились войти из-за своей малочисленности.
Господь совершенно точно даёт нам понять вот что: численность не имеет никакого значения для народа, который един. Он даёт нам увидеть, сколько нас только для того, чтобы мы нашими делами прославляли Его. Мы должны знать как мало нас, а потому, когда битва выиграна, то вся слава не нам, а Господу!
Помни об этом и тогда, когда тебе будет казаться, что преимущества не в твою пользу, и ситуация в данном случае совершенно неважна. Ведь только Господь распоряжается, кому Он отдаст преимущества в борьбе, отдаст победу и возможность прославить Себя. Шансы будут на твоей стороне постольку, поскольку ты веришь Ему. Всё, что тебе необходимо для победы — это твоя готовность бороться. С Господом ты всегда в большинстве.
Второзаконие 7:9-11. Знай же, что Бог, Всесильный твой, — Он Всесильный, Всесильный верный, хранящий союз и милость к тем, кто любит его и соблюдает заповеди его, на тысячу поколений, и воздающий ненавистникам своим, уничтожая их, не замедлит Он воздать ненавистнику своему. Соблюдай же заповеди, и установления, и законы, которые Я повелел тебе сегодня исполнять.
Пусть Бог благословит нас остаться верными Ему и бороться не своей мощью, а могуществом Всевышнего. Шалом.
С уважением, Родион, раввин мессианской общины Запорожья
Последнее: 26.07. Спасибо!