Недельная глава Торы — Ваикра
(Левит 1:1-5:26)
Книгу “Ваикра” также называют “Торат коаним” – Свод законов священников и левитов.
Господь обращается к Моисею из Скинии собрания, сообщает ему законы жертвоприношений (корбанот)
Большая часть книги посвящена подробному описанию жертвоприношений и обязанностей коhенов. Наряду с этим уделяется значительное внимание важным законам.
Но книга Левит (Ваикра) знакома большинству читателей Библии только по ее названию, и это не удивительно.
Во-первых, это утомительно читать, потому что не понимаешь сути описанных там ритуалов и практики. А во-вторых, большинство христиан считают, что жертвоприношение Иешуа значительно превзошло все остальные жертвы и теперь, находясь в Новом Завете, нет необходимости вообще знать, что там было во времена «Ветхого завета». Для этого и существует Тора, чтобы ее изучать и комментировать в обществе верующих людей. Понимая сложность этой главы я, может быть, остановлюсь на некоторых мыслях даваемых мне Духом Святым. А для тех, кто хочет знать глубже каждый абзац, могу посоветовать просто прочитать множество различных комментариев по этому поводу.
Я заметил одну фразу и хотел бы ее развить:
Лев1:1 И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого.
Бог делает обращение к народу, затрагивает особенность взаимоотношений, давая человеку право выбора: «Когда кто из вас хочет принести жертву Господу»
Почему бы просто не написать «Когда человек приносит жертву Господу» — без слова «хочет» — тогда было бы ясно и просто, все должны приносить жертвы и точка... но, это не случайность. Привлекая внимание к этой, якобы, неточности, Тора раскрывает нам смысл жертвоприношений в духовном плане — что они представляют собой в служении Богу, и указывает на большую жертву, когда прийдет Мессия.
И именно духовный смысл был заложен в этой главе Торы, указывающий на определенные взаимоотношения Бога с людьми, используя совесть и волю самого человека. Поэтому Бог приглашает всех желающих к этому отношению, но на Своих условиях, через покаяние.
Месс.Евр 10:5 Посему Мессия, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне
Пс39:7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши (по переводу 70-ти: Ты уготовил мне тело); всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
В Торе написано: «Создайте Мне святилище, и Я буду обитать среди них». Иудейские ортодоксальные комментаторы говорят, что сказано очень точно: не «в нем», то есть в святилище, а «них» — в сердцах каждого искренне верующего в Бога Израиля. Следовательно, все виды служения Всевышнему, которые совершались в Мишкане и в Храме, должны были совершаться и в духовном плане и в духовном Храме, существующем в душе каждого верующего. О чем и подтверждает Новый Завет:
1Петр2:4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
1Кор 3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Это верно в общем плане, и тем более это верно в отношении такого вида служения, как жертвоприношения. Несмотря на то, что в Храме это служение совершалось в самом буквальном смысле — брали животное и приносили его в жертву, — оно также имело глубинный, внутренний смысл: это было служение веры. Так что принесение жертв в Храме было, по сути своей, духовным служением.
Евр13:15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Жертвоприношения были одним из важнейших ритуалов службы в Скинии Завета, а затем в Иерусалимском Храме. Сегодня жертвоприношение представляется давно отошедшим в прошлое жестоким обычаем. Но тогда, в древнем мире, принесение животных в жертву практиковалось и было распространено среди языческих народов. Цель же заповедей, относящихся к принесению жертв, заключается в том, чтобы не допустить народ Израиля к идолопоклонству.
Языческие жертвоприношения идолам зачастую практиковались колдовством, заклинаниями бесовскими.
1Кор8:7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
Жертвоприношение идолам заключалось в том, чтобы задобрить божество и склонить его на свою сторону. Без всякого угрызения совести, так как понятия преступления отсутствовали .
Но жертвы, приносимые за грех, призваны были искупить совершенную ошибку, и человек должен был раскаяться в своем проступке.
Рим8:3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти
Одним из видов жертв является жертва всесожжения, выражающая идею полного самопосвящения человека Всевышнему.
Мирная жертва является благодарностью за спасение и милость.
Жертва за грех выражает сожаление по поводу совершенной ошибки, желание вернуться на пути Всевышнего и приблизиться к Нему.
Общественные жертвы раскрывают единство всех членов общины и напоминают о Мессии еврейского народа.
Месс.Евр Глава 5:1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Машиях не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
Евр10:25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи...
С уважением, Валентин, раввин мессианской общины «Свет Мессии», г.Одесса
Последнее: 26.07. Спасибо!