Брэйшит 32:3 – 36:40
Шалом, дорогие друзья. Недельный раздел Торы на эту неделю рассказывает нам много интересных повествований, которые относятся к жизни нашего праотца – Яакова. Все мы помним ту визитную карточку, которую показывает нам Бог, говоря о Его связи со Своим избранный народом: « И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова» (Исх.3:6).
Яаков стал тем, кто продолжил путь, продолжил виденье своих предков. Он подхватил от них инициативу в следовании за Богом, и Творец неоднократно являл Себя ему. Было это в самых разных обстоятельствах. Но об одном эпизоде из Жизни Яакова по-прежнему ходят различные мнения и не прекращаются дискуссии.
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.
30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.
32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Иакова».
(Быт.32:24-32)
Давайте попробуем поразмышлять над тем, с кем же все таки боролся наш праотец.
В христианских кругах в большинстве считается, что Яаков боролся с Богом или ангелом Божьим. Почему? Ну, хотя бы по тому, что в Синодальном тексте определенные слова, которые относятся к сопернику, с которым боролся Яаков написаны с большой буквы, что помогает подразумевать для нас, что речь идет о Всевышнем. Право изменять имя и благословлять подразумевает, что тот, кто это делал, обладал большей властью и влиянием по сравнению с нашим патриархом. А так же синодальный текст прямо говорит: «…ты боролся с Богом…» (в оригинале – Элохим). Остается только уточнить, что означает предлог «с»? Означать это может «против кого-то» или «с кем-то против кого-то». Иными словами, в процессе может участвовать не просто два человека, но три и больше. Получается, что Яаков боролся ПРОТИВ Бога или с Богом в одной команде ПРОТИВ кого-то другого. Борьба против Бога? Зачем Богу бороться против того, кого Он хочет благословить? Играл ли Бог в поддавки с Яаковом? Подобно отцу, который играет с маленьким ребенком, давая тому победить? Зачем же тогда наносить увечья?
Это вопросы, которые заставляют нас задуматься над истинностью такого толкования. В любом случае – Яаков считает его существом выше себя, поэтому и просит благословения.
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари»
(Быт.32:24)
В оригинале стоит слово «иш» — человек, а поскольку оно без определенного артикля – то можно правильнее перевести как «некий человек». В синодальном варианте мы видим слово «Некто».
«ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:28)
В этой фразе все еще более запутано. Правильно ее было бы перевести как: «Ты боролся с Богом (или Богами) и людьми (или человеком) и превозмог».
В разные времена были разные толкования того, с кем же боролся Яаков.
- Во времена отцов церкви(2-4 век) считали, что это был Йешуа.
- Ориген считал, что это был ангел, который помогал Яакову против злого духа.
- Против речного духа, или духа реки Иавок.
- С темной стороной Яакова (считая, что это была духовная битва, которой не было на самом деле).
- С Богом (против Бога)
- С Богом, против сатана
Следует помнить, что события происходят на кануне встречи с Эйсавом и возвращением в Землю Обетованную. Яаков сильно переживает о встрече с Эйсавом. Еврейские комментаторы говорят, что именно с ангелом-хранителем Эйсава и боролся Яаков.
Действительно, отрывок, над которым стоит таки подумать…
Интересно, что пророк Осия упоминает об этих событиях.
« Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом.
Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами. А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) — имя Его».
(Ос.12:3-5)
Контекст книги Осии рассказывает нам о сложных событиях в жизни народа Израильского. Это было время отступления и охлаждения. Осия укоряет народ Израильский, как народ, который изначально боролся с Богом вместе против врагов, а теперь начал бороться против Бога. То, что было поводом для радости – Бог борется со мной против врагов, теперь становиться поводом задуматься, не идешь ли ты против рожна, забыв Божий призыв и предназначение.
А Вы, друзья, боретесь с Богом в одной команде, или против Него?
с уважением, Валентин, раввин еврейской мессианской общины «Ор Машиах», г. Одесса
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо большое. Еще по этой недельной главе.
«Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.» (Быт. 32:10)
Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему (катонти миколь а-хасадим у-миколь а-эмет ашер асита эт авдеха) — Слово «катонти», переведенное как «недостоин», дословно переводится так: «мал я». Яаков говорит Ашему, что он стал мал, ничтожен от всех милостей и всех благодеяний (букв. «всякой истины») Всевышнего. И это после 20 лет работы у Лавана, после многочисленных трудностей, с которыми Яаков столкнулся. Какое благодарное сердце!
Яаков говорит: «... ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.»
«В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва (если не считать ходатайства Авраама за содомлян, 18:23 и д.) имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного.
В начале молитвы — исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление (31:13) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием — быть с ним (10). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо — осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом...» (Толковая Библия Лопухина)
Почему бы нам не молиться, как Яаков: «Недостоин я (я стал мал (ничтожен) от) всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему...»?
Авраам говорил о себе, что он «прах и пепел»: «Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:» (Быт. 18:27)
Ой Саша Шайнога, молодец -это же твой почерк! Хороший комментарий...