В библейские истории вплетены больше чем 100 «описательных» имен Бога. Большинство из них были присвоены Богу Его же народом, они описывают одну из сторон Его характера или являются напоминанием об одном из Его великих деяний.
И мы можем многому научиться, изучая эти древние имена, потому что характер Бога не меняется. И каков Он есть сегодня, таким же Он будет вечно.
Эль-Шаддай
Одно из этих описательных имен — Бог Всемогущий, или на иврите — Эль-Шаддай. Первая часть еврейской версии — «эль» — является сокращенной формой слова «Элогим», говорящая о Божьей силе; Шаддай означает «могучий» или «сильный». В Бытие 17 Бог открылся Аврааму как Эль-Шаддай, Бог Всемогущий. Это имя отражало способность Бога сделать то, что Он намеревался сделать, несмотря на то, насколько невозможным это выглядело. Он собирался произвести от Авраама и его бесплодной жены великий народ.
Как Эль-Шаддай, Он сделает то же самое и для нас. Мы можем доверять Тому, Кто способен выполнить свои обещания. Со Всемогущим Богом «всё возможно» (Мф. 19:26).
Эль-Гибор
Другое похожее имя Бога, также основанное на слове «эль», — это Эль-Гибор, означающее «Бог Крепкий», подразумевающее воина, — доблестного, сильного и могущественного Бога. Это еврейское слово, характеризующее Бога, появляется в одном из самых известных стихов Исаии, который часто цитируют в церквях под Рождество, о грядущем Мессии:
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий [Эль-Гибор], Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
Здесь Исайя совмещает Эль-Гибора со способностью Мессии править с великой мудростью и силой, необходимой для царствования. Это описательное имя Бога напоминает нам о том, что нужно пристально взирать на Эль-Гибора, который силен мудростью и может помочь нам не уставать и не падать духом, когда мы сталкиваемся с трудными обстоятельствами, с которыми, как нам кажется, мы не сможем справиться. Но, в то же время, Он также наш вечный Отец и Князь мира.
Эль-Элион
Еще одно имя со словом «Эль» на иврите — это Эль-Элион, имя «Бог Всевышний». Элион можно перевести как «самый сильный». Оно происходит от корня древнееврейского слова, означающего «подниматься» или «восходить», это подразумевает, что Бог не просто величественный, но и является самым сильным и самым возвышенным, или другими словами «сильнее всех сильных».
Мы встречаем это слово, применяющееся в отношении Бога, при описании Мелхиседека, загадочного царя Салима:
«И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего… [Эль-Элион]» (Быт. 14:18).
Но обратите внимание, что уже в следующем стихе Мелхиседек благословляет Авраама, говоря: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего [Эль-Элион], Владыки неба и земли…» (Быт. 14:19). «Бог Всевышний» не имеет границ и обладает всем творением.
Имя Эль-Элион также несколько раз появляется в Псалмах. Например, в Псалме 56:3 псалмопевец говорит, что взывает «к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне…». Эль-Элион — это напоминание о том, что наш Бог безграничен. Являясь «сильнейшим всех сильных», Он будет осуществлять Свои замыслы на земле и в нашей жизни.
Эль-Олам
Эль-Олам, или «Бог Вечный», — это еще одно имя Бога со словом «Эль». Природа Бога не имеет ни начала, ни конца, Он свободен от всех временных ограничений, в которых живут люди. Он — Бог, который был, есть и грядет. А это значит, что присущие Ему свойства вечны и не ослабевают! Рассмотрим отрывок из книги Исаии 40:27–29:
«Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог [Эль-Олам], сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость».
Вечный Бог изобилует вечной силой. Он не устает и не утомляется; поэтому мы можем обращаться к Нему во времена нашей слабости и получить силу и крепость, в которых нуждаемся. Мы можем доверять вечной природе Эль-Олама, который всегда верен, долготерпелив, любящий и милосерден. Его характер сегодня такой же, каким был вчера и таким же будет всегда.
Эль-Рои
После того, как служанка Сары Агарь зачала ребенка от мужа госпожи, Авраама, Сара начала жестоко притеснять её, и Агарь убежала в пустыню. Одинокую и отчаянную девушку встретил там ангел Господень:
«Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих. И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня [Эль-Рои]. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня». (Быт. 16:11-13)
Заметьте в этом отрывке, что «Бог видящий» (Эль-Рои на иврите) — это также Бог, который слышит, и эти две характеристики Бога здесь прекрасно объединяются. В этом отрывке Бог признает беременность Агари и дает ей имя ребенка: Измаил, что означает «услышал Бог». Агарь в ответ называет имя Господа, говорившего с ней, «Бог видящий». Имя Бога Эль-Рои напоминает нам, что когда мы чувствуем себя незаметными или не услышанными, Бог видит нас и слышит плач наших сердец.
Иегова-Ирэ
Интересно, что имя Эль-Рои связано с другим именем Бога, Иегова-Ирэ. В некоторых переводах Библии основное имя Бога, непроизносимый тетраграмматон ЙХВХ, переведено как Иегова. Слово Иегова используется в Библии еще в нескольких именах Бога, но Иегова-Ирэ можно обнаружить только один раз, в 22-й главе книги Бытие.
Бог повелел Аврааму взять своего сына Исаака, подняться с ним на гору и там принести его в жертву. Авраам подчинился этому и уже собирался исполнить повеление, но Бог вмешался и остановил его, сказав Аврааму, что вместо Исаака Он предоставит для жертвы овна, запутавшегося в чаще. В результате Авраам освятил жертвенник, на котором чуть не принес в жертву своего сына, назвав то место «Господь усмотрит», или Иегова-Ирэ.
Поразительно, но еврейское слово ирэ произошло от однокоренного еврейского слова рои, которое мы уже встречали в имени Бога Эль-Рои, «Бог видящий». Следовательно, «Бог видящий» — это тот же «Бог, который усмотрит».
Наш Бог могуч и силен, от века и до века, Он не имеет ни начала, ни конца. И в то же время Он не далеко — Он настолько близко, что видит вас точно так же, как Он видел Агарь. Он видит вас в ваших трудностях и слышит плач вашего сердца.
Хотя вы можете чувствовать себя истощенными или опустошенными, Бог никогда не устает и не утомляется. Независимо от того, что вы испытываете, независимо от того, насколько сложное испытание, чувство одиночества или сломленности, Бог даст вам силу.
Автор — Сьюзан Майкл / charismamag.com
Перевод — Юлия Окерешко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!