Обычное и необычное: один день пробуждения в Эсбери

Обычное и необычное: один день пробуждения в Эсбери

Courtesy Doug Hankins

Впервые я услышал о собраниях в университете Эсбери из социальных сетей в четверг после начала пробуждения. На следующее воскресенье мой пастор упомянул об этом в своей проповеди. К понедельнику я готовился лететь в Кентукки, чтобы понаблюдать за этим собранием и привезти отчёт для нашей церковной семьи.

Как историк, изучающий американскую религиозную историю, с особым интересом к пробуждениям и пробужденчеству, я был в восторге от того, что на личном опыте смогу пережить, как выглядит пробуждение такого масштаба. Я хотел подтвердить основной нарратив из социальных сетей — что в среду, 8 февраля 2023 года служение в часовне в Хьюз Аудиториум закончилось в 10:45. Вместо того, чтобы уйти, студенты остались, молились, пели песни прославления, читали Писание, рассказывали свидетельства и прислушивались к Святому Духу. Я хотел увидеть и пережить пробуждение в надежде, что Бог встретит меня там и поможет мне ещё больше полюбить Его в результате.

Меня также интересовали другие детали — обычные, ежедневные вещи посреди необычных. Выходят ли люди в туалет? Едят ли люди и пьют ли? Как лидеры «перезагружают» аудиторию или убирают и пылесосят? Как долго люди задерживаются? Кто всё это координирует, когда собрание длится почти 24 часа в сутки? Вот что я узнал.

Кампус

Эсбери — прекрасный кампус, расположенный на территории отдалённой конной фермы к югу от Лексингтона, штат Кентукки. Если вы повернёте налево на Лексингтон-авеню и проедете две мили в сторону центра города, вы окажетесь в центре кампуса. Главная дорога аккуратно отделяет семинарию на северо-западной стороне дороги от колледжа на юго-восточной. В каждом кампусе есть часовня, которая выходит на дорогу. Часовня Эстеса со стороны семинарии вмещает 660 человек. Более старая и большая Хьюз Аудиториум со стороны колледжа вмещает 1489 человек. Когда я прибыл в 11:30 в среду, 15 февраля, все места были заняты. Я проехал на «парковку для мероприятий», во второй ряд.

Я вижу, как на Лексингтон-авеню собираются люди. Молодой человек в синей рубашке кричит толпе, стоящей в очереди: «Бог не любит всех! Бог не любит грешников!». Его слышит женщина, переходит на его сторону улицы и начинает громко петь к нему: «Иисус любит маленьких детей всего мира». Это противостояние практически мирное, но оно демонстрирует приятную напряжённость этого культурного события. Когда я подхожу, в очереди тысяча человек. «Сегодня вечером будет в четыре раза больше», — говорит мне одна женщина.

Передо мной ехала группа из Церкви Назарянина в Цинциннати — это их вторая поездка за последние несколько дней. Они впервые услышали об этом собрании от молодых людей в своей церкви, которые увидели видео в TikTok. Они спросили меня, как долго я планирую пробыть здесь, и сказали что могут участвовать до 15:00, прежде чем вернуться к обычным делам. Это прекрасная смесь обычного и необычного. Одна из женщин расплакалась и сказала мне, как она надеется, что это собрание распространится и на другие колледжи. Мы продолжаем болтать, приближаясь к фасаду здания. Сейчас 13:00. Когда мы входим в здание, одна дама говорит мне: «Я надеюсь, вы найдёте то, чего Бог желает для вас».

Courtesy Doug Hankins

Место, где это происходит

В этот момент моё любопытство и волнение достигают максимального уровня. Мне интересно, будет ли это пробуждение, в которое я вхожу, в чём-то подобным «Искателям утраченного ковчега». Но после десяти шагов вглубь места поклонения, моё лицо не плавится. Я просто слышу громкое пение, как на обычном служении поклонения.

В 13:05 я сажусь и смотрю на собравшуюся толпу. Это преимущественно белые люди, среднего класса, судя по одежде и украшениям, и практически все с почтительным отношением. Но это не однородная толпа. Я вижу латиноамериканцев, темнокожих, азиатов и африканцев. Кто-то поклоняется, кто-то снимает видео, а кто-то болтает. Большинство поклоняется. Те, кто снимает видео, делают это, участвуя в происходящем. Те, кто болтают, немного наблюдают, прежде чем уйти. Интересно, присутствовали ли подобные наблюдатели во время Первого Великого Пробуждения.

На сцену выходит мужчина и просит нас присесть. Он читает из Писания и призывает нас поразмышлять над тем, почему мы здесь. Затем он просит нас помолиться друг за друга на своих местах. Я поворачиваюсь к группе из харизматической церкви в Огайо, которые сидят за мной. Они бывали на нескольких пророческих конференциях, но не переживали ничего подобного. Там было «так же мощно, так же цепляюще, но гораздо менее сенсационно». Индийская пара справа от меня просит меня помолиться вместе с ними. Они приехали из Торонто в надежде услышать от Господа направление для их пути служения. Мы молимся друг за друга, и меня очень касается эта простая молитва. Они совершенно не знают меня, но готовы молиться со мной вслух с закрытыми глазами и в единстве сердец. Это необычайно.

Когда мы заканчиваем молиться, они встают, чтобы выйти из помещения. Поскольку сейчас время молитвы, я решаю составить в телефоне список людей, за которых нужно помолиться. Господь напоминает мне стих из Исаии 55:6: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Молясь, я пытаюсь вспомнить как можно больше людей перед Господом — мою семью, лидеров церкви, членов малой группы, всех, о ком могу вспомнить. Кажется, прошло всего пять минут молитвы, но, взглянув на часы, я обнаруживаю, что молюсь уже 90 минут. Кажется, что в этой комнате время исчезает. Интересно, а на Небесах так же?

Даже пробуждениям нужны лидеры

Я начинаю замечать, что есть координация собрания — оно не полностью скоординировано, но и не хаотично. Я предполагаю, что около 20 членов команды в передней части аудитории общаются и что-то планируют в групповом чате. Я замечаю, что, когда они не молятся с людьми, они откликаются, чтобы посмотреть в телефоны и отправить сообщения. Но это исключение, а не норма. Виден постоянный поток людей, которые выходят вперёд, чтобы помолиться вместе с этими лидерами. Картина напоминает то, что я видел на старых видеокассетах с записью крусейдов Билли Грэма.

«Члены команды» неизвестны. На сцене или в коридорах упоминаются несколько имён. Когда кто-то выходит читать Писание и напомнить нам о собраниях во времена Джонатана Эдвардса и необходимости достижения этого поколения для Христа, он не называет своего имени, а только говорит, что он местный пастор. Музыканты также не представляются. В центре нет знаменитостей и эго. Единственное имя, которое привлекает внимание, это имя Иисуса. Это кажется мне самым необычным аспектом этого собрания. В эпоху социальных сетей (где это собрание занимает видное место), похоже, что нет специального члена команды, который использует соцсети для раздувания пламени. Во всяком случае, члены команды пытаются удалиться из собрания, чтобы позволить Иисусу быть лидером. Главные лица — это студенты, которые ведут пение.

Courtesy Doug Hankins

Возможно, это связано с тем, что ведут служение студенты, но, по моим подсчётам, большинство песен — это современные песни хвалы и поклонения («Firm Foundation» и «Promises» от Maverick City; «Gratitude» и «House of Miracles» от Brandon Lake; «Waymaker», «Nothing Else», «Forever», «Tremble», «Great Are You Lord» и «No Longer Slaves»). Единственные песни, написанные до 2000 года, это «Jesus Loves Me», «I Love You Lord», «Sanctuary» и «Agnus Dei». Единственный гимн, который мы поём, это «It Is Well with My Soul». Нет никаких экранов со словами или другими изображениями. Акцент делается на пении Богу в молитве и хвале. Хотя я и не знаю большинства современных песен прославления, я могу найти их тексты на своём телефоне, чтобы не отставать от поющих. Я не был уверен, что в этом старом здании, заполненном людьми, не будет проблем с сотовой связью. Но их нет. Пробуждение строится на обычных вещах — даже на сотовой связи, поиске в Google и веб-сайтах с текстами песен.

Даже пробуждения делают перерывы

В разные моменты собрания член команды перенаправляет толпу в аудиторию, в кампус и к естественным бытовым вопросам, которые возникают. Один джентльмен любезно просит всех любителей попрыгать не делать это на 100-летнем балконе, а перейти на первый этаж, чтобы продолжить своё поклонение. Вся толпа смеётся, и люди на первом этаже подвигаются, чтобы дать место прыгунам. Какое решение обыкновенных проблем с необыкновенным смирением и благодатью!

В такие моменты я замечаю, что люди встают, чтобы выйти в туалет и перекусить, как это происходит на бейсбольных матчах в перерывах. Похоже, что лидеры намеренно координируют эти перерывы, чтобы дать людям общественное разрешение выйти. В это время создаётся дополнительное пространство, чтобы могли войти люди, стоящие снаружи. Время, выделенное на бытовые вопросы, также позволяет сменить музыкантов. Пение ведут несколько групп студентов, и они ведут в течение какого-то периода, как их направляет Господь. В среднем это от 45 минут до часа. Музыкальные сеты никогда не меньше 45 минут и никогда не больше 90. Я не знаю, сделано ли это специально, но это последовательно. Кажется, что такой ритм лучше всего соответствует потребностям толпы.

Ответы на практические вопросы

После пары часов молитвы, пения и чтения Писания я встаю со своего места и замечаю, что некоторые лидеры носят бейджи. Пора задать свои практические вопросы, и они отвечают на все с большим спокойствием и терпением.

В этот момент меня впечатляет мягкий характер, постоянная забота и отзывчивость сотрудников Эсбери. Они помогают мне найти туалеты (в подвале Хьюз) и сообщают, что уборка в них проводится по графику. В туалете есть огромная бутылка мыла с помпой. На подоконнике стопками лежат полотенца, и нет переполненных корзин для мусора. Похоже, что кто-то вошёл, забрал весь мусор, сделал быструю уборку и вышел, чтобы освободить место для посетителей. Это важно, поскольку этот туалет не был рассчитан на тысячи посетителей и постоянное использование.

Я узнаю, что перекус и бутылки с водой находятся в притворе перед аудиторией. Людей просят не есть внутри из уважения к собранию. Некоторые всё равно заносят бутылки, но я не замечаю стаканов из Starbucks. Если людям нужно выйти, чтобы подкрепиться, они делают это без осуждения. На газоне церковная группа принесла пиццу Little Caesars и раздаёт кусочки. Мужчина припарковал фургон с едой на восточном газоне и предлагает бесплатную еду и молитвы. Обычное и необычное.

Courtesy Doug Hankins

Выход на улицу

Я снова выхожу на улицу после ещё нескольких часов пребывания внутри Хьюз Аудиториум. Родители с детьми пришли после школы и расстелили на газоне одеяла для пикника. Вокруг летают футбольные мячи, а возле деревьев собираются трубадуры на импровизированные концерты прославления. В очереди всё ещё около тысячи людей. К 18:00 это число удваивается, и на газоне собираются тысячи людей. Технические команды настраивают прямую трансляцию собрания в Хьюз на одном экране вне Хьюз Аудиториум, и на втором — внутри часовни Эстес, где собрались 200 человек. Ещё одно переполненное место и прямая трансляция есть в поместной церкви Vineyard возле кампуса.

В прямом эфире пианист начинает читать Ефесянам 3:14-21:

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь».

Ребёнок забирается на дерево. Член команды вежливо просит его слезть. Люди снаружи начинают петь, наблюдая и слушая людей, которые внутри, на экране и через динамики. Дети играют в пятнашки. Родители пьют кофе. Полицейские болтают. Люди заходят в переносные туалеты. Студенты колледжа проходят мимо толпы в свои общежития. Некоторые люди делают селфи на свои телефоны. Один мужчина стоит в одиночестве, молча молясь.

Практично. Духовно. Обыкновенно. Необыкновенно. Всё вместе. Когда Павел молился о нас в своём Послании к Ефесянам, вероятно, он имел в виду что-то подобное.

Автор — Даг Хэнкинс / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!