Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
В пятнадцатой главе Евангелия от Луки мы находим три притчи о милосердии: о потерянной овце (ст. 4-7), о найденной монете (ст. 8-10) и большую притчу о блудном сыне, или, вернее, о милосердном отце (ст. 11-32). Хорошо бы каждому из нас взять это Евангелие, пятнадцатую главу Евангелия от Луки, и прочитать эти три притчи. На великопостном пути Евангелие предлагает нам именно эту последнюю притчу, главным героем которой является милосердный отец двух сыновей. Повествование позволяет нам уловить некоторые его черты: это человек, всегда готовый простить, человек, который надеется сверх всякой надежды. Впечатляет прежде всего его терпимость, которую он проявляет в ответ на решение младшего сына уйти из дома: отец мог воспротивиться, зная, что тот еще незрелый, слишком молодой; мог найти адвоката, чтобы не дать ему наследства, так как был еще жив. Тем не менее он позволяет сыну уехать, хотя знает о возможных рисках. Так поступает и Бог по отношению к нам: Он позволяет нам пользоваться нашей свободой, даже совершать ошибки, потому что, создавая нас, Он дал нам великий дар свободы. От нас зависит его правильное использование. Этот дар свободы, который дает нам Бог, всегда меня поражал!
Но разлука с сыном является только физической; отец всегда носит его в своем сердце; ждет с упованием его возвращения; смотрит на дорогу в надежде увидеть его. И однажды видит, как он появляется вдали (ср. ст. 20). Это значит, что отец каждый день поднимался на крышу и смотрел, не возвращается ли сын! Увидев его, он сжалился и выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал. Сколько тут нежности! Хотя сын совершил такие серьезные проступки, отец принимает его с распростертыми объятиями.
С такой же любовью отец относится и к старшему сыну, который всегда оставался дома, а теперь возмущен и протестует, потому что не понимает и не разделяет всей доброты по отношению к брату, совершившему ошибку. Отец проявляет понимание также и по отношению к этому сыну и объясняет ему, что они всегда были вместе, у них все общее (ст. 31), но надо с радостью принять брата, который наконец вернулся домой. Это заставляет меня задуматься вот о чем: если кто-то чувствует себя грешником, чувствует себя настоящим ничтожеством, — как я не раз слышал от людей: «Отче, я мерзкий человек!», — тогда самое время идти к Отцу. Но если кто-то чувствует себя праведником — «я всегда делал добро…», — также и в этом случае Отец выходит искать нас, потому что ощущать себя безупречным праведником – это скверно: мы имеем дело с гордыней! Она исходит от дьявола. Отец ждет тех, кто признает себя грешником, и идет искать тех, кто считает себя праведником. Вот такой Он — наш Отец!
В этой притче можно ощутить также присутствие третьего сына. Что за третий сын? Где же он? Он сокрыт! Это Тот, Кто, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2, 6-7). Этот Сын-Слуга – Иисус! Он есть продолжение руки и сердца Отца: это Он принял заблудшего сына и омыл его грязные ноги; это Он приготовил угощение на праздник прощения. Он, Иисус, учит нас быть «милосердными, как Отец».
Образ отца в притче раскрывает сердце Бога. Он — милостивый Отец, который в Иисусе любит нас сверх всякой меры, всегда ждет нашего обращения, каждый раз, когда мы ошибаемся; Он ждет нашего возвращения, когда мы отдаляемся, думая, что можем обойтись без Него; Он всегда готов раскрыть нам Свои объятья, что бы ни случилось. Как и отец из Евангелия, Бог продолжает считать нас Своими детьми, когда мы теряемся, и выходит нам навстречу с нежностью, когда мы возвращаемся к Нему. Он обращается к нам с большой добротой, когда мы думаем, что мы праведники. Ошибки, которые мы совершаем, даже если они большие, нисколько не влияют на верность Его любви. В Таинстве Примирения мы всегда можем начать заново: Он принимает нас и восстанавливает в нас достоинство Своих детей, Он говорит нам: «Иди вперед! Будь спокоен! Вставай, иди вперед!».
Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты ©sib-catholic.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!