Пасторские размышления о “политических беспокойствах” христиан

Пасторские размышления о “политических беспокойствах” христиан

Джон Уэсли учил: 1. Голосуй без платы и вознаграждения за наиболее достойного. 2. Не злословь того, против кого голосуешь. 3. Следи за духом своим, чтобы не восставал дух твой против тех, кто голосует за других.

Однажды я говорил проповедь о том, как христиане должны реагировать на проблему бедности. После чего получил два имейла – никогда их не забуду. В первом письме меня называли “правым экстремистом”, а во втором – “левым марксистом”.

Когда я показал эти два письма своему шефу и духовному наставнику, он, во-первых, предложил мне извлечь из этого определенные уроки и, во-вторых, посоветовал не сильно беспокоиться из-за негативной реакции людей. Чем дольше люди пытаются выяснить, на какой мы стороне, тем больше это доказывает, что мы, скорее всего, верно излагаем учение Иисуса.

Такая парадоксальность – “и то, и другое” или “ни то, ни другое” – вполне уместна в христианстве, когда речь идет о политических предпочтениях. Пока та или иная политическая система не будет полностью сконцентрирована на Боге (а такой системы не существует), Иисус всегда найдет с чем согласиться в нашей политике и что осудить. И “правые” и “левые” не являются исключением.

Эта истина помогает мне. Надеюсь, поможет и вам. Особенно тем, кто устал от злобы, которая так часто сопровождает политические дебаты.

Библия и правительство

Бог одобряет институт власти. Президенты, члены конгресса, губернаторы, мэр, полиция, военные и другие официальные лица играют важную роль в Божьем плане. Библия определяет власть как инструмент, который Бог использует для предохранения общества от распада, для его процветания. Павел призывал к подчинению правительству. Иосиф был премьер-министром в Египте. Даниил служил при дворе Навуходоносора. Неемия был доверенным лицом персидского царя Артаксеркса. Все империи – Египетская, Вавилонская, Персидская, Римская и др. – были частью великого Божьего плана.

На чьей стороне Иисус?

Если говорить о политике, то Библия не дает нам никаких причин полагать, что Иисус мог быть абсолютным сторонником какой-то одной политической позиции. Скорее, Иисус был бы “на Своей стороне”.

Здесь показателен случай, когда Иисус Навин встретился с Ангелом Господним. На вопрос Иисуса “наш ли ты, или из неприятелей наших” Ангел ответил “нет” (т.е. ни на чьей стороне).  И добавил: “Я вождь воинства Господня” (И.Н. 5:13-15).

Вопрос не в том, на чьей стороне Иисус, а в том, на стороне ли мы Иисуса. Возможно, кого-то удивит тот факт, что среди учеников Иисуса были люди разнообразных политических взглядов – например, Симон Зилот и мытарь Матфей. Первый боролся с тем правительством, на которое работал второй. Но они стали друзьями, потому что приверженность Христу должна быть выше всякой другой (в том числе и политической) приверженности. Мы должны быть ближе к тем, кто разделяет с нами нашу веру, даже не разделяя наших политических убеждений, чем с теми, кто разделяет наши политические взгляды, но не разделяет нашу веру. Если мы не следуем этому принципу, то есть риск, что мы “Божие” отдаем “кесарю”.

Верующие разных политических взглядов должны находить единство в верности Царю, Который на кресте устранил вражду между “крайними левыми”, “крайними правыми” и всеми теми, кто находятся посередине.

politika2

Мирская политика

Когда толпа привела Иисуса к Пилату, произошла встреча между римским представителем власти и Владыкой всей вселенной. В итоге Пилат поддался давлению и отправил на казнь невинного Человека. Виновный же Варнава был освобожден. Цель политиков – добиться поддержки людей для реализации своего видения и управлять людьми согласно этому видению. Ради достижения этой цели политики могут прибегнуть к той же беззаконной стратегии, что и когда-то Пилат: злоупотребление властью и манипуляция истиной.

Злоупотребление властью

Мирская политика во многом полагается на свою власть. Поэтому когда возникает конфликт между совестью и “требованием масс”, всегда побеждает толпа. Так произошло с Пилатом, который оказался между молотом и наковальней. Взвесив все за и против, он решил подчиниться требованием толпы. Он «пожертвовал» Иисусом ради сохранения своей власти. Такова мирская политика. Вами – вашими надеждами, желаниями, стремлениями – политики пожертвуют (если это необходимо) ради достижения своих целей, сохранения своей власти, реализации своего видения. Как говорится, цель оправдывает средства.

Манипуляция истиной

Мирские политики также грешат манипуляцией истиной – подачей информации под определенным углом. Пилата не интересовала духовная истина. Его интересовал ответ на  важный для него вопрос: “Насколько Иисус угрожает его власти?” Он знал, что обвинения против Христа сфабрикованы, и что Его слова перекручены. Но манипуляция истиной не остановила его. Несправедливый приговор был вынесен.

В наше время тоже очень легко пойти на подтасовку фактов ради сохранения своего статус-кво или с целью поддержать «свою» партию. Предубеждения и предвзятость легко могут сделать нас (даже верующих) манипуляторами истины – «мой кандидат может решить все проблемы мира, а твой кандидат – причина всех мировых проблем».

Одно дело – поддерживать какую-то партию; в этом нет ничего небиблейского. И совсем другое дело – стать противником Святого Духа из-за слепой приверженности той или иной партии. Именно такая слепая приверженность понудила толпу кричать «распни Его».

Такая приверженность приводит к тому, что недостатков своей партии мы не замечаем (или оправдываем их), а недостатки оппонирующей партии фабрикуем или преувеличиваем.

Меня шокируют те христиане, которые готовы опуститься до полуправды, до манипуляции истиной ради продвижения своих политических кумиров. Такая полуправда не только является, по сути, ложью, но и приводит к разделениям среди христиан, оказавшихся по разные стороны баррикады.

“Сдвиг” в поколении

Как пастора, меня поражают те изменения, которые происходят в нынешнем поколении (18-35 лет). Молодые люди или вообще оставляют церковь, или усваивают ту модель христианства, которая существенно отличается от христианства, в котором их воспитывали. Когда известного певца (и сына пастора) Маркуса Мамфорда спросили, является ли он все еще христианином, тот ответил: “Мне не нравится слово «христианин» — оно несет в себе слишком много ненужного мне багажа. У меня есть свои взгляды на личность Иисуса – на то, кем Он был. Я склонен отделять себя от христианской культуры”.

Одна из главных причин, почему многие молодые люди не хотят отождествлять себя с христианской культурой, заключается в том, что исторические церкви сильно тяготеют к «правым». Современное поколение склонно возвращаться к таким библейским ценностям, как забота о бедных, служение людям – в том числе маргиналам, разным этническим группам, социальным слоям. Однако не приведет ли это к повторению ошибки отцов? К другой крайности? Не случится ли так, что будущее поколение отвергнет перегибы нынешнего поколения? Только время покажет.

Христиане и политические предпочтения

Я не хочу, чтобы вы подумали, что я выступаю против каких-либо политических предпочтений. Христианам дана свобода делать выбор в вопросах не главных для веры – в том числе и в политике. И у “левых”, и у “правых” есть что сказать правильного и ценного. У тех и у других есть свои проблемы. Другая позиция в этом вопросе просто вредна.

Например, был случай в период президентской компании в 1992 году, когда во время группового изучения Библии одна женщина с радостью сообщила, что на прошлом воскресном  служении были “по всей видимости, неверующие гости” – потому что она увидела на одном автомобиле наклейку в поддержку “другого кандидата”.  Представьте неловкость момента, когда один из членов группы пробормотал: “Вообще-то, это была моя наклейка”.

Весьма ошибочно подвергать сомнению чью-то веру лишь потому, что кто-то голосует не так, как вы!

politika3

Не важно, на чьей вы стороне

Однажды один член нашей церкви попросил меня найти ему малую группу по изучению Библии, где люди не ссорятся из-за политики. Это весьма ободрило меня. Оказывается, есть люди, которые ценят разнообразие и разномыслие не в самых главных вопросах веры. Иисус признавал строгое соблюдение Закона и в то же время провозглашал: “А Я говорю вам…”. Павел учил, что церковь состоит из евреев и язычников, которые представляли разные культуры и, разумеется, различные политические взгляды.

Как узнать, на Божьей ли мы стороне?

Политика Божьего Царства очень отличается от мирской политики. Политика Божьего Царства отвергает мирские методы злоупотребления властью и манипулирования истиной. Как выглядит в повседневной жизни христианин, который реализует видение Христова Царства? Он заботится о вдовах и сиротах. Защищает бедных. Платит налоги, старается улучшить экономику страны, с почтением относится к властям. Любит своих ближних и старается отлично работать. Благословляет преследующих его. Власти начинают замечать таких людей. Ожидая больше всего Царства грядущего, такие христиане стараются и этот мир оставить хоть немного лучшим после себя. Послушайте, что говорил об этом Клайв Льюис:

“Если вы внимательно читали историю, то заметили, что больше всего для этого мира сделали те, кто больше всего ожидали мира грядущего…. Обращение в христианство Римской империи, великие деяния в Средние Века; английские евангельские деятели, отменившие работорговлю – все это были люди, которые оставили след на Земле, потому что много думали о Небе. Именно потому, что многие христиане в наше время перестали думать о грядущем мире, они становятся такими неэффективными в мире этом”.

Христианство всегда процветало, когда было жизнедающим меньшинством, а не политическим большинством

Многие полагают, что мир можно изменить, вручив христианам различные портфели власти. “Если бы только просунуть во власть последователей Иисуса, тогда правила игры  изменились бы, и этот мир, наконец, стал бы выглядеть так, как Бог этого хочет”, – рассуждают они. Хотя было бы неплохо иметь больше христиан в государственных учреждениях,  изложенную выше идею не подтверждает ни Библия, ни история. Иисус отверг политическую власть. Он знал, что Церковь будет процветать лишь как жизнедающее меньшинство, а не политическое большинство. Больше всего христианство добивалось успеха тогда, когда демонстрировало жертвенное служение и самоотверженную любовь. Во времена гонений Церковь развивалась. А деградация в Церкви началась как раз после того, как император Константин сделал христианство государственной религией.

В недавние времена известная организация “Моральное Большинство” попыталось внедрить в американское общество “христианские ценности”, но эта стратегия дала противоположный эффект.

Христианство включает ценности как консервативных взглядов, так и прогрессивных

Царство Христа распространяется не с помощью политтехнологий, манипуляций истиной и “отстаивания правильной позиции”, а посредством жертвенных дел любви (подрывающих злые тенденции). Такие дела включают ценности не только консервативных кругов, но и прогрессивных. В этом красота христианского движения – взять наилучшее из обеих позиций, отвергая недостатки, пороки и ошибки этих позиций.

Как это работает? К третьему веку христианство, несмотря на все преследования со стороны римской власти, смогло оказать влияние на все общество империи. Верующим во Христа удалось внести ряд преобразований. Они добились больших прав для женщин. Теперь верность требовалась и от мужей – не только от жен. Женщины заняли достойное место в обществе и Церкви.

Христиане повлияли на прекращение практики детоубийств. История свидетельствует, что мужья могли приказать женам убить новорожденного ребенка, если родилась девочка, а не мальчик. Верующие в Иисуса взяли на себя заботу о бездомных, сиротах, инвалидах и т.д. В этих добродетелях мы видим ценности как консервативного крыла, защищающего жизнь нерожденных детей, так и ценности прогрессивного крыла, ратующего за социальную справедливость и права женщин.

Царство Божье распространяется на этой земле (как и на небе), когда народ Божий, возлюбленный и хранимый Иисусом, являет публичную веру. Такая вера демонстрируется не через обретение земной власти, но через жертвенную любовь. Именно посредством такого подхода Иисус изменил Иерусалим, а раннее христианство изменило Рим. Именно так христианство может изменить любое общество. Включая и наше.

“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”.

Голос Истины по материалам блога Скотта Саулса

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!