Пасторское служение: 20 уроков за 20 лет

Пасторское служение: 20 уроков за 20 лет

Ценный опыт для молодых (и не очень) служителей.

Недавно я отпраздновал свое 20-летие в профессиональном служении. Первые восемь лет я отслужил помощником пастора в нескольких церквях, а последние 12 лет был первым пастором. Я многому научился за эти годы – в большинстве случаев через боль и страдания.

Вот те самые 20 уроков, которые я усвоил за 20 лет.

1. Библии вполне достаточно, чтобы строить Церковь Христову.

Вспоминаю свое первое воскресное утро в роли первого пастора. Сижу один в комнатке за алтарем, и спрашиваю себя, протянет ли эта церковь хотя бы еще годик? Ведь я понимал, что все эти мои ученые звания и житейская мудрость не могут остановить процесс загнивания. Но я знал, что Господь, Духом и Словом Своим может возродить и построить Свою церковь. Именно так и случилось за 10 лет моего служения в той церкви.

2. Евангелие способно изменить жизнь

Никакие программы, мероприятия и люди не способны изменить сердца людей. Равно как и возродить угасающие на протяжении 30 лет церкви. Последние два десятилетия я наблюдал, как евангелие освобождало людей из рабства греха и давало надежду тем, кто давно перестал надеяться. Я видел, как евангелие объединяло молодых и стариков, черных и белых, богатых и бедных. Благая Весть вернула нашу церковь к жизни. Остается лишь повторить, что только евангелие способно изменить нашу жизнь и возродить любую поместную церковь.

3. Эффективный пастор – это тот, кто слышит и видит сердцем.

Во многих церквях ошибочно полагают, что библейский образ настоящего мужчины – это стоик, твердый человек, лишенный всяческих эмоций, который не дрогнет ни перед чем. Однако в Библии мы находим совсем иной образ. Истинно мужественный человек в Библии – это чуткий, глубоко вникающий в ситуацию человек, страстно любящий и охотно жертвующий собой ради другого. Глубокие переживания заставляют наши головы окунуться в мир сердца. Это позволяет нам сочувствовать страждущим. Эффективный пастор – это тот, кто признает свои слабости, кто не боится быть слишком откровенным с людьми, потому что черпает свою уверенность во Христе, и кто страдает вместе со всеми.

4. Цените свою семью.

Однажды кто-то сказал мне: «Другое служение ты всегда найдешь, а другую жену – нет». Истинная правда. Да и дети быстро подрастают и им требуется общение с папой. Следите за тем, чтобы соблюдать баланс между служением и семьей, чтобы ваша жена и дети всегда оставались для вас на первом месте даже во время активного служения. Я взял за правило отгуливать отпуск до конца, и не отвечать на телефон во время ужина, молитвы и выходных. Помните, если вы потеряете свою семью, то возможно лишитесь и права участвовать в служении (1-е Тим. 3:4-5).

5. Нельзя недооценивать пожилых людей в церкви.

Когда в церковь, которая находится в упадке, приходит молодой пастор с новыми идеями, то пожилой части общины бывает трудно принять его, и он тут же воспринимает их, как препятствия. Я знаю, потому что я сам думал так же. Но все же, чем больше я служил там, тем лучше я и старожилы церкви научились понимать друг друга и сотрудничать. Поначалу я думал, что самый терпеливый был я. Но потом я понял, что на самом деле самыми терпеливыми были они, пока я взрослел и набирался опыта.

6. Служить так, чтобы вас не хотели отпускать, а не боялись потерять.

В первые годы служения пастором я краем уха услышал, что, скорее всего, буду нашим последним первым пастором. Уходя в длительный отпуск пару лет назад, я искренне надеялся, что по моему возвращению я увижу, что мое отсутствие ничего не изменило, и без меня жизнь церкви не остановилась. Мои надежды оправдались – правило «незаменимых нет» сработало в нашей церкви, и я как никогда в жизни был рад этому.

Однако меня не отпускают из служения, люди хотят, чтобы я продолжал участвовать в жизни церкви. Вот какой должна быть цель у пасторов. Надо взрастить руководящую команду, дабы церковь не зависела от одного человека, а самому найти себе место в жизни церкви, где можно было бы продолжать плодотворно трудиться. Может, и не самый лучший рецепт для стабильного заработка, но точно прекрасный план для роста здоровой церкви.

7. Радейте о душе своей.

Павел говорил старейшинам в Ефесе, что им нужно быть внимательными к себе и своей пастве (Деян. 20:28). Пасторы хорошо помнят о том, чтобы заботиться о пастве, а вот про себя частенько забывают. За 20 лет служения я могу точно сказать, что каждый раз, когда в моем служении начинались проблемы, я забывал о своей душе. Пасторы, заботьтесь о своей душе должным образом. Радейте о ней. Если вы перестанете черпать новые силы в Духе Святом, ежедневно напоминая себе о чуде благодати Божьей, то вскоре не сможете быть проводником этой самой благодати для других людей.

8. Верность стоит самой резкой критики.

В каждой церкви, где я когда-то служил, были моменты, когда надо было принимать очень трудные решения. В одних случаях приходилось применять дисциплинарные меры в отношении прихожан. В других приходилось вызывать на серьезный разговор выпускников семинарий и буквально отговаривать их от карьеры профессионального служителя. В третьих отказывать желающим вступить в члены церкви, а других исключать из них. Надо мной насмехались, если в защиту евангелия я принимал решения, которые шли вразрез с привычными мирскими понятиями и образом жизни. Много раз в мой адрес звучали резкие слова, и все потому, что я неустанно желал поступать по Писанию. Обо мне разносили столько сплетен и гадостей, что продавщицы в магазинах и кафешках без труда узнавали меня. Но я переживу любое злословие, лишь бы Христос счел меня верным слугой, несмотря на мои грехи, когда я предстану пред Ним.

9. Подлинное смирение лучше уникального таланта.

Люди так часто завидуют таланту другого. И пасторы тоже. Нам кажется, что необходимо обзавестись мозгами Д. А. Карсона, страстью проповедника Джона Пайпера, и неподражаемой харизмой Мэтта Чендлера. Нам кажется, что без этих качеств мы не сможем эффективно руководить церковью. Но я понял, что людям нужен не талант, а смиренное, сокрушенное, нуждающееся  во Христе сердце пастора, который не прячет его за семью замками. Важнее показать людям, что значит в смирении следовать за Христом, чем поражать их своими чудесными дарами.

10. Обучать будущих пасторов – это несказанная радость.

Я очень люблю разговаривать с людьми, но я также люблю обучать их, особенно будущих пасторов, помогать им строить свое служение, и наблюдать за их успехами. И несмотря на то, что очень тяжело отпускать от себя самых лучших учеников, поверьте, это великая радость и однозначно стоит наших усилий.

11. Забота о душах людских – слишком тяжкое бремя для одного человека.

В большинстве церквей, где я служил, было принято брать только одного пастора. Заботиться одному обо всех было очень трудно. Я замечал это в других, и испытал на собственной шкуре, когда стал первым пастором. Поэтому в Новом Завете ясно говорится о группе пасторов/старейшин, чтобы груз ответственности можно было распределить между несколькими людьми, а не обременять одного.

Переход от монопольного правления пастора к команде пасторов было моим самым важным решением за последние 12 лет в церкви.

12. Пасторы дадут отчет за каждого подопечного.

Пасторы часто забывают о том, им предстоит дать отчет перед Христом не только за тех, кто любил и поддерживал их, но также и за тех, кто не делал этого. Когда мне не удавалось чувствовать любовь к людям с трудным характером (коих было немало), пронзающие сознание слова из послания к Евреям 13:17 не позволяли мне уходить от ответственности перед лицом главного Пастыря.

13. Самое важное в пасторе – умение быть терпеливым.

Пастору нужно обладать многими благочестивыми качествами, но, пожалуй, самое важное из них – терпение. Оно влияет на все остальные качества. Терпение не дает волю эмоциям. Оно помогает пасторам принимать решения с учетом долгосрочных планов для их церквей. Когда мы терпеливы, в нас умножается мудрость и способность к пониманию различных ситуаций. Однако все это испаряется, как только мы начинаем гнать вперед без удержу.

14. В музыке важнее всего слова.

Я сделал для себя потрясающее открытие. Одно время я служил в церкви передовых технологий – там было все по последнему слову техники, и отовсюду слышались восхищенные голоса по поводу театральной подсветки или огромных экранов. Потом я перешел на служение в церковь, где все пели по старинке, держа в руках песенники.

Я вынес для себя 2 ценных урока из этой радикальной смены обстановки: (1) стиль разъединяет и (2) животворящая истина объединяет. Содержание должно всегда стоять на первом месте в наших собраниях. Вы можете выбрать какой угодно стиль и создать свою атмосферу, но пусть люди, выходя из вашей церкви, говорят о великих истинах, которые они воспевали в сердцах, а не о том, как красиво там умеют играть и петь.

15. Знать, чего не стоит делать.

За время моего служения в качестве помощника пастора в четырех разных церквях я четко понял, чего точно не стоит делать. Я был свидетелем того, как в церквях вели служение, в основе которого лежали явно не библейские принципы. К моему великому огорчению, мне довелось увидеть, как страдал Божий народ из-за этих лжеучений. Это были тяжелые времена, но благодаря им я смог утвердиться во многих библейских принципах, которыми я руководствуюсь по сей день.

16. Я меняюсь, в основном, благодаря молитве.

Я занимался служением 20 лет, но не так много молился, как надо было. Очень жалею теперь об этом. Но, когда я все-таки начинал активно молиться, я всегда ощущал, как Бог успокаивает и ободряет меня, что Он был рядом во время моего отчаяния. Я понял, где всегда найду мир и покой, и это ощущение намного лучше ответов на молитву.

Если пастор взывает к Богу за силой и за благословением для своей паствы, то это всегда что-то особенное. Бог ответил на многие молитвы за эти годы, но то, как Он преображал мою душу, когда я простирал к Нему руки, и есть самое главное.

17. Перед тем, как вступить в борьбу, подумайте, а стоит ли?

Тот факт, что я пишу эти строки, пройдя 20-летний путь служения, свидетельствует о великой благодати Божьей в моей жизни. Оглядываясь назад, я вижу, что исход моих решений во многих случаях мог быть не таким уж и радостным для меня. Только за первые пять лет служения первым пастором меня трижды пытались уволить.

Пасторы, сами решайте, за что бороться, иначе, это сделают за вас. Будьте терпеливы и мудры. Не гнушайтесь добрых советов. Неустанно молитесь. Всего одно решение – и Бог может направить сбившуюся с курса ладью вашей церкви в нужное русло, или ниспровергнуть ваше служение.

18. Страдания неизбежны.

Чем дальше в лес, тем больше дров. Я точно знаю, что это так. Если вы хотите служить пастором, но при этом не хотите страдать, лучше найдите себе другое занятие. Наши семьи и служение всегда принимают на себя первый огонь. Вы будете страдать. Возможно, на вас свалится беда сразу со всех сторон. Ожидайте, что так оно и случится. Не думайте, что мирские блага помогут вам выстоять, не держитесь за них и не рассчитывайте на них. Лучше сжимайте крепче руку Бога и руки своих близких.

Не противьтесь страданиям в пасторском служении, они все равно придут. Пусть страдания заставят вас лишь еще сильнее жаждать царствия небесного.

19. Статистика – ненадежный критерий для оценки здоровья церкви.

В церквях давно прижился способ оценивать здорова или нет церковь по количеству голов или денег. Пасторы должны оценивать свои церкви и служение по Божьим меркам, а не бизнес-планам.

20. Я «нуждаюсь» только в одном. Только в Иисусе.

Я всегда считал, что ценность моей личности была напрямую связана с качеством моего служения. В результате мой подход к жизни и служению стал эгоистичным и просто-напросто вредным. Поправить состояние моей души оказалось трудным и болезненным процессом. Зато теперь я испытываю внутреннюю свободу, благодаря которой я не цепляюсь за свое служение как за единственную меру своего благополучия.  До тех пор, пока я с Иисусом, я в порядке.

В большинстве случаев за 20 лет служения я считал, что одного Иисуса недостаточно. Но теперь я вижу, что только Он один и нужен. Несмотря на то, что я активно вовлечен в церковное служение в самых разных сферах, я смогу хоть сейчас спокойно оставить все это, если возникнет необходимость. Мне достаточно Иисуса. Осознав эту истину, я начал еще больше наслаждаться служением – не потому что мне надо служить, а потому что у меня есть такая возможность. Служение – это привилегия.

Прошу еще 20

Я вынес все эти уроки из неудач и падений. Не падайте духом, коллеги-пасторы: Господь часто учит нас на наших же ошибках и грехах, разочарованиях и слабостях. По благодати Божьей я расту, в то время как Бог продолжает давать мне возможность служить Ему дальше. Теперь я прошу Бога дать мне еще 20 лет. Я приму это как великую честь – участвовать в Его благих и совершенных делах.

Брайан Крофт / hristiane.ru

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!