Есть такая традиция на Песах — оставлять во время седера свободное место за столом для пророка Илии. Это весёлая часть праздника — ожидать в это время Илию: мы оставляем дверь открытой, зовём его по имени и в ожидании готовим место для него. Я видел пасхальное хокку (короткий стих), которое гласило:
На Песах мы
Открыли дверь для Илии.
Теперь нашего кота больше в доме нет.
Илия пришёл примерно через 500 лет после Исхода из Египта. Считается, что первый Песах произошёл более 3000 лет назад, а Илия был взят с земли в 849 году до н.э. Как он впутался в это всё? Какое отношение Илия имеет к Песаху?
Песах: Илия возвещает великое искупление
Понимание роли Илии в Песахе невозможно, если мы не понимаем еврейскую концепцию «геулы» (גאולה) или искупления.
Тема искупления занимает центральное место в празднике Песах, поскольку Израиль был освобождён от рабства. Однако и евреи, и христиане могут согласиться, что этот праздник пророчески указывает на ещё один уровень грядущего искупления. В нём заложена модель окончательного искупления.
Христиане интерпретируют это, в основном, как решающие выходные, в которые Мессия искупил нас от греха, отдав Свою жизнь, чтобы стать нашим пасхальным Агнцем. Еврейский народ, с другой стороны, обращает свой взгляд к «великому и страшному Дню Господню», когда Мессия придёт, чтобы владычествовать и править.
Но может ли быть так, что и те, и другие правы?
Христиане часто думают, что еврейский народ упускает одну или две детали в своих ожиданиях того, что Мессия придёт сокрушить их врагов, но это потому, что христиане забывают, что именно об этом говорит Библия снова и снова. Вторым пришествием Иисуса пронизан весь Ветхий Завет, а не только книга Откровение. Причина, по которой евреи ожидают могучего воина, заключается в том, что именно это и обещано.
Мессия грядёт с веялкой, чтобы отделить пшеницу от плевел, и будущее плевел не выглядит радужным. Все мы, любящие праведность, ожидаем, что Он придёт и всё исправит — установит Своё царское правление и уничтожит нечестие. Единственная причина задержки — дать больше возможностей нечестивым покаяться и спастись. Исмар Шорш из Еврейской теологической семинарии говорит об этом так:
«С приоткрытой дверью мы произносим четыре стиха, призывающие Бога посетить тех, кто обидел евреев, и воздать им. В современном седере этот момент превращается в воспоминание об ужасах Холокоста... Влияние исторических событий на настроение Агады просто сделало неявное явным. Исходная матрица была установлена задолго до гафтары: второе искупление исправит ошибки истории» [1].
И это то, о чём стенает всё творение: чтобы наш любящий Отец исправил всё.
Шабат hаГадоль
В Шабат, предшествующий Песаху, в качестве гафтары (дополнительное чтение к недельной главе) читают из 3 и 4 глав книги Малахии. Шорш поясняет, что выбор именно этой гафтары из Малахии добавил мессианский оттенок, привнеся в празднование мессианские ожидания, а также утешение от того, что сделал Бог.
Песах оглядывается в прошлое, на Божье искупление Израиля, когда Он освободил нас из Египта, но также указывает на Великое Искупление всего мира, которое ещё впереди.
Вот как начинается третья глава Малахии:
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3:1).
Угадайте, кто этот посланник, который должен прийти и приготовить путь? Илия. Его личность раскрывается в конце книги.
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия 4:5-6).
Иисус назван исполнителем этого пророчества Иоанна Крестителя (Матфея 11:14). Иоанн Креститель действительно исполнил роль глашатая, приготовившего путь Мессии, и сам Иоанн понимал свою роль как ту, о которой пророчествовал Малахия, повторяя слова о веянии и сжигании плевел:
«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнем неугасимым» (Малахия 3:11-12).
Тот факт, что Иисус не пришёл с веялкой, дисквалифицировал Его в глазах многих евреев, но, как мы знаем, большая часть Писания несёт в себе одновременно и «сейчас», и «ещё не сейчас».
Да, Иоанн Креститель был Илиёй. Да, Иисус — это Мессия, Который пришёл 2000 лет назад, чтобы принести искупление. Но да, это ещё не всё: Илия предварит второе пришествие Мессии, который установит Своё царское правление и исполнит желания наших сердец.
Он искупит всё для Себя. Его первое пришествие не включало в себя сжигание плевел, как провозглашал Иоанн, но это будет частью Его второго пришествия.
Обетования Израилю
«И кто выдержит день пришествия Его,
и кто устоит, когда Он явится?
Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий,
и сядет переплавлять и очищать серебро,
и очистит сынов Левия
и переплавит их, как золото и как серебро,
чтобы приносили жертву Господу в правде» (Малахия 3:2-3).
В этом отрывке мы видим, что Бог даёт Израилю обетования, которые ещё не сбылись. Он обещает очистить Израиль, и то, что они снова будут угодны Ему. Он обещает не уничтожить Израиль во время суда, а также то, что они вернутся на Землю (Израиля) и будут благословением для всей земли.
«И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землёю вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3:12).
«И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Малахия 3:17).
Очевидно, это всё ещё впереди. Сейчас народы мятутся, и мы предупреждены о том, что в конце концов все народы обратятся против Израиля (Захария 12:3). Однако это обетование быть всемирно признанным как благословение однажды исполнится. Мы также видим подобные обетования искупления и изменения отношения к Израилю со стороны мира у других пророков — Исаии, Иезекииля и Захарии.
Начало искупления
В еврейских ожиданиях начало геулы, мессианской надежды, неизбежно повлечёт за собой страдания, проблемы и войны для Израиля... равно как и физическое восстановление земли Израиля перед приходом Мессии. Есть также ожидание национального спасения — это убеждение, которое разделял апостол Павел:
«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Римлянам 11:25-29).
Эта уверенность в Божьем непреложном обетовании Израилю остаётся в силе.
«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам» (Малахия 3:6-7).
Когда народ Израиля снова соберётся на своей земле, когда Иерусалим воззовёт к своему Мессии: «Благословен Грядый во имя Господне!», Мессия придёт. Но не в первый раз — Он сказал, что Он вернётся. И Он всё исправит. Приготовьте путь Господу!
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!