Планируйте как христианин: Пять принципов для нового года

Планируйте как христианин: Пять принципов для нового года

Мне, как типу людей, которые любят составлять календари и списки дел, нравится помнить, что те, кто планирует, немного похожи на Бога.

В какой-то степени мы похожи на Создателя, который построил Свой мир по шестидневному плану. У нас есть сходство с Тем, Кто «издавна сделал это... а ныне выполнил» (4 Царств 19:25). Мы воплощаем в земной форме пути Того, Кто действует по Своей прихоти, вопреки случайности и всегда в соответствии с «определенным предведением» (Деяния 2:23). Мы созданы по образу и подобию планирующего Бога, и те, кто планирует, действуют немного похоже на Него.

Но подождите минутку. Как тип человека, привыкшего составлять календари и списки дел, я должен помнить ещё кое-что: иногда те, кто планирует, ведут себя слишком похоже на Бога.

Иногда мы планируем так, как если бы мы не были паром и туманом, цветком и травой, которые появляются утром и исчезают к вечеру. Иногда мы сводим планирование к безмолитвенным рассуждениям и спискам «за» и «против», инструментам уверенного в себе разума. Иногда мы даже не произносим про себя: «Если угодно будет Господу...» (Иакова 4:15). Мы созданы по образу и подобию планирующего Бога, а те, кто планирует, иногда берут этот образ, а самого Бога забывают.

Итак, когда заканчивается очередной календарь и перед нами открывается год, полный незаполненных планами дней, как мы можем отразить нашего планирующего Бога, не планируя так, как если бы мы были Богом?

1. Планируйте как простой смертный. 

На когда бы мы ни строили планы, будь то на весь следующий год или всего на неделю, мы привносим что-то из завтрашнего дня в сегодняшний. Мы забегаем вперёд по течению времени, прокладывая маршруты и расставляя флажки, размышляя о том, что мы могли бы сделать сейчас, чтобы достичь целей в будущем. Однако в процессе работы наше воображаемое завтра может казаться более реальным, чем оно есть на самом деле; мы можем обнаружить, что наши сердца уже заняты планами на будущее. Но, как напоминает нам Иаков, мы не знаем, «что случится завтра». Мы — «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иакова 4:14). Мы смертны.

Отчасти из-за того, что вечность живёт в наших костях, а отчасти из-за нашей глупости, нам часто не удаётся планировать как смертным. Мы — туманы, которые мечтают, как горы; лилии, которые строят планы, как дубы. Когда мы мысленно идём по тропам завтрашнего дня, решая, куда мы пойдём и что будем делать, мы забываем, что таких троп, возможно, никогда не будет. Смирение уступает место «надменности» личности типа А (Иакова 4:16).

Справедливо замечено, что осознание нашей смертности не препятствует планированию, но наказывает и переосмысливает его. Когда вечность приближается, мы живём (и планируем) более разумно, ориентируясь во времени. Мы также помним, чем на самом деле являются наши лучшие планы: это лишь чертежи и черновые наброски, карандашные зарисовки по милости Божьего ластика. Итак, даже когда мы думаем, строим планы и мечтаем так, как будто у нас впереди месяцы или годы, мы воплощаем в жизнь каждый план, руководствуясь смертной мудростью: «если угодно будет Господу» — и не иначе — «живы будем, то сделаем то или другое» (Иакова 4:15).

2. Планируйте как ребёнок. 

Гордость может принимать различные формы при планировании. Она может проявляться в нашей поспешности сказать: «Я сделаю...», а не «если угодно будет Господу...» Это может проявляться также в том, что мы не молимся, а полагаемся на свой собственный разум.

Я часто нуждаюсь в помощи, чтобы помнить, что христианское планирование никогда не основывается на простом здравом смысле. Конечно, здравый смысл имеет огромную ценность (о чем свидетельствует большая часть Притч), и большинству из нас не помешало бы иметь его больше. Но наш мир слишком сложен, чтобы в нем можно было разобраться, используя списки «за» и «против». Более того, собственные приоритеты Бога часто слишком несовместимы с интуицией, чтобы их могла уловить мирская мудрость.

Таким планировщикам, как я, не мешало бы прислушаться к словам Джона Ньютона: «Действительно, это великое дело — обладать духом маленького ребёнка, чтобы постоянно бояться сделать хоть шаг без руководства» (Письма Джона Ньютона, 184). Мы не только смертные — наше время коротко, наши дни сочтены. Мы также дети — наша мудрость невелика, наше предвидение подвержено ошибкам. Итак, как те, кто знает о своём собственном невежестве, кто осознает свою крайне ограниченную перспективу и склонность к правдоподобным глупостям, мы планируем в присутствии Бога. Мы наполняем планирование молитвой.

Например, мы могли бы основать наше планирование на молитве Павла за филиппийцев:

«И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Филиппийцам 1:9-10).

Правильное планирование — это способ оценить конкурирующие требования, предъявляемые к нашему времени и вниманию, и одобрить не только то, что хорошо или достойно внимания, но и то, что превосходно, то, что является «лучшим». И для одобрения того, что является лучшим, требуется нечто большее, чем здравый смысл. Мы нуждаемся ни в чем ином, как в изобильной, проницательной любви, даре, который исходит от Духа в ответ на молитву.

3. Планируйте как поклоняющийся. 

Когда мы молимся во время планирования, это может уберечь нас от гордыни, о которой так настойчиво предупреждает Иаков (Иакова 4:16). Но что будет на следующий день, на следующей неделе, в следующем месяце, когда мы проснёмся с планом в руках, заполненным календарём и готовым списком дел? Как мы сможем постоянно защищать себя от того, чтобы вести себя как бессмертные взрослые, а не как смертные дети? Мы можем планировать как поклоняющиеся.

Поклоняющиеся помнят, что среди всех приоритетов «одно только нужно» (Луки 10:42). Из всех просьб «одного просил я у Господа» (Псалом 26:4). Из всех желаний я делаю «только одно» (Филиппийцам 3:13). Сядьте у ног Иисуса. Созерцайте Его красоту. Стремитесь к небесам.

Поклоняющиеся не только наполняют свои планы молитвой; они также планируют наполнять свои дни молитвой (и другими средствами Божьей благодати). Стремление к Богу становится одной из главных составляющих их планов. Как будет выглядеть чтение Библии в этом году? Когда, где и как я буду общаться с Богом в молитве? Каким образом я буду углублять своё общение с братьями и сёстрами, отцами и матерями в моей поместной церкви?

Когда мы будем ежедневно стремиться к Богу в соответствии с молитвенным, продуманным планом, нам будет труднее относиться к своим спискам дел слишком серьёзно. Божье провидение, а не наши планы, будет казаться нам великим и непоколебимым руководством. Мы также обнаружим, что лучше понимаем, когда наши приоритеты должны измениться. Когда мы ищем Его, проницательная любовь Божья часто побуждает нас одобрять некоторые превосходства, отличные от тех, которые мы планировали.

Поэтому, прежде всего, уделяйте первостепенное внимание поклонению. В основе всех планов лежит стремление к Богу.

4. Планируйте как мечтатель. 

Могут ли создания из пыли создавать видения на пять лет вперёд? Могут ли туманы, подобные нам, осмелиться представить себе не только завтрашний день, но и тысячу завтрашних дней? Пока мы живём как смертные, молимся как дети, и стремимся к Богу как поклоняющиеся, — да, мы можем. И действительно, иногда любовь побуждает нас к этому. Бог создал нас «во Христе Иисусе на добрые дела» (Ефесянам 2:10), и некоторые добрые дела настолько удивительно смелы, настолько прекрасно сложны, что они выходят за рамки календаря на этот год.

Рассмотрим примечательный отрывок в конце Послания к Римлянам, где Павел излагает свои планы путешествия:

«Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Римлянам 15:24-26).

В то время, когда путешествие из Ахаии в Иерусалим, затем в Рим и из Рима в Испанию заняло бы месяцы, а возможно, и годы, Павел излагает удивительно сложный и долгосрочный план. Конечно, из Деяний Апостолов мы знаем, что Павел оставался чувствительным к Божьей направляющей руке (например, Деяния 16:6-10), но не по этой причине он не перестал планировать. С любовью, подобной Христовой, горящей в его сердце, он стремился вперёд, несмотря на годы и моря.

Некоторые добрые дела требуют дальновидности, смелых амбиций и готовности вступить на путь, конец которого виден за горизонтом. Глобальные миссии и основание церквей — два таких добрых дела. Мы могли бы упомянуть многие другие: усыновление детей, евангелизация города, открытие бизнеса, прославляющего Бога, прекращение абортов и даже воспитание ребёнка в соответствии с дисциплиной и наставлениями Господа.

В Писании мы часто встречаем ситуации, когда нечестивые строят нечестивые планы (Есфирь  8:3; Псалом 20:11; 32:10; 61:4). Не будут ли праведники строить противоположные планы ради праведности? Разве мы не будем думать об этом, лежа в постели, и мечтать с открытыми календарями, и осмеливаться заполнять будущие дни начертанными карандашом планами на будущее?

5. Планируйте как помощник Планировщика. 

Возможно, лучшее испытание для сердца планировщика наступает позже, за рамками планирования, когда мы осознаем, что Божьи планы отличались от наших. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом» (Притчи 19:21). И иногда, даже очень часто, предназначение Господне разрушает наши планы.

Наш Бог — великий вмешивающийся, великий перенаправитель, тот, кто «разрушает советы язычников» (Псалом 32:10) и кто иногда, по добрым и мудрым причинам, расстраивает и наши собственные планы. Наша мудрость в такие моменты заключается в том, чтобы без разочарований принимать срыв наших планов, смиренно и доверчиво держать наши разорванные списки дел, а в более тривиальных случаях, возможно, даже с самоуничижительным смехом.

Каждый разрушенный план — это возможность вспомнить, что мы занимаемся второстепенным планированием, планированием со строчной буквы «п». Бог наделяет нас достоинством мечтать, а иногда и даром видеть, как мечты сбываются. Но помимо этого достоинства, Он даёт уверенность в том, что, даже когда наши планы терпят неудачу, Он учитывает эти неудачи в Своих собственных планах для нашего блага (Римлянам 8:28).

Насколько нам известно, Павел так и не добрался до Испании. Таким образом, некоторые из наших самых, казалось бы, Богопрославляющих планов не осуществятся. Но эти перечёркнутые надежды, эти незаполненные графы в наших списках дел могут ещё глубже подтолкнуть нас к нашему бренному кредо: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иакова 4:15). Они могут побудить нас сказать с большей искренностью: «Да свершатся не мои планы, а Твои». Но самое главное, они могут научить нас воспринимать Божьи «помехи» как нечто получше, чем наши самые продуманные планы.

Автор — Скотт Хаббард / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!