Всякая трапеза, включающая в себя обязательные четыре чаши вина обязательно будет интересной. Пасхальная трапеза — как раз такой случай (а что, есть и другие?)
На протяжении Седера история избавления Израиля рассказывается, в том числе, и через использование четырех чаш вина. Они называются так:
- Чаша Киддуш или Освящения,
- Чаша Казней или Суда,
- Чаша Искупления,
- Чаша Халлель или Хвалы.
Последние две — чуточку веселее. Чаша Искупления — развязка вечера — столь мощная, поскольку она заставляет нас помнить о том времени, когда наш народ был освобожден. Рабство сменилось свободой. Чаша Хвалы, соответственно, идет следующей и завершает Седер.
Но вы не можете добраться до чаши искупления или хвалы без того, чтобы вначале пройти остальные.
Вторая чаша, пожалуй, наиболее значительна. Она отличается от всех других. Вместо того, чтобы просто выпить вино, участники Седера вначале окунают мизинец в бокал десять раз (традиция эта распространена у многих ашкеназов, а у сефардов не окунают палец в вино, но отливают, слегка наклоняя бокал, небольшое количество вина в посуду — прим.переводчика) и капают по капле на свою тарелку или салфетку, по одной на каждую из Десяти Казней: кровь, лягушки, мошки, мухи, мор, язвы, гром, саранча, тьма, и смерть первенцев.
Почему? Почему, если мы не окунаем палец ни в одну из других чаш, делаем это со второй?
Традиционно, людям поясняется, что они делают это, дабы не пить полную чашу и тем самым не брать Казни на себя. Но это объяснение выглядит немного эгоистично.
По своей сути, данное действие показывает нам цену искупления, тот путь, по которому мы приходим в место хвалы.
Погружение пальца во вторую чашу подобно мигу мрачной тишины, перед тем как мы произносим тост в память. Это будто венок, который мы кладем на могилу погибшего солдата. Или же, это как онемелый трепет и печаль, которые мы переживаем, глядя на полосу разрушений после торнадо, потопа или землетрясения. Это то, как мы реагируем, когда случается нечто, напоминающее нам что мы — маленькие, хрупкие создания. Мы приносим наши соболезнования народу Египта, пользуясь моментом, чтобы признать их потери. И мы помним, что сила Божьего избавления — страшное дело, столь же достойная уважения, как и хвалы.
В этот Песах отделите немного времени чтобы действительно поразмышлять — не только о Божьем даре искупления, но также и о суде, который сделал это искупление возможным. Для детей Израиля, свобода и радость смогли прийти только после суда Божьего, в виде Десяти Казней низвергнувшего Египет. Для тех, кто испытал спасение нашего Мессии, Иешуа, свобода и радость могут прийти только после Божьего суда над грехом, совершенного безупречным и незапятнанным Агнцем Божьим.
Для народа Египта Десять Казней были свирепым знакомством с Живым Богом. Для еврейского народа, Десять Казней оказались отрезвляющими ключами к свободе. И для верующих в Иешуа они являются напоминанием о том, что цена, заплаченная нашим Спасителем, оказалась гораздо выше любой казни. Мы знаем, что вся тяжесть последствий наших грехов раздавила бы нас, если бы она не легла на плечи Того, Кто смог понести это бремя. Для верующих, этот момент тишины перед принятием второй чаши становится чем-то более значимым, чем тост или почтительное воспоминание — он становится возлиянием Богу в знак признания суда, который Он принял на Себя вместо нас.
Автор — Rachel Friedlander / ny.jewsforjesus.org
Перевод — Алекс Фишман
Последнее: 26.07. Спасибо!