Почему нам стоит праздновать совпадение Хануки и Рождества?

Почему нам стоит праздновать совпадение Хануки и Рождества?

Через несколько дней Ханука и Рождество выпадут на один день – 25 декабря. Евреи по всему миру будут проводить Праздник Света, в то время как христиане будут праздновать Свет миру.

Часто эти два праздника совпадают, потому что Ханука – это 8-дневное празднование. Но в этом году мы имеем вообще редкость — совпадение Рождества с первым днем Хануки. Это подчеркивает уникальную возможность для Тела Мессии претворить в жизнь и предложить миру впечатляющее свидетельство о Нем. Объединенные любовью Иешуа (Иисуса) как один новый человек, возможно, верующие смогли бы предложить Израилю и народам уникальное свидетельство силы Евангелия в это уникальное время? (Ин. 17:22-23, Еф. 2:15)

Ханука (буквально «посвящение) – это не упомянутый в Торе праздник, известный также как Праздник Огней. О нем кратко упоминается в Евангелии от Иоанна 10:22-23.

Ханука: историческая и пророческая

Первоначальным посвящением Хануки было повторное освящение Второго Храма в Иерусалиме. История записана в исторических апокрифах, 1-2 книге Маккавеев и Иосифом Флавием в книге «Иудейские древности». Если вкратце, Израиль впал в долгий период духовного упадка, когда был захвачен во втором столетии до н.э. императором Селевкидов Антиохом IV Эпифаном. Безумный завоеватель соорудил в Храме статую Зевса и требовал поклоняться ей. Среди прочих кровожадных мерзостей, он на святом Божьем алтаре принес в жертву свинью. К сожалению, большинство евреев подчинились его дьявольскому требованию.

Но одно семейство верных священников, Маккавеев, восстали. Они организовали небольшую военную группу, которая чудесным образом поразила армии Антиоха Эпифана.

Ханука празднует победу Маккавеев, приведшую к повторному освящению Храма в 25 день еврейского месяца кислев в 164 году до н.э. (Не случайно, что статуя Зевса была воздвигнута тремя годами ранее, в тот же день того же месяца.)

Некоторые ученые верят, что первоначальная Ханука совпала в с тем днем, который стал днём 25 декабря по Григорианскому календарю. В любом случае, историческая легенда утверждает, что освободителям удалось найти масло, которого хватило бы лишь на один день горения светильника, которое и использовали, чтобы зажечь светильник для повторного освящения в 25 день месяца Кислев. Однако, чудесным образом масло горело восемь полных дней. Поэтому Ханука и стала восьмидневным праздником.

hanukachristmas1

Антиох IV Эпифан (означающий «со славой явленный») многими учеными Библии рассматривается как предзнаменование антихриста. Несомненно, некоторые из пророчеств Даниила об антихристе в 7-12 главах нашли свое исполнении в Антиохе Эпифане. Но есть и другая важная связь между поражением антимессианского духа и Ханукой, относящаяся к Рождеству. Если бы не было победы Хануки 25-го кислева и если бы Израиль был стерт с лица земли, Мессия, вероятно, никогда бы так и не родился. Следовательно, не случайно, что, согласно Писанию, Иисус был зачат во чреве Марии примерно 25 кислева.

Точка отсчета даты воплощения вырисовывается с размышления об Иоанне, рожденном кузиной Марии Елисаветой и ее мужем Захарией. Иоанн был зачат после того, как ангел Гавриил явился Захарии во время его священнического служения в Храме. Захария, судя по всему, служил согласно установленному расписанию священников в 1Пар. 24-28. Он принадлежал к семейству Авиеву, поэтому он должен был закончить служение и вернуться домой к Елисавете в конце июня – начале июля (Лк.1:5, 13-19, 23-26).

Должно было пройти несколько месяцев. К тому времени, когда Мария навестила Елисавету, Елисавета была на шестом месяце беременности Иоанном. Во время посещения Мария и сама едва забеременела. Следовательно, Мессия был зачат в Ханукальный период. (Тогда получается, что Он родился примерно в дни Суккота, Праздника Кущей.)

Если это действительно произошло на Хануку, которая являлась празднованием освобождения Израиля от духа антихриста, тогда ЯХВЕ дал нам еще одно доказательство мессианства Иешуа. И если это так, тогда Он предназначил совпасть празднику Хануки и тому, что сегодня известно как Рождество. Нет никакой случайности в совпадении дат календаря в этом году.

Соединение Хануки и Рождества

Любой основанный на Библии, исторический праздник прославляет характер и природу Бога. В то же время, каждый исторический праздник отмечает уникальный период или прогрессивное событие искупительной истории. Вот почему Ханука и Рождество, представляющие разные исторические события и периоды искупительной истории — оба празднуют Свет миру. Но не только это. Два зимних праздника дополняют друг друга. Ханука служит предысторией Рождества. Рождество усиливает и расширяет значение Хануки.

Ни один праздник не может быть полностью понят, оценен и отпразднован в отрыве от других.

Определенные обстоятельства, окружающие Хануку и Рождество, можно рассматривать как пророческие параллели. Ханука подчеркивает чудесное сохранение народа, через который искупление всего рода человеческого пришло чудесным образом в образе Самого Искупителя. После того как Он пришел, Он был посвящен Богу внутри Храма, который был повторно посвящен (в действительности Ему) на Хануку. И рождение, и посвящение нашего Искупителя и восстановление/повторное освящение Храма произошли во времена губительно темных периодов еврейской истории.

Обоим событиям предшествовал геноцид от рук безбожных правителей. В обоих случаях правящие силы побеждаются смиренными, верными личностями. Бог побеждает и готовит путь и для Хануки, и для воплощения Мессии ради следующего периода искупления.

hanukachristmas2

Поворотный момент

Если Бог использовал смиренных и верных людей, чтобы сохранить историю в задуманном Им русле в прошлом, разве не может Он сделать это и в настоящем, и в будущем? Возможно, среди этих людей есть и мы с вами? Если так, может быть, Он дает нам такую возможность в эту Хануку/Рождество? Является ли это предстоящее сближение дат календаря чем-то, что Он может использовать, чтобы приблизить евреев и язычников в Мессии к Себе и друг ко другу – и во свидетельство миру?

ЯХВЕ взращивает Свой народ как одно новое человечество. Он готовит и очищает нас для следующего периода искупительной истории, Его славного возвращения. Часть этого приготовления – это наше донесение, Израилю и другим народам, Евангелия, благой вести о Его искупительной любви. Я уверена, что 25 декабря 2016/25 Кислев 5777 может послужить поворотным моментом в нашем общем выражении и свидетельстве, даже в вечности.

За свою жизнь я увидела огромные перемены в Теле Мессии. Как девочка из религиозной еврейской семьи, воспитываемая в Америке в период после Второй Мировой войны, я не могла ни праздновать, ни игнорировать Рождество. Ежегодно система местной государственной школы требовала, чтобы я принимала активное участие в праздновании Рождества. Возможно, если бы конкретно моя школа не воспитывала также культуру, в которой меня проклинали и избивали за то, что я — «христоубийца», я могла бы, по крайней мере, наслаждаться вынужденным отсутствием классной работы. Но это было не так.

В моем сознании Рождество осталось тем ужасным временем года, когда неевреи пытались заставить меня поклоняться трем богам (Отцу, Сыну и Деве Марии) и, по какой-то причине, дереву. В довершении всего, ежегодный ритуал проходил всегда примерно в период Хануки. Ханука — это было то время, когда нам, евреям, напоминалась храбрость веры Маккавеев. Они должны были быть нашим примером для подражания.

Но, в отличии от Маккавеев, я боялась противостать правящей власти моего маленького мира. Ежегодно я испытывала чувство стыда перед Богом за то, что была не в состоянии противостать тому, что воспринимала как идолопоклонство, стыдилась быть другой (если конкретнее — быть еврейкой) и стыдилась за то, что имела проблему, какой не было ни у кого из моих одноклассников. Это было неприятно и сложно. Настолько сложно, что в какой-то момент я действительно задалась вопросом, не являлось ли мое, так не похожее на Маккавеев, подчинение Рождеству причиной того, что Санта никогда не посещал меня.

К счастью, времена изменились. Большинство христиан лучше поняли, как относиться к евреям, независимо от того, следуют те евреи за Иешуа или нет. Многие верующие из язычников принимают свои библейские, еврейские корни веры, включая Хануку. Все меньше и меньше Рождество празднуется (если оно вообще имеет место) как конкретный день рождения Мессии. Все более это день для того, чтобы вспомнить, что Бог одел Себя в тление, чтобы искупить человечество. Среди посвященных библейских верующих, прошлый фокус на материальные подарки смещается на Дар. По всему миру Тело Мессии взрослеет.

Здесь, в Израиле, всё больше неортодоксальных евреев в Рождество ездят по христианским районам страны, чтобы насладиться праздничной музыкой, угощениями и декорациями. Многие из них также хотят услышать историю Рождества. Многие светские евреи Запада находят рождественский дух трогательным и душевным. Для большинства Рождество больше не является ужасным временем года. (Что касается меня, Бог изменил мое мышление и сердце в отношении праздника вскоре после того, как я уверовала в Иешуа.)

ЯХВЕ делает на земле что-то, чего не делалось со времен Нового Завета. Он очищает язычников и евреев, последователей Иешуа по всему миру, как Одного Нового Человека в Нем. В это Рождество и Хануку, почему бы не участвовать — в единстве — в движении Его Духа? Примите библейскую еврейскую идентичность вашего Спасителя и корни вашей веры.

Проявите ваше полное библейское наследие в уникальности вашей собственной национальной, личной и духовной идентичности. Если вы празднуете Рождество, вспомните также Хануку. Если вы празднуете Хануку, делайте это с радостью и хвалой за воплощение и рождение Мессии. Потому что свет Хануки, Свет миру, пришел.

Автор — Сандра Теплински / charismanews.com
Перевод — Татьяна Лукощенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!