Почему обетование земли принадлежит этническому Израилю

Почему обетование земли принадлежит этническому Израилю

Аннотация: В этом эссе Джеральд МакДермотт исследует понятие замещения в христианской теологии, которое предполагает, что обетования, данные еврейскому народу в Ветхом Завете, включая обетование земли, были переданы христианской Церкви. Он утверждает, что эта точка зрения доминировала в христианском толковании с IV века, что привело к маргинализации упоминания обетования земли в Новом Завете. МакДермотт показывает доказательство в Новом Завете, которое противоречит теологии замещения, и он утверждает, что признание неизменного значения обетования земли жизненно важно для понимания того, что Бог верен и исполняет Свои обещания.

Есть ли в Новом Завете обетование о земле Аврааму и его потомкам? Имеет ли это значение?

Для большинства христиан и евреев, начиная с IV века, ответ был «нет и нет». Ни один известный толкователь не нашёл там такого обещания, и это всё равно не имело бы никакого значения. Потому что тем, что определяло доктрину о народе и земле Израиля, была традиционная интерпретация библейских текстов, а не сами тексты.

Традиция разработала способ чтения текста Нового Завета, называемый «теологией замещения» — теорией о том, что в Божьем плане еврейский народ, Израиль, был заменён новым народом (евреями и язычниками) христианской Церкви.

Одно из значений этой теологии связано с обетованиями Бога о земле Израиля. Логика такова: до первого века Бог устанавливал Своё царство на земле Израиля и через неё — эту маленькую полоску земли на восточном побережье Средиземного моря размером со штат Нью-Джерси — но с тех пор, как Иисус покинул вершину Елеонской горы, внимание Господа переместилось с этого маленького клочка земли на весь мир. Как сказал Иисус в одной из своих заповедей блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5).

Позвольте мне объяснить логику замещения в отношении земли. Согласно христианским сторонникам теологии замещения, то есть большинству христианских толкователей начиная с IV века, Иисус сделал частное универсальным, превратив обетование земли для евреев в Ветхом Завете (частное) в обетование всего мира Своим последователям (универсальное).

Эта логика имела для меня смысл в течение нескольких десятилетий после того, как я стал серьёзным читателем греческого Нового Завета в свои 20 лет. Исследователи Иисуса Нового Завета говорили, что в этой части Библии отсутствует обетование земли. Исследователи Павла писали, что Павел отказался от иудаизма Второго Храма и признал обетование земли устаревшим с тех пор, как Иисус стал Мессией для всего мира.

Но однажды, несколько десятилетий назад, я осознал, что на моих глазах лежала пелена, скрывавшая от меня свидетельство обетования земли, которое было на поверхности текста Нового Завета, прямо перед моими глазами. Как я мог быть так слеп?

Увидеть обетование земли

Учась в Чикагском университете, я прочитал книгу Томаса Куна «The Structure of Scientific Revolutions» (Структура научных революций, 1961), которая демонстрировала, что в начале каждой научной революции (вспомните Галилея, Ньютона, Эйнштейна) у научной элиты уже были доказательства новой теории. Но они не могли видеть доказательств, потому что существующая научная парадигма покрыла пеленой их глаза.

Я понял, что это могло происходить на протяжении веков с библейскими учёными и богословами. Они не смогли увидеть обетование земли в Новом Завете, потому что были научены не видеть его.

Например, четыре раза в Новом Завете Иерусалим называют «святым городом». Дьявол повёл Иисуса в «святой город», чтобы соблазнить его прыгнуть с крыла храма (Матфея 4:5). После смерти Иисуса многие тела святых воскресли и ходили по «святому граду» и явились многим (Матфея 27:53). Язычники будут попирать «святой город» в течение 42 месяцев (Откровение 11:2), и Бог спустит с небес «святой город Иерусалим» (Откровение 21:10).

Более того, в Новом Завете трижды конкретно упоминается обетование земли. Автор Послания к Евреям говорит, что Бог привёл Авраама в место, которое он должен был получить в наследство, и что Исаак и Иаков были «сонаследниками того же обетования» (Евреям 11:9). Перед своей мученической смертью Стефан сказал, что Бог обещал дать Аврааму эту землю «во владение ему и потомству его по нём» (Деяния 7:4-5). Павел сказал синагоге в Антиохии Писидийской, что Бог этого народа, Израиля, избрал наших отцов, и, «истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их» (Деяния 13:17-19).

Можно задаться вопросом, почему есть только эти три прямых упоминания об обетовании земли. Есть два вероятных ответа. Во-первых, обетование земли подразумевалось, потому что для авторов Нового Завета их Библия (Танах) повторяла обетование о земле уже тысячу раз (я подсчитал их и свёл в таблицу эти ссылки в книгах «The New Christian Zionism» и «Israel Matters»). Во-вторых, авторы Нового Завета жили на этой земле. Она была признана как Иудея — земля евреев, так что повторять или защищать это обетование не было необходимости.

Иисус и обетование земли

Иисус много раз говорил о будущем земли Израиля. Приведу пять примеров. В Деяниях Апостолов ученики спрашивали воскресшего Мессию: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1:6). Он не отверг этот вопрос как глупый или недуховный (как часто утверждают учёные), но сказал, что Отец установил для этого времена и сроки, и им ещё не дано было знать о них. Исаак Оливер, еврейский исследователь Нового Завета, утверждает в книге «Luke’s Jewish Eschatology» (Еврейская эсхатология Луки), что Иисус имел в виду земное, если говорить эсхатологически, царство.

В Евангелии от Луки 13 Иисус сказал, что однажды жители Иерусалима благословят Его приход (то есть пригласят Его, стих 35), а в 21 главе Он пророчествует, что язычники будут попирать Иерусалим до тех пор, пока не исполнятся времена язычников (стих 24).

Прекращение попирания язычниками Иерусалима означает начало еврейского суверенитета над Иерусалимом. Это означает, что Иисус предсказал время, когда евреи будут иметь политический контроль над своей столицей. Не будет преувеличением сказать, что начало еврейского суверенитета над Иерусалимом — в 1967 году, почти через 2000 лет после того, как евреи утратили его в 63 году до н.э., когда его захватил Помпей, — можно рассматривать как исполнение пророчества Иисуса Нового Завета.

Это не то же самое, что сказать, что еврейское государство является прямым исполнением пророчества. Или что нынешнее еврейское государство не подлежит критике. Или что это последнее еврейское государство перед эсxатоном.

Но вполне можно представить, что на основе этого замечательного пророчества Иисуса мы можем сказать, что начало еврейского суверенитета над своей столицей после двух тысячелетий может быть «знамением времён», то есть тем, за неспособность распознания чего Иисус упрекал некоторых иудейских лидеров (Матфея 16:3).

В Евангелии от Матфея Иисус говорит, что в пакибытии (греч. παλιγγενεσία/палигенесиа — «возрождение, воскресение, новое рождение»), или при восстановлении всего, его апостолы будут управлять 12 коленами Израиля, имея в виду не только землю Израиля, но и восстановление 10 северных колен (Матфея 19:28).

Как мы уже видели, Иисус ссылается на землю (Израиля) в стихе, который почти во всех английских переводах переведён неправильно. Должно быть «Блаженны кроткие, ибо они наследуют эту землю» (Матфея 5:5; в большинстве англ. переводов это the earth, то есть земля как планета, а не the land, то есть земля как страна, территория — прим. ред.). Всё больше исследователей признают, что Иисус слово в слово цитирует Псалом 36:11. Пять раз в этом псалме употребляется фраза «наследуют землю», и каждый раз еврейское слово эрец однозначно подразумевает землю Израиля, а не всю землю.

Возможно, Иисус имел в виду пророчество Исаии о том, что, когда земля обновится, «гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... и научит Он (их) Своим путям» (Исаия 2:2-3).

Многие возражают, что Евангелие Иоанна опровергает эти надежды на будущее этой земли, потому что Иисус Иоанна говорит, что Его тело является новым храмом, и истинное поклонение больше не будет ограничено Иерусалимом, а будет там, где есть поклонение «в духе и истине» (Иоанна 2:21; 4:21-24).

Исследователь Нового Завета Ричард Хейс не считает, что Иоанн является сторонником теологии замещения в отношении обетования о земле, но что нам стоит воспринимать Евангелия как говорящие на разных уровнях. Потому что, как он отмечает, Иисус Марка говорит о храме: «дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов» (Марка 11:17), подтверждая видение Исаии эсхатологически восстановленного Иерусалима и храма. В Евангелии от Матфея Иисус удивляет христиан (большинство из них никогда не видели этого), говоря, что Бог все ещё «обитал» в храме в Его время (Матфея 23:21). Таким образом, полная картина Иисуса в Новом Завете по поводу храма состоит в том, что это и дом Божий, и символ тела Иисуса как дома Божьего. Истинное поклонение, согласно Иисусу, будет везде в духе и истине и сосредоточено в Иерусалиме в эсхатоне.

Если Иисус ясно говорил о будущем земли Израиля, то так же говорил и Пётр. В своей второй речи в Иерусалиме, произнесённой после воскресения Иисуса, Пётр говорит, что ещё должен состояться будущий апокатастасис (ἀποκατάστασις — «восстановление, возвращение»), используя греческое слово из Септуагинты для возвращения евреев на землю из четырёх концов земли (Деяния 3:21). Таким образом для Петра возвращение из вавилонского изгнания не исполнило пророчества Танаха о возвращении. Равно как и воскресение Иисуса. Это возвращение должно произойти в будущем. И мы знаем, что этого не произошло и в последующие 1800 лет.

Мы уже видели из книги Деяний, как Павел дал ясно понять, что он придерживался обетования земли. Дополнительные доказательства есть в Послании к Римлянам. Павел говорит «дары... Божии непреложны» (Римлянам 11:29). Нет никаких сомнений в том, что для Павла земля была одним из этих даров, поскольку в трудах выдающихся евреев первого века — Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Иезекииля Трагика — земля была главным даром Бога еврейскому народу.

Ранняя церковь видела это так. Согласно Роберту Уилкену в его книге «The Land Called Holy» (Земля, названная святой), ранние христиане истолковали обещание ангела Марии о том, что её ребёнку будет дан «престол Давида, отца Его» и, что он «будет царствовать над домом Иакова во веки» (Луки 1:32-33), как свидетельство «восстановления и установления царства в Иерусалиме».

Книга Откровения изобилует упоминаниями о будущем земли Израиля. Два свидетеля будут убиты в Иерусалиме (11:8); Армагеддонская битва состоится в долине на севере Израиля (16:16); на воротах Нового Иерусалима (который, в частности, не является Новым Римом или Новым Константинополем) «написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (21:12); 144 тысячи с именами Агнца и Отца на своих челах стоят на горе Сион в Иерусалиме (14:1); Гог и Магог пойдут по «широте земли» Израиля и окружат святых и «возлюбленный город» Иерусалим прежде, чем будут уничтожены небесным огнем (20:7-9). Центром обновленной земли будет Иерусалим (11:2; 21:10).

То есть для автора Откровения земля Израиля была священной не только потому, что там жили Израиль и Иисус, но и потому, что она станет сценой для важнейших будущих событий в истории искупления.

Таким образом, в Евангелиях, Деяниях, Посланиях и Откровении есть множество доказательств (1) обетования земли, (2) святости Иерусалима и (3) богословского значения земли Израиля в будущем и в эсхатоне.

Почему важны обетования земли

Имеет ли это значение? Да, имеет, по трём причинам.

Во-первых, если обетование земли нарушилось с приходом Иисуса, то Бог не заслуживает доверия. Ибо Он обещал Аврааму и его потомкам, что земля Израиля будет их вечным владением (Бытие 17:8).

Во-вторых, если обетование земли Израилю нарушено, то так же может быть нарушено и Божье обетование обновления и восстановления небес и земли. Частичное выполнение обетования земли — возвращение евреев со всех концов земли на их землю, начиная с XVIII века — является задатком в обетовании нового неба и новой земли.

В-третьих, это глубокая теологическая причина, по которой мы должны поддерживать Израиль в этой новой войне против нового нацизма. Евреи имеют больше прав на эту землю, чем любой другой народ. Бог призвал их делиться землёй по справедливости, и они неоднократно показывали, что готовы это сделать. Сегодня 2 миллиона арабов являются полноправными гражданами Израиля, пользующимися политическими свободами, системой образования и здравоохранения мирового уровня — что намного больше, чем могут себе позволить арабы в других частях арабского мира. Как и нацисты Гитлера, ХАМАС проводит геноцид, попытку уничтожения целого народа — евреев. Если мы, христиане, считаем, что уничтожение нацизма во Второй мировой войне было правильным, то мы должны поддержать усилия Израиля по уничтожению ХАМАСа — нового нацизма.

Автор — Джеральд МакДермотт / thegospelcoalition.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!