Почему реформатам-цессационистам не следует цитировать историю Церкви в поддержку своей позиции

Почему реформатам-цессационистам не следует цитировать историю Церкви в поддержку своей позиции

Хотя мои нехаризматические друзья-кальвинисты часто ссылаются на историю Церкви в качестве поддержки своей цессационистской позиции, на самом деле это ошибка. Большая ошибка. По сути церковная история работает против них.

Первая причина наиболее очевидна. Реформаты-кессационисты, как и я, принадлежат к протестантскому, а не католическому лагерю Церкви. Это означает, что мы считаем, что в некоторых очень фундаментальных аспектах большая часть Церкви сбилась со своего пути в течении истории, из-за чего и потребовалась масштабная реформация. Многие христиане-реформаты даже утверждают, что католики вообще не являются христианами, тем самым подразумевая, что примерно половина всех исповедующих христианство сегодня де-факто дисквалифицирована.

На каком же тогда основании реформат-цессационист обращается к истории Церкви, если большая часть этой истории отвергается с самого начала?

Если аргумент состоит в том, что чудесные дары Духа, которые были нормой во времена Нового Завета, постепенно исчезли из истории Церкви, то что этим цессационистам делать с римско-католическими чудесами на протяжении веков? Они должны отвергнуть их как подделки или мошенничество. В результате они апеллируют к истории Церкви, отвергая при этом значительную часть этой истории, которая противоречит их нарративу. По сути это двойные стандарты.

Протестанты, которые не верят, что тот или иной аспект веры может быть утрачен, а затем восстановлен?

И на каком основании реформат-цессационист может возражать против того, что Бог восстанавливает что-то, что было утрачено, в свете всей идеи Реформации? Пятидесятники и харизматы верят, что, хотя в определённые моменты церковной истории действительно наблюдалось уменьшение использования этих чудесных даров, нет сомнений в том, что за последние 150 лет они были мощным образом восстановлены.

Сама суть протестантизма заключается в утверждении, что в гораздо более широком смысле вещи, которые были частью ранней церкви, впоследствии были утеряны для истории, а потом восстановлены Лютером и другими реформаторами. Как справедливо заметил британский богослов Эндрю Уилсон, «аргумент такого рода — что, если что-то постепенно исчезло из Церкви в течение первых двух или трёх столетий, следовательно, оно незаконно — должен ударить по любым пяти solas протестантизма и сделать их заложниками судьбы».

Как говорится на одном популярном веб-сайте, лозунг Реформации, ecclesia reformata, sempre reformand, — «церковь реформированная, но всегда требующая реформ», — должен гарантировать, «что наши сердца, жизнь и практика будут реформироваться Словом Божьим». Именно к этому мы призываем на протяжении десятилетий: давайте постоянно реформировать наши практики, убеждения и отношения на основании того, что написано в Слове.

Вторая причина, по которой история Церкви работает против реформатов-цессационистов, заключается в том, что существует ясное свидетельство того, что чудесные дары Духа не прекратились со смертью апостолов.

История показывает, что чудесные дары не прекратились с апостолами

Среди показательных цитат:

  • Иустин Философ, «Диалог с Трифоном иудеем (написанный около 160 н.э.): «Ибо пророческие дары остаются с нами даже до настоящего времени».
  • Ириней Лионский в сочинении «Против ересей» (180 г. н.э.): «Ибо некоторые действительно и истинно изгоняют бесов, так что очистившиеся таким образом от злых духов часто обращаются к вере и присоединяются к Церкви. Другие же имеют предвидение будущего: видят видения и произносят пророческие слова. Другие исцеляют больных, возлагая на них руки, и они выздоравливают. Да, более того, как я уже сказал, даже мёртвые воскресали и оставались среди нас многие годы... Мы также слышим многих братьев в Церкви, обладающих пророческими дарами и говорящих через Духа на разных языках».
  • Василий Великий (350 г. н.э.): «Дух просвещает всех, вдохновляет пророков, даёт мудрость законодателям, посвящает священников, наделяет полномочиями царей, совершенствует праведных, превозносит разумных, действует в дарах исцелений, даёт жизнь мертвым, освобождает тех, кто в рабстве, превращает чужих в принятых сыновей».

Августин изменил свою позицию, чтобы признать современные чудеса

Часто цитируется позиция Аврелия Августина (354–430), поскольку он «совершенно конкретно заявил, что христианам не следует ожидать продолжения дара исцеления» (по словам Мортона Келси в книге «Исцеление и христианство»). Он также заявил в его «Проповедях на Первое послание Иоанна», что прекратился дар языков.

Но Августин решительно изменил свои взгляды, завершив свой magnum opus «О граде Божьем».

В нём он говорил, что пришёл к пониманию того, что «и в наше время бывают знамения божественной силы, подобные древним, и они не должны оставаться для многих неизвестными. Ещё нет и двух лет, как начала существовать в Гиппоне упомянутая рака, и хотя о многих чудесах, как нам доподлинно известно, записей не имеется, в то время, как я пишу об этом, их число достигает семидесяти». («О граде Божьем», 22.VIII, источник.)

И, как я уже упоминал ранее, если история Церкви используется для доказательства того, что дары угасли и исчезли, то история Церкви (в наше время) доказывает обратное. (Подробный, тщательно задокументированный обзор современных чудес см. в книге Крэга Кинера / Craig S. Keener, «Miracles Today: The Supernatural Work of God in the Modern World»; более широкие экзегетические и философские обоснования см. в книге Кинера «Miracles: The Credibility of the New Testament Accounts».)

Третья причина, по которой реформаты-цессационисты не должны ссылаться на историю Церкви в поддержку своей позиции, заключается в том, что кальвинистские особенности их веры нельзя проследить до самых ранних отцов Церкви, а скорее до Августина Аврелия, несмотря на некоторые утверждения об обратном (см. здесь и здесь).

Я иногда слышал, как реформатские учителя утверждали, что Августин восстановил то, чему учил Павел, а это означает, что ученики апостолов не смогли усвоить учение Павла, и только Августин, три столетия спустя, действительно понял его. Следовательно, доказательства реформатской/кальвинистской теологии ослабляются (если не подрываются) самыми ранними столетиями истории Церкви, тем самым периодом истории, который они используют, чтобы утверждать, что дары прекратились.

«Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать»

В-четвертых, и это наиболее важно, реформаты-цессационисты верят в достаточность Священного Писания, и, хотя церковные традиции и вероучения можно уважать, только записанное Слово Божье имеет окончательный авторитет.

Это также и моя позиция, и это основная причина, почему я не являюсь цессационистом: Слово Божье не только не поддерживает цессационизм, но и последовательно поддерживает позицию континуационизма.

И хотя многие сторонники цессационизма признают, что в Новом Завете нет конкретного стиха, в котором говорится, что дары прекратятся до возвращения Господа, есть довольно много стихов, которые говорят об их продолжении, включая стихи, которые призывают нас искренне стремиться к этим дарам, в том числе 1 Коринфянам 14:1: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». Это повеление Господа, а не предложение. (Среди многих других стихов см. также Иоанна 14:12; Деяния 2:14–21, 39; 1 Коринфянам 14:26, 39; 1 Фессалоникийцам 5:19–21; Иакова 5:13–16.)

Того, что говорит само Слово, для меня более чем достаточно, и когда вы добавляете славное свидетельство о чудесных деяниях Господа сегодня во всём мире, вы получаете все необходимые вам доказательства. Давайте примем работу Духа во славу имени Иисуса.

Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!