Хорошее «светское» искусство может помочь нам увидеть Бога.
Помню тот день, когда я впервые услышала слово «светский».
Мы сели в микроавтобус, чтобы ехать в христианский лагерь. В автобусе было ещё шесть девочек лет 13-ти и двое вожатых.
Час спустя двое девочек запели какой-то R&B хит, который в то лето крутили на всех радиостанциях.
Где-то в середине песни я заметила, как двое вожатых, сидящих впереди, обменялись многозначительным взглядом, который я никогда раньше не замечала, но с тех пор стала замечать регулярно. Обменявшись взглядом, одна из вожатых проговорила, глядя на нас в зеркало заднего вида: «Нам не следует петь эту песню».
«Почему?» — спросила одна из девочек, которая недавно стала приходить на собрания молодёжной группы.
«Потому что эта песня – светская, а светское не прославляет Бога», ответила вожатая.
В тот момент я не поняла значение слова «светская», но, судя по тому, каким тоном вожатая произнесла его, было понятно, что это что-то очень плохое. Больше нам вожатая ничего объяснять не стала. Мы замолчали, так как песня была светская, и добрались до лагеря в тишине.
После того случая я вступила в новую эпоху своей жизни, в которой я подбирала и слушала только христианскую музыку дабы прославить Бога как полагалось. В те годы я уже знала про Битлз, народную музыку и мелодии Бродвея, и мне было нелегко переключаться на христианские современные песни, которые играли в начале 2000-х. И несмотря на то, что мне так и не удалось кардинально изменить свои музыкальные вкусы, в присутствии своих христианских лидеров я слушала исключительно христианскую музыку.
Я даже составила таблицу соответствия музыкальных стилей для подростков, которые бы хотели «подчистить» свои светские музыкальные коллекции:
Если вам нравится: певец Эминем/попробуйте послушать группу DC Talk
Если вам нравится Ben Folds Five / попробуйте послушать группу Plus One
Если вам нравится Pearl Jam /попробуйте послушать группу Sonic Flood
Если вам нравится певица Celine Dion /попробуйте послушать певицу Jaci Velasquez
Я часто брала с собой эту таблицу, направляясь в книжный христианский магазин, и надеялась, что моя святость увеличивается с каждым новым христианским CD. Ну, иногда я ещё могла прикупить какой-нибудь христианский роман.
Я могла бы долго писать о моём десятилетнем путешествии в поисках благодати. Но буду краткой: я всё-таки нашла в себе свободу любить искусство после долгих лет зависимости от ярлыков «христианский» и «светский».
Вот, во что я верю: Бог любит искусство, включая музыку. Искусство, которое приносит нам радость или заставляет задуматься о чём-либо, несомненно прославляет Его.
Уже много лет я вижу с уверенностью, что, слушая красивую музыку, я не оскорбляю Бога, даже если в текстах песен нет намёка на прославление Бога. Но это и не обязательно. Когда музыкальные инструменты пускаются в пляс и создают гармонию, подхватывая на своих невидимых крыльях поэзию, то не это ли прославление Бога?
Я думаю, многие из вас согласятся со мной, что светское искусство – не «плохое». Но я бы хотела зайти ещё чуть дальше. Разрешить заниматься светским искусством (хотя мне даже противно называть его так) – всего лишь полдела. Я считаю, что мы прославляем Бога, когда мы сознательно принимаем участие в этом искусстве.
Искусство играет важную роль для всех, кто хочет жить полной жизнью.
Талантливо нарисованная картина, созданная скульптура или сделанная фотография может пробудить в нас доселе неведомые чувства и заставить взглянуть на вещи с другой стороны. Кинофильмы могут вдохновлять нас. Хорошие книги помогают сопереживать людям вне нашего ограниченного общества, и показывают богатство и нищету человеческого бытия. Великое искусство обращает наш взор к благодати.
Сказать по правде, наибольшее впечатление на меня произвели не христианские книги, а «Гроздья гнева».
Кто мы такие, чтобы судить, что от Бога, а что – нет?
Уже слышу недовольные голоса. Для сноски – я не имею в виду «искусство», которое навязывает нам образы насилия или унижает женщин, типа того, что сейчас поёт как-его-там о том, что он оседлал гигантскую з...цу. Примеров миллион. Но вы все разумные люди и понимаете разницу между искусством и всем остальным.
Когда мы не признаём «не-христианское» искусство, потому что мы такие духовные, мы лишаем себя той глубины человеческих переживаний и отношений, которая по замыслу Бога должна присутствовать в нашей жизни. Мы не пускаем никого в свою жизнь.
Да, Церковь призвана быть не такой, как мир вокруг неё. Но наверное «быть не такой» значит «знать, что такое благодать и дарить эту благодать людям, которые нам не очень нравятся, и следить за тем, как мы относимся к другим людям», а мы лишь в страхе сторонимся всех и вся, что есть в современной культуре.
Поэтому я позволяю искусству обогащать свою жизнь. Я читаю книги о потрясающих людях и идеях, даже о тех, с кем или с чем я не согласна. Я смотрю фильмы, которые бросают вызов моему привычному мышлению. Я читаю The New Yorker (если не дочитала что-то в интернете). Я восхищаюсь фресками в архитектуре, акварельной живописью и фотографией. Я слушаю the Avett Brothers, блюграсс и кельтские гимны. Я наслаждаюсь этими арт-идеями, этими кусочками жизни, как её видят страждущие и исцеляющиеся люди, которых сотворил Бог по образу любви.
И я верю, что все они указывают на Бога.
Карли Гелсинджер / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!