Подставить другую щеку? Пацифизм — это правильно?

Подставить другую щеку? Пацифизм — это правильно?

Выдвигаются предложения, что Израилю следует «подставить другую щеку» и не отвечать новым насилием на зверства 7 октября. Идея в том, что пацифистский отказ участвовать в новых разрушениях якобы положит конец циклу насилия и принесёт мир. Но так ли это? Что Библия говорит о войне и насилии? Вот некоторые мысли Андреаса Штутца, одного из профессоров нашего Библейского колледжа служения One for Israel, который рассматривает новозаветное учение о «другой щеке».

Танах и Новый Завет

Для лучшего понимания дилеммы стоит сравнить Закон Моисея и Новый Завет. Закон, данный на горе Синай, является частью теократического государства: Бог определяет, что требуется, а что запрещено — не только в отношении поклонения, но и в отношении собственности, взаимоотношений и даже войн. Даже от царя требовалось, чтобы он усердно изучал закон Божий, чтобы знать, как исполнить волю Бога. Таким образом, царь — это не монарх, который волен поступать так, как ему заблагорассудится, а слуга Божий. В Ветхом Завете войны не были редкостью.

В Новом Завете, особенно в Нагорной проповеди, есть отрывки, которые часто интерпретируются как поддержка пацифистского мировоззрения. Особенно Евангелие от Матфея 5:38–42:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

Однако похоже, что эти отрывки не адресованы политикам, полицейским или солдатам, исполняющим свой долг. Если бы судья требовал от жертвы ограбления прощения для грабителя и не добивался бы справедливости, это было бы нехорошо. Кроме того, если к жертве изнасилования вызовут полицейского и будут настаивать на том, чтобы жертва простила насильника и не дала ему испытать какие-либо последствия, это считалось бы серьёзной проблемой.

Мы не хотим, чтобы наши судьи и полицейские настаивали на том, чтобы потерпевшие подставили другую щеку. Более того, удивительно то, что Евангелия не содержат указаний относительно политических и судебных структур.

Например, хотя Новый Завет даёт четкие инструкции о том, как выбирать дьяконов и старейшин, он не даёт таких указаний для назначения судей, полицейских и прочих. Это не означает, что христианская вера судьи, полицейского или солдата не окажут явного положительного влияния на их службу. Это подтверждается в Послании к Римлянам 13:4, где правительство дважды описано как Божий слуга, держащий в руке «меч».

Тогда, возвращаясь к Евангелию от Матфея 5:38–42, мы можем сделать вывод, что Иисус обращается здесь к Своим последователям, призывая их не искать личной мести. Похоже, это так же следует из того факта, что Иисус говорит о случаях, когда кто-то бьёт «тебя», отбирает у «тебя» и принуждает «тебя». Таким образом, возникает вопрос: что, если я увижу, как кто-то бьёт, грабит другого человека или угрожает ему? Какова моя ответственность как третьей стороны? Но прежде чем заняться этим вопросом, необходимо провести больше исследований. Что ж, хотя Новый Завет не даёт явного решения таких случаев, мы можем признать несколько фундаментальных библейских правил:

(1) Я должен любить своего ближнего (Левит 19:18);

(2) Моя любовь к ближнему должна быть практической (Иакова 2:15–16);

(3) Бог хочет, чтобы мы защищали угнетённых (Исаия 1:17).

Из всего этого мы можем сделать вывод, что моя любовь к моему ближнему, если я вижу, что его угнетают, подвергают опасности или угрозам, требует от меня действий — весьма практических. Иногда для этого может потребоваться применение силы. Таким образом, призыв не мстить лично нельзя воспринимать как запрет на защиту других. Таким образом, моего ближнего защищает его страна — судебная система, полицейские, сограждане, призванные любить его… и армия, которая существует для нашей защиты. Да, армия — это ещё один субъект, задачей которого является защита граждан от причинения им зла, то есть зла извне. И здесь у государства так же есть «меч» (Римлянам 13:4).

Должны ли верующие служить в армии?

Тогда возникает вопрос: должны ли ученики Иисуса служить в армии? Причин для отрицательного ответа на этот вопрос может быть несколько. Давайте рассмотрим их:

(1) «Верующие не должны служить в армии, потому что Библия запрещает убийство».

Однако, как и в английском, в иврите проводится различие между «убийством (killing)» (которое может быть даже результатом несчастного случая) и «резнёй (murdering)» (которое мотивировано ненавистью, завистью и т. д.). В еврейском оригинале Исход 20:13 говорится не לֹא תַהֲרוֹג/ло таhарог («Не зарежь», от הָרַג/hараг — «умышленно убить, зарезать»), а לֹא תִּרְצָֽח/ло тирцах («Не убей», от רָצַח/рацах — «убить, умертвить»). В противном случае Бог противоречил бы Своей собственной святой воле, требуя смертной казни или войны.

(2) «Верующие не должны служить в армии, потому что они всё равно могут действовать из мести».

Это обоснованное беспокойство, особенно в нынешней ситуации, когда Израиль подвергся жестокому нападению, и существует опасность мести. Однако на это есть двойной ответ:

Во-первых, в Израиле действуют очень строгие правила, которые не допускают безрассудства. Солдаты, не подчиняющиеся этим правилам, будут подвергнуты суровому наказанию. В конце концов, солдат выходит на поле боя для того, чтобы действовать не от имени своих эмоций, а от имени своей страны.

Во-вторых, и это не менее важно, верующие солдаты должны бороться со своим желанием мести и действовать согласно своей совести, следуя за Иисусом.

Таким образом, Библия не запрещает верующим служить в армии. Этот вывод подкрепляется ответом Иоанна Крестителя пришедшим к нему воинам:

«Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Иоанн не говорит им: «Перестаньте быть солдатами». Солдат должен быть верным и надёжным слугой народа, так же, как судья и полицейский. Солдат должен считать себя защитником своих сограждан, защищая их от тех, кто хочет их уничтожить.

Хотя это правда, что от верующих не требуется, чтобы они стремились служить как солдаты (и, тем более, солдаты на передовой), я не могу понять, как военная служба своей стране, самоотверженная защита своих ближних, противоречит Слову Божьему.

В нынешней ситуации защита граждан Израиля может практически означать уничтожение ХАМАСа и Исламского джихада. Эти организации сделали своей высшей целью, своей основной задачей убийство еврейского народа… включая стариков, инвалидов и матерей с младенцами. К сожалению, ужасы нынешней ситуации показали, что для того, чтобы их остановить, необходимо разрушить их дома и убить их самих. Мы надеемся, что это обеспечит безопасность граждан Израиля. Обратите внимание, что Израиль не стремился к войне и не инициировал её, а был вынужден вступить в неё. Пусть Бог поскорее положит этому конец.

Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!