Порой события вокруг приводят нас в замешательство и даже подавляют. Как, например, первый день в новой школе или на новой работе, или в новом городе. Всё вокруг для вас незнакомо, и как себя вести вы не понимаете. Но увидев в такой ситуации знакомое лицо мы вздыхаем с облегчением и успокаиваемся. Незнакомая обстановка перестаёт казаться такой уж странной, и встреча с неизвестностью становиться проще.
Послание Иакова может привести в замешательство. Оно так отличается от других книг Библии, что не вписывается в нашу систему богословия. Но, зная, что искать, мы увидим на его страницах знакомые библейские лица, которые помогут нам сориентироваться в пяти главах Послания.
Данное послание тесно связано с другими Писаниями – как Ветхого, так и Нового Завета. Выяснив, как послание Иакова перекликается с другими частями Библии, мы получим основу для его понимания и увидим, что это Послание вовсе не такое странное, каким кажется.
Вот четыре знакомых лица.
1. Имя Иакова
У имени “Иаков” глубокие корни в Ветхом Завете. В Евангелиях у Иисуса два ученика по имени Иаков, в том числе один – из ближайшего окружения Господа. Автор этого Послания – другой Иаков, единокровный брат Иисуса. Хотя в английском переводе Нового Завета его имя отличается (James – прим. пер.), этот тот же Иаков (Jacob – прим. пер.). Иаков – один из патриархов Ветхого Завета. Мы знаем его как Израиля – отца двенадцати колен Израилевых.
Поэтому весьма примечательно, что Иаков писал двенадцати коленам в рассеянии (Иак. 1:1). Это письмо новозаветного Иакова двенадцати коленам Израиля, которые следуют за Христом в новозаветное время.
2. Господь Славы
Одни из самых важных слов о Христе в Послании – в первом стихе второй главы, где Иисус назван “Господом славы”. Этот титул также имеет ветхозаветное происхождение, перекликаясь, по видимому, с Псалмом 23:7–10, где о Господе говорится как о Царе славы:
“Кто сей Царь славы? –
Господь сил,
Он – царь славы” (Пс. 23:10).
Иаков отождествляет воскресшего, прославленного Иисуса с Господом Псалмов, что созвучно прославлению Христа другими авторами книг Нового Завета (например, 1 Кор. 8:5–6; Флп. 2:5–11; 2 Пет. 1:1).
3. У ног
Тесно связан с обращением Иакова к Иисусу как Господу славы вероятный намёк автора Послания на Псалом 109:1, когда он осуждает новозаветное сообщество за лицеприятие к богатым. Он считает их слова к бедным: “Садись здесь, у ног моих” (Иакова 2:3) недопустимыми, ибо это бесчестит наших братьев и сестёр во Христе. Авторы книг Нового Завета очень часто обращаются к первому стиху 109 Псалма, даже цитируют его. Он говорит о возвышении Христа и о том, что Его враги будут положены в подножие ног Его (см. Деян. 2:34–35; 1 Кор. 15:25; Еф. 1:22; Евр.1:13).
Лицеприятие слушателей Иакова в церкви он считает несовместимым с преданностью Христу как торжествующему Господу, под ноги Которого всё будет повержено. Похоже, Иаков использует этот стих удивительным образом: все подчинено Христу, но предлагая бедным место “у ног”, мы относимся к ним в церкви как к людям второго сорта. Такое отношение несовместимо с нынешним царствованием Иисуса.
4. Царский закон
Евангелия могут послужить ещё одним знакомым лицом для понимания Иакова. Обратите внимание, как он использует фразу “закон царский”, а затем цитирует Писание в Иакова 2:8. Цитата – из Левит 19:18: “люби ближнего твоего, как самого себя”. Иисус назвал это второй величайшей заповедью. Это закон царский, так как относится к учению Иисуса о Царстве Божием (Мк. 12:31).
Многие слова Иакова отражают учение Иисуса. Помимо Иакова 2:8, его упоминание о бедных, но богатых верой наследниках Царства (Иак. 2:5), вторит учению Иисуса о славном месте бедных в Царстве (Мф. 5:3; Лк. 6:20). Так и призыв Иакова к униженным хвалиться высотою своею, а богатым – своим унижением (Иак. 1:9–11) говорит нам о жизни в Царстве Божием.
Держитесь ваших ориентиров
Не ограничивайтесь лишь этими четырьмя лицами. Читая послание Иакова, ищите другие. Посмотрите, обнаружите ли вы, как эта книга перекликается с другими Писаниями, не забывая использовать при этом перекрёстные ссылки в вашей Библии. Они могут указать вам на целый ряд знакомых лиц.
Иаков хорошо знал Писание, и чем лучше знаем Писание мы, тем лучше понимаем послание Иакова.
Автор — Брэндон Д. Кроу / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!