Порой события вокруг приводят нас в замешательство и даже подавляют. Как, например, первый день в новой школе или на новой работе, или в новом городе. Всё вокруг для вас незнакомо, и как себя вести вы не понимаете. Но увидев в такой ситуации знакомое лицо мы вздыхаем с облегчением и успокаиваемся. Незнакомая обстановка перестаёт казаться такой уж странной, и встреча с неизвестностью становиться проще.
Послание Иакова может привести в замешательство. Оно так отличается от других книг Библии, что не вписывается в нашу систему богословия. Но, зная, что искать, мы увидим на его страницах знакомые библейские лица, которые помогут нам сориентироваться в пяти главах Послания.
Данное послание тесно связано с другими Писаниями – как Ветхого, так и Нового Завета. Выяснив, как послание Иакова перекликается с другими частями Библии, мы получим основу для его понимания и увидим, что это Послание вовсе не такое странное, каким кажется.
Вот четыре знакомых лица.
1. Имя Иакова
У имени “Иаков” глубокие корни в Ветхом Завете. В Евангелиях у Иисуса два ученика по имени Иаков, в том числе один – из ближайшего окружения Господа. Автор этого Послания – другой Иаков, единокровный брат Иисуса. Хотя в английском переводе Нового Завета его имя отличается (James – прим. пер.), этот тот же Иаков (Jacob – прим. пер.). Иаков – один из патриархов Ветхого Завета. Мы знаем его как Израиля – отца двенадцати колен Израилевых.
Поэтому весьма примечательно, что Иаков писал двенадцати коленам в рассеянии (Иак. 1:1). Это письмо новозаветного Иакова двенадцати коленам Израиля, которые следуют за Христом в новозаветное время.
2. Господь Славы
Одни из самых важных слов о Христе в Послании – в первом стихе второй главы, где Иисус назван “Господом славы”. Этот титул также имеет ветхозаветное происхождение, перекликаясь, по видимому, с Псалмом 23:7–10, где о Господе говорится как о Царе славы:
“Кто сей Царь славы? –
Господь сил,
Он – царь славы” (Пс. 23:10).
Иаков отождествляет воскресшего, прославленного Иисуса с Господом Псалмов, что созвучно прославлению Христа другими авторами книг Нового Завета (например, 1 Кор. 8:5–6; Флп. 2:5–11; 2 Пет. 1:1).
3. У ног
Тесно связан с обращением Иакова к Иисусу как Господу славы вероятный намёк автора Послания на Псалом 109:1, когда он осуждает новозаветное сообщество за лицеприятие к богатым. Он считает их слова к бедным: “Садись здесь, у ног моих” (Иакова 2:3) недопустимыми, ибо это бесчестит наших братьев и сестёр во Христе. Авторы книг Нового Завета очень часто обращаются к первому стиху 109 Псалма, даже цитируют его. Он говорит о возвышении Христа и о том, что Его враги будут положены в подножие ног Его (см. Деян. 2:34–35; 1 Кор. 15:25; Еф. 1:22; Евр.1:13).
Лицеприятие слушателей Иакова в церкви он считает несовместимым с преданностью Христу как торжествующему Господу, под ноги Которого всё будет повержено. Похоже, Иаков использует этот стих удивительным образом: все подчинено Христу, но предлагая бедным место “у ног”, мы относимся к ним в церкви как к людям второго сорта. Такое отношение несовместимо с нынешним царствованием Иисуса.
4. Царский закон
Евангелия могут послужить ещё одним знакомым лицом для понимания Иакова. Обратите внимание, как он использует фразу “закон царский”, а затем цитирует Писание в Иакова 2:8. Цитата – из Левит 19:18: “люби ближнего твоего, как самого себя”. Иисус назвал это второй величайшей заповедью. Это закон царский, так как относится к учению Иисуса о Царстве Божием (Мк. 12:31).
Многие слова Иакова отражают учение Иисуса. Помимо Иакова 2:8, его упоминание о бедных, но богатых верой наследниках Царства (Иак. 2:5), вторит учению Иисуса о славном месте бедных в Царстве (Мф. 5:3; Лк. 6:20). Так и призыв Иакова к униженным хвалиться высотою своею, а богатым – своим унижением (Иак. 1:9–11) говорит нам о жизни в Царстве Божием.
Держитесь ваших ориентиров
Не ограничивайтесь лишь этими четырьмя лицами. Читая послание Иакова, ищите другие. Посмотрите, обнаружите ли вы, как эта книга перекликается с другими Писаниями, не забывая использовать при этом перекрёстные ссылки в вашей Библии. Они могут указать вам на целый ряд знакомых лиц.
Иаков хорошо знал Писание, и чем лучше знаем Писание мы, тем лучше понимаем послание Иакова.
Автор — Брэндон Д. Кроу / thegospelcoalition.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Лично я в начале своего христианского пути не видел ничего «странного» в этой книге НЗ. Только сейчас, когда поближе познакомился с богословием, я понимаю, почему это Послание может казаться странным, особенно в протестантской среде. А странным оно может выглядеть, поскольку на первый, поверхностный взгляд противоречит фундаментальным протестантским доктринам: 1) спасение — только верой; 2) спасение — это акт, а не процесс. Я уже разбирал, что этот поверхностный взгляд — ошибочен; но вынужден вновь обратиться к данной теме, т. к. именно в мессианской среде (думаю, не только в мессианской, но поскольку мое внимание обращено во-первых в ней, то и цепляет взгляд) наблюдаю учащих, что спасение — это процесс.
На мой взгляд, причина этого кроется в Ветхом Завете, а вернее в недостаточной балансировке Ветхого Завета Новым; иначе: учение спасения в Ветхом Завете аналогично новозаветному. Но это не так. В ВЗ акцент поставлен на еврейском народе и его спасении (а это действительно процесс), в то время как в Новом — на спасении отдельного человека из каждого народа (как остроумно заметил один брат: спасение еврейского народа — как народа — Бог поставил на паузу). Чтобы подтвердить свою точку зрения, обратимся к Писанию.
Сначала рассмотрим историю обращения апостола Павла (тогда Савла). Вот как ему благовествовал пророк Анания:
Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:16).
О чем здесь учит пророк Анания? Он учит Савла об искуплении, которое подразумевало позднее окончательное спасение. Это было ветхозаветное искупление пусть и в новой (новозаветной) упаковке. Учение же о собственно новозаветном спасение предстояло разработать по провидению Божьему как раз тому, кому он благовествовал. Именно эта модель, искупление > процесс > спасение, присутствует в мессианской сотериологии. Для ее обоснования ссылаются на Еф. 4:30 в переводе Давида Стерна:
Не доставляйте огорчения Божьему Руах-ГаКодеш, так как он поставил на вас печать как на своей собственности до дня окончательного искупления.
(Еф.4:30)
Ну, если опираться на данный перевод, то все логично. Но если задаться вопросом: а насколько данный стих корректно переведен Д.Стерном?.. Не буду ходить вокруг да около: перевод очень искаженный. Очень — потому что, хотя все современный переводы искажают данный текст, но перевод Д.Стерна превзошел всех. Возможно, это было сделано неумышленно, а так, по-ветхозаветному, автор понимал учение о спасении. Но можно предъявить автору претензии, что он необоснованно отошел от буквального перевода: никакого «окончательного» в аутентичном тексте НЗ нет. И здесь необходимо отдать «сугубую честь» Синодальному переводу. Во-первых, за то, что никакие переводы (из тех, что были доступны) не перевели корректно — даже KJV (т.е. с английскими переводами ситуация еще хуже). Во-вторых, за то, что этот корректный перевод противоречит православному же учению о спасении как процессе. Итак, обратимся к тексту:
И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
(Еф.4:30)
Во-первых, «запечатлены в день искупления» означает прошедшее время, а не будущее (как в современных переводах). Но возможно возражение, что это только искупление, а не спасение. Нет, поскольку в тексте сказано искупление + запечатление Духом Святым => спасение. Как сильно здесь сказано о рождении свыше! Мы не просто приняли Духа Святого! Бог рассматривает это как Свою печать на Своей «собственности»!!
...
Причина, по которой я восхищаюсь в данном месте Синодальным переводом, еще и та, что даже любимый мной Подстрочный перевод НЗ В.Журомского здесь не корректен:
«И не огорчайте Духа Святого Божьего, которым вы запечатаны на день искупления». Да, греческий предлог «эйс» имеет значения как «в», так и «на». Следовательно, с точки зрения филологии такой перевод корректен. Но не с точки зрения богословия, поскольку «на» переносит наше искупление в будущее. Однако разве этому учит нас Писание:
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
(Иоан.19:30)
Когда Господь на кресте сказал «совершилось!», то что значило это слово? Все совершилось? — нет. Спасение совершилось — нет. Совершилось наше искупление. Поэтому, наше искупление было в прошлом и его никак не перенесешь в будущее. В будущем будет искупление, но это будет искупление еврейского народа в Йом Киппурим. А в Еф.4:30 однозначно говорится не о еврейском народе, а о верующих в Иешуа.
Как отмечалось выше, «совершилось» не относилось к нашему спасению — спасению в онтологическом смысле, а не в метафизическом: согласно плану Бога Отца наше спасение предстояло завершить Духу Святому — оживить наш мертвый дух.
Итак, план этот включал:
1) во-первых, Тору, цель которой:
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
(Гал.3:24);
2) мы пришли, верой, к Машиаху, дабы получить прощение грехов и искупление; но на этом наш духовный путь не заканчивается — Иешуа приводит нас к Духу Святому, чтобы мы получили спасение; ни о на этом не все;
3) получив спасение и усыновление, теперь наш путь, и окончательная остановка — возвращение к Отцу.
И вот на всем нашем дальнейшем пути нас будет вести вмести с Иешуа и Духом Святым и Тора. Здесь очень важно разобрать один вопрос — значение Торы. Оппоненты часто сылаются на послания апостола Павла к Римлянам и Галатам, которые якобы говорят о неактуальности для новозаветных верующих закона (Торы). Хочу отметить, что правильное понимание послания к Галатам возможно только в правильном контексте — и здесь контекст не какого-либо отрывка, но контекст всего послания. А контекст всего послания — наше спасение. И вот в контексте нашего спасение — закон совершенно бесполезен и даже вреден (для тех, кто хочет спастись делами (закона)). Но это отнюдь не означает бесполезности закона (Торы) вообще. Для спасенных Тора является светочем, ведущем нас — вместе с Иешуа и Духом Святым — по пути к Отцу.
И этот план Божьего спасения по вдохновению от Духа Святого излагает апостол Иаков на Иерусалимском соборе:
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
(Деян.15:13,14)
После спасения верующих в Иешуа из всех народов и создания из них народа и второй части Тела Машиаха, дальнейший план Бога:
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
(Деян.15:15,16)
Дальнейший план Бога — спасение еврейского народа — как народа — на Йом Кипурим. Здесь необходимо отметить важную деталь: упомянутая здесь скиния Давидова — это не якобы восстановленное харизматическое поклонение и прославление; скиния Давидова — это народ Израиля (патриарха).
Далее апостол продолжает и раскрывает дальнейший план:
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
(Деян.15:17,18)
Здесь уже описывается Тысячелетнее Царство.
...Как уже писал ранее в мессианских кругах наблюдается дисбаланс в сторону искупления. Но в христианстве, особенно это касается богословия древних цеквей, наблюдается другая обочина: дисбаланс по причине недостаточного веса, придаваемого искуплению. Как проницательно отмечает Стюарт Дж. Холл в своей работе «Учение и жизнь ранней Церкви», в постникейском богословии смещается акцент: «Страданиями Христа распятого не пренебрегают; однако появляется несколько иной взгляд на них. Главную роль в деле спасения играет теперь не смерть (т.е. наше искупление — мой комментарий) и воскресение Мессии, а Боговоплощение».
P.S. Несмотря на всю проницательность Стюарта Дж. Холла, кое-что ускользнуло и от его взора. Я бы последний отрывок немного изменил: «Страданиями Христа распятого не пренебрегают; однако появляется несколько иной взгляд на них. Главную роль в деле спасения играет теперь не смерть (т.е. наше искупление — мой комментарий), а воскресение Мессии и Боговоплощение».