Когда христиане из неевреев открывают для себя еврейские корни своей веры, первый вопрос, который возникает, касается Шаббата. Как только они осознают, что Шаббат не был заменён на воскресенье, и с ним не покончено, возникают вопросы относительно практической стороны.
Если им не обязательно соблюдать Шаббат таким же образом, как еврейскому народу, но они желают принять участие в благословениях седьмого дня, как их соблюдение Шаббата должно выглядеть? Как Шаббат христианина-нееврея должен отличаться от Шаббата еврейского верующего?
Во-первых, что касается Шаббата еврейского верующего, я процитирую книгу моего коллеги Даниэля Ланкастера (Daniel Lancaster) “The Sabbath Breaker: Jesus of Nazareth and the Gospels' Sabbath Conflicts” (“Нарушитель Шаббата: Иисус из Назарета и шаббатние конфликты в Евангелии”). Вот что он пишет:
“Как учитель-нееврей, я не в том положении, чтобы рассказывать еврейским верующим, как соблюдать Шаббат. Хотя я надеюсь вдохновить каждого еврейского ученика нашего Учителя восстановить его или её отношения со святым Шаббатом, я не уполномочен рекомендовать законный рецепт, точно так же, как и не имею права рассказывать еврейскому народу, как быть евреями. Я верю, что у еврейских верующих в рамках завета есть ответственность согласно законам Торы относительно соблюдения Шаббата, что в моем сознании означает запрет выполнять 39 традиционных видов работы из еврейского закона. Что касается всего остального, это моим еврейским братьям и сёстрам решать, как это соблюдение должно выглядеть.”
Что касается верующих из неевреев, для них тоже остаются некоторые аспекты Шаббата. Но когда неевреи соблюдают Шаббат, важно, чтобы они уважали уникальные отношения еврейского народа с Шаббатом.
Раввин Йоэль Шварц, эксперт в том, что еврейский закон говорит о неевреях, пишет: “[Нееврей] не должен соблюдать Шаббат так, как еврей.”
Хотя на первый взгляд можно на этом и остановиться, но следует помнить, что для ребе Шварца полное соблюдение Шаббата включает в себя бремя всех 39 запретов Шаббата, согласно еврейскому закону, в том числе, запрет на использование электричества и вождение машины, или даже ношение вещей в кармане. В то же время, ребе Шварц пытается найти баланс, разрешая неевреям получать благословение Шаббатнего дня и не ставя под угрозу отличительные знаки Израиля.
Продолжая, он говорит: “Можно предположить, что [неевреи], даже в наши дни, принимая исполнение семи заповедей, попадают в ту же категорию, что и [пришельцы в Торе], и им необходимо как минимум разрешить соблюдать Шаббат.”
Практически, он предлагает Шаббат, в который неевреи освобождены от работы, наслаждаются праздничной едой и изучают Библию. Имейте ввиду, что он не рассматривает верующих и потому у него нет представления о том, какая связь христиан-неевреев с еврейским соблюдением Шаббата. Раввин Меир Ден Полачи даже утверждает:
“Если нееврей посвятит себя полностью Богу и только Ему, ему должно быть позволено и даже рекомендуется отдыхать в Шаббат, как это делал его Творец.”
Таким образом, в еврейской литературе есть прецедент с соблюдением Шаббата.
Бывшие язычники в Мессии должны чувствовать себя свободно в почитании Шаббата и присоединяться ко всему Израилю, даже соблюдая некоторые обычаи еврейского народа. В конце концов, Шаббат был первоначально универсальным постановлением (Бытие 2:1-3).
С другой стороны, неевреям, наверное, не рекомендуется полное галахическое (“галаха” — еврейский закон) соблюдение Шаббата, особенно вне общества Израиля. В то же время, хотя нееврей вряд ли будет придерживаться всех традиционных строгостей, которые еврейский закон устанавливает вокруг Шаббата, он должен иметь уважение к своим еврейским братьям, которые их соблюдают.
На практике это может выглядеть по-разному в различных ситуациях. Например, шаббатние обычаи неевреев, которые ходят в еврейскую общину, будут отличаться от обычаев тех, кто проводит Шаббат дома наедине. Вот несколько мыслей на эту тему:
Каждый должен решить для себя, на каком уровне он хочет принять некоторые традиционные шаббатние запреты. Человек не должен брать на себя всю нагрузку запретов еврейского закона, чтобы сохранить дух прекращения этих видов деятельности в Шаббат. Например, человек может решить избегать письма в Шаббат или садоводства, или других видов производства. Если возможно, приготовьте себе еду на Шаббат заранее, чтобы не нужно было готовить в святой день. Как минимум, чтобы соблюдать Шаббат, нужно пытаться избегать работы. А если даже это невозможно, попробуйте хотя бы устроить хороший семейный Шаббатний ужин или что-то подобное. Маленький Шаббат лучше, чем совсем никакого Шаббата.
Три шаббатних приема пищи (в пятницу вечером, в субботу утром и в субботу в обед) могут быть очень полезными в установлении структуры и последовательности Шаббата, даже если человек не ходит в общину. Молитвы за столом, благословения и песни могут существенно увеличить радость и духовность соблюдения Шаббата. Другие аспекты еврейской литургии, такие как вечерние и утренние молитвы, помогают сделать день более совершенным и обеспечить его структуру.
Шаббат должен быть не только временем отдыха, но также и временем общения с Богом и временем изучения Писания. Расписание Недельных глав Торы — отличный способ оставаться на связи с большим Израилем и в то же время углубляться в Божье слово. Кроме того, Шаббат — это отличное время для того, чтобы добраться до чтения всех тех книг, которые вы хотели прочитать, но у вас никогда не было для этого возможности в течение недели.
Сделайте перерыв в пользовании интернетом, телевидением и мобильным телефоном. Конечно, будут какие-то срочные дела и непредвиденные обстоятельства, но в целом эти вещи удерживают нас от полного отдыха с Богом, семьей и общиной.
Если погода хорошая, выберитесь на природу. Ребе Шварц пишет: “Если возможно, необходимо выйти в поле или в парк, чтобы почувствовать себя ближе к Создателю мира.” Наслаждение Божьим творением помогает нам вспомнить, что Шаббат имеет отношение к творению, и обеспечивает место для мира и спокойствия, размышления и молитвы.
Почтите атмосферу Шаббата настолько, насколько это возможно, воздерживаясь от путешествий в Шаббат. Если не ради пути в мессианскую синагогу или для того, чтобы встретиться с другими верующими в Шаббат, лучше всего совсем удержаться от путешествий. Если вам не нужно пользоваться вашим транспортным средством, оставьте его на стоянке. Будьте гибки со стандартами, но попытайтесь отделить Шаббат как особый день.
Если это вообще возможно, человек, желающий соблюдать Шаббат, должен воздерживаться от финансовых операций. Шаббат — это не день для того, чтобы ходить по магазинам, делать покупки, вести бизнес, обедать где-то вне дома и так далее.
Евреи и неевреи в равной степени нуждаются в том, чтобы выделить святой день для отдыха и освящения. Нам нужно время для восстановления связей, и с нашей семьёй, и с самим Богом. Шаббат — это день, к которому мы готовимся заранее, потому всё, что нам остаётся, — это наслаждаться этим драгоценным даром и получать удовольствие. Можно даже сказать, что поскольку мир становится всё более и более беспокойным, а наша жизнь — всё более и более занятой, практика Шаббата становится всё более и более важной. Ортодоксальный раввин Шмули Ботич (Shmuley Boteach) предвещает время, когда многие люди из разных народов начнут соблюдать седьмой день отдыха:
“В эту эпоху сотовых телефонов, пейджеров, электронной почты и факсов люди работают и подвергаются шуму семь дней в неделю, 24 часа в сутки. У нас редко находится минутка одиночества. Я полагаю, что всё больше и больше людей, евреев и неевреев, начнут принимать еврейское соблюдение Шаббата как способ выключить шум и восстановить чувство равновесия и мира. Будьте готовы увидеть нееврейские семьи, выделяющие один день в неделю, в который они не будут отвечать на телефон, смотреть видео или лазить в интернете. Современные развлечения делают нас узниками в той же степени, в какой и свободными, и всем нам нужен перерыв. Каждая суббота станет днём семьи, в который мобильные телефоны и смартфоны будут отключены.”
Пускай это коснется всего мира! Всё же, насколько большее это имеет отношение к нам, тем верующим из народов, кто был привит к маслине Израиля через Мессию! Как боящиеся Бога христиане-неевреи мы можем быть солидарны с первыми боящимися Бога верующими, которые решили соблюдать Шаббат из любви к Богу и любви к народу Израиля. Мы можем помочь распространять свет универсального принципа Шаббата, принципа, в котором всё человечество может найти пользу, благо, святость и благословение.
Автор — Тоби Яницки / charismanews.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Тоби Яницки — учитель, писатель, менеджер проектов в служении First Fruits of Zion. Он регулярно публикуется в издании Messiah Journal и написал несколько книг, включая “God Fearers: Gentiles and the God of Israel” (“Боящиеся Бога: язычники и Бог Израиля”).
Последнее: 26.07. Спасибо!
Шалом.Я конечно извиняюсь,но когда я слышу такие высказывания как"христианин нееврей"или"еврей неверующий или атеист",то я даже не знаю как реагировать,толи плакать,толи смеяться.Почемуто все те которые называют себя хрестьянами и те которые говорят что евреи,думают что еврей это нация,национальность.Позвольте спросить вас,а откуда вы взяли что еврей это нация?Где вы это прочли,покажите.Тора очень чётко и понятно говорит о том что еврей это человек перешедший из Вавилона через воды омовения в Землю обетованную,тоесть,еврей это человек Завета,и это никак не связано с национальностью.В тот день когда обрезался Авраам,был обрезан не только Ишмаэль,но и весь дом Авраама,и все были евреями потому что написано что абрезание есть знамение завета а не завет.Значит все те которые обрезались с Авраамом предварительно заключили завет с Богом как и Авраам,потому и были допущены к обрезанию.И таких примеров из Торы,если мне небыло бы трудно писать по русски,могу привести очень много.Скажите,тот обрезаный,который не принимает Иешуа за Месию,он в завете с Богом?Или хотите мне сказать что он в том завете который заключил Моисей?Тогда весь мир в завете с Богом потому что написано «в тебе благословяться все народы».Разве не знаете что тот кто хочет заключить завет с Богом должен принести жертву Ола?Хоть один обрезаный не верующийй в Иешуа может похвастаться что он принёс эту жертву?А без этой жертвы завет не может быть заключён,а значит его обрезание есть необрезание,тоесть он язычник как и все остольные национальности,потомучто обрезание не есть завет а знамение завета.А теперь о хрестьянах.Не читали?"Если вы Христовы то вы семя Авраама".Перевожу на современный язык."Если вы хрестьяне (греческий язык),то вы евреи (иврит).Не говорю о том что все хрестьяне перешедшие через воды крещения имеют завет,но говорю о принципе который открывает Библиа.Христианин (греческий язык)=еврей (иврит).Разные языки,суть одно.
Когда Вы спрашиваете в завете ли с Богом обрезанный, не верующий в Иешуа, Вы смешиваете в кучу разные понятия.
Во-первых, завет с Авраамом и Синайский Завет — это немного разные вещи. И завет, заключённый с Авраамом «переходит» только потомкам Исаака и Иакова. Все остальные в него не входят и войти не могут, потому что он предполагает только потомков трёх праотцов по плоти. От того, что я, нееврейка, принимаю Иешуа своим Господом, еврейкой я не стаю. И завет с Авраамом — он как бы вообще безусловный, рождающийся по плоти евреем автоматически под него попадает, без всякой жертвы всесожжения.
Неевреи, верующие в Иешуа, — семя Авраама (по вере, но не по плоти). И только Авраама. Нигде в Новом Завете Вы не найдёте, чтоб верующих в Иешуа называли семенем Авраама, Исаака и Иакова. А евреи, они же народ Израиля — это только потомки Иакова. Авраам — отец многих народов, и это часть обетования, данного ему Богом. Не сказано «одного народа», но «многих народов», и он действительно стал отцом многих народов, включая тех же арабов — но они же не евреи :)
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него.
20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшёл от него.
(Быт.17:15-22)
Итак, Авраам и Сарра, уже не способные к деторождению, получают обетование, что у них родится сын.
И даже имя было назначено свыше «Ицхак», что в переводе означает «Смех», потому что Авраам услышав сиё обетование, не поверил Богу и рассмеялся, сам в себе.
И так, Исаак, есть ребёнок обетования. Ребёнок от Бога.
---------------------------------------------------------------------------
А вот Измаил от Агари, дети от жены Хеттуры, которую Авраам взял после смерти Сарры, и сыны от наложниц — вот это дети Авраама по плоти.
Поэтому Павел и раскрывает эту тему: — Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. (Рим.9:6,7)
Поэтому благословения и обетования, которые Авраам получил от Бога, перешли на Исаака, от Исаака на Иакова, от Иакова на всех его детей, внуков, правнуков иииииии...так до сего дня.
А мы знаем, что дары Божьи и призвание Божье непреложны, и поэтому весь народ Израиля есть дети обетования по Исааку. Духовное наследие праотца Авраама, и это даже не обсуждается, но подтверждается в новом завете: — Мы, братия, дети обетования по Исааку. (Гал.4:28)
И привитых из язычников, Павел предупреждает, чтобы там не мечтали о себе, ибо ВЕСЬ народ Израиля спасётся.
Так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; (Исх.4:22)
А к обратившимся из язычников Павел пишет: — Чтобы и язычникам быть СОнаследниками , составляющими одно тело (с народом Израиля), и СОпричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
(Еф.3:6)