Если благодать бесплатна, почему мы должны трудиться?
Разве Евангелие не является приглашением для нас, чтобы прийти к Иисусу и принять Его полный благодати, бесценный, но при этом бесплатный дар спасения? Да:
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Послание к Ефесянам, 2:8–9)
Разве Евангелие не является приглашением для нас, чтобы прийти к Иисусу, получить освобождение от бремён, отягощающих наши души, и принять Его ни с чем не сравнимый покой? Да:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Евангелие от Матфея, 11:28–30).
Тогда как же нам примирить эти чудесные, утешающие заявления пассивности Евангелия со следующими увещеваниями к суровым, неудобным действиям Евангелия?
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, сберёгший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (от Матфея, 16:24-25).
Умертвите земные члены ваши. (Послание к Колоссянам, 3:5)
Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. (Послание к Филиппийцам, 2:12–13)
Итак постараемся войти в покой оный [Божий], чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность [подобно поколению Моисея]. (Послание к Евреям, 4:11)
Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией. (Послание к Евреям, 12:14–15)
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван. (1-е Послание Тимофею, 6:12)
Как может пассивное принятие Божьего «неизречённого дара» благодати (2-е Послание к Коринфянам, 9:15), который Иисус полностью приобрёл для нас Своей искупительной работой (к Римлянам, 3:23–24; к Ефесянам, 2:8–9; к Галатам, 6:14), чтобы освободить нас от наших безнадёжных дел, чтобы мы могли верой покоиться во Христе (Евангелие от Матфея, 11:28–30; к Римлянам, 11:6; к Галатам, 3:2–3), требовать нашего активного «приложения усилий» и «старания, чтобы сделать это нашим» (к Филиппийцам, 3:12–14)?
Если спасение является бесплатным Божьим даром благодати нам, а не «результатом наших дел», тогда почему мы должны «совершать [наше] спасение»? Или же это просто Библия сама себе противоречит?
Нет. Просто мы сталкиваемся с гениальностью ошеломляющих размеров — с парадоксальным планом нашего искупления. Если мы внимательно это исследуем, мы увидим особенную, подтверждающую саму себя, приносящую откровение славу Божью в этом плане спасения, в плане, который люди бы не додумались изобрести (и никогда не изобретали ни в какой из созданных человеком религий).
Ошеломляющая гениальность
Позвольте мне просто выделить один аспект этой славы. Хотя мы спасены Божьей безусловной, избирающей благодатью (к Ефесянам, 1:4; 2:5), через бесплатный дар веры (к Ефесянам, 2:8), дела нашей веры доказывают, что наша вера реальна (Послание Иакова, 2:18). Вера — это бесплатный дар избрания, дела являются свидетельством этого избрания.
Вот почему, с одной стороны, Иисус говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец», (от Иоанна, 6:44) — бесплатный дар избрания — а с другой стороны Он говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», (от Иоанна, 14:15) — свидетельство избрания. Он связывает обе части воедино, когда говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего (избрание), и Я знаю их; и они идут за Мною (свидетельство)» (от Иоанна, 10:27).
Гениальность Божьего плана видна здесь в некоторых из притчей Иисуса. Он говорит, что когда сеть Евангелия заброшена в море мира, она «захватывает рыб всякого рода», (от Матфея, 13:47), некоторых — праведных, а некоторых — злых. Видимая церковь всегда является смешанным уловом, или в ней всегда есть плевелы среди пшеницы, (от Матфея, 13:24–30), или в ней всегда есть козлы среди овец (от Матфея, 25:31–46). То, что отличает избранных от остальных — это то, что их данная им Богом вера демонстрируется через их зависимые от Бога дела, (Послание Иакова, 2:14–26; 1-е Послание Иоанна, 3:10). Вера действует любовью, (к Галатам, 5:6).
Слова стоят дёшево. Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», (от Матфея, 7:21).
Делайте ваше избрание твёрдым
Есть ещё больше славы, которую можно увидеть в этом замечательном, парадоксальном плане Божьего бесплатного дара спасающей благодати, проявляющей себя через нашу волю и дела (к Филиппийцам, 2:13)! Мы можем исследовать, как она являет Божью мудрость и силу путями, о которых совершенно не подозревали гордые человеческие существа (1-е Послание к Коринфянам, 1:27–31; 2:8), или как она публично свидетельствует о реальности и благой вести Иисуса (от Иоанна, 13:35), или как она подкрепляет нашу данную нам Богом веру, увеличивает нашу радость в Боге и освящает нас (Послание Иакова, 1:2–4; к Евреям, 12:11). Но это темы для других статей.
Нет никакого противоречия между приглашениями Евангелия пассивно принять Божий бесплатный дар спасения, и увещеваниями Евангелия, чтобы мы старались сделать этот дар нашим. Наши дела не являются решающими в нашем спасении. Они являются свидетельством Божьей спасающей работы в нас.
И именно поэтому мы должны «более и более стараться делать твердым [наше] звание и избрание», (2-е Послание Петра, 1:10), со страхом и трепетом совершая наше спасение.
Автор — Джон Блум / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Джон Блум является автором, членом совета и соучредителем веб-сайта Desiring God. Он написал три книги: «Не видением», «Невидимые вещи» и «Не следуй за своим сердцем». Вместе со своей женой и пятью детьми он живёт в городах-близнецах (Миннеаполис и Сент-Пол).
Последнее: 26.07. Спасибо!