Где связь между любовью к Богу и к ближнему, и как Иисус и Павел могли сказать, что любовь к ближнему – это исполнение закона (Матфея 7:12; Римлянам 13:8; Галатам 5:14)? Разве любовь к Богу не является более приоритетной?
Моисей помогает нам ответить на эти вопросы в книге Второзаконие 10:16-19, где он изображает радикальную любовь к ближнему как ключевой тест на измерение своей любви к Богу.
Моисей начинает 10-ю главу книги Второзаконие, призывая израильтян сохранять радикальную Богоцентричность (Второзаконие 10:12-13). Яхве всегда будет сияющим центром Солнечной системы Своего народа. Затем он отмечает, что такая всецелая, жизнеобъемлющая верность израильтян Богу оправдана, потому что Он создал их и вывел из египетского рабства (Второзаконие 10:14-15). В свете этих истин, Моисей применяет призыв радикальной любви к Богу к повседневной жизни израильтян, и в процессе он показывает, насколько далеки они от Божьего идеала. Я вижу пять важных моментов относительно любви к Богу в этих стихах.
1. Любить Бога – это вопрос сердца (стих 16).
Моисей в первую очередь говорит Израилю: «Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Второзаконие 10:16). Израиль был жестокосердным народом, а жестокосердные не могут любить Бога. Более того, их жесткость укоренилась еще глубже, контролируя суть их личностей. Как сказал Моисей в предыдущей главе: «Ты народ жестоковыйный… С самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились ГОСПОДУ» (Второзаконие 9:6-7). Пока их сердца не будут изменены, любовь не будет проявлена.
2. Любить Бога – это вопрос идолопоклонства (стих 17).
Причина, почему жестокосердие является такой проблемой, в том, что Бог по праву требует от нас полной верности, и любая жесткость по отношению к Нему – это проблема идолопоклонства. «Ибо ГОСПОДЬ, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный» (Второзаконие 10:17). Яхве – единственный Господь в пантеоне небес (Второзаконие 5:7; 6:4), поэтому Он один имеет право на наше абсолютное признание (Второзаконие 5:8-10; 6:5). Он один является Спасителем, Сувереном и Источником удовлетворения, поэтому неуместные привязанности глупы и гибельны. Бог должен быть солнцем в нашей Солнечной системе, а не одной из планет, вращающихся вокруг нас. Идолопоклонство отделяет нас от любви.
3. Любить Бога – это быть похожим на Него (стихи 17-18).
Именно в этот момент проповеди Моисея мы начинаем более отчетливо видеть, как тесно он связал призыв любить своего ближнего с призывом любить Бога. По сути, в тексте подразумевается, что те, чьи сердца наполнены любовью к Богу, будут становиться похожими на Него, Который «не смотрит на лица и не берет даров. Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Второзаконие 10:17-18).
Идолопоклонство сердца проявляется в неспособности любить так, как любит Бог. Любовь к Богу отображается в нашей готовности любить ближнего, даже того, кого очень сложно любить – жертвуя своим временем, ценностями и дарами ради блага тех, кого возлюбил Бог.
В своей личной жизни я только недавно начал понимать, что значит любить Бога такой радикальной любовью к ближнему. За последние пять лет моя семья прошла путь усыновления детей другой расы, видя, как проклятие сиротского статуса сломало жизни трех маленьких сокровищ. Святые давних времен по вере «укреплялись от немощи, были крепки на войне,... иные же замучены были… испытали поругания и побои... те, которых весь мир не был достоин» (Евреям 11:34-38).
Радикальная любовь к ближнему возвеличивает ценность Бога, независимо от того, чего это стоит, и отображает явленную Богом любовь. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою… так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Матфея 20:26, 28). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9:12-13). Да поможет нам Бог так любить.
4. Любить Бога – значит любить так, как мы были возлюблены (стих 19).
Определив жестокосердие, идолопоклонство и безбожие своих слушателей, Моисей призывает их любить сломленных и сокрушенных – чтобы убедиться, что их сердца всецело признали превосходство Яхве, и проявлять заботу о нуждающихся: «Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской» (Второзаконие 10:19). Любить Бога – это значит любить других так, как нас самих полюбили. Израиль знал, что такое пренебрежение, насилие, опустошенность, голод и бедность; они испытали это в прошлом. Они знали, что такое быть грязным и что такое быть искупленным. Сегодня верующие переживают даже большее искупление через победу Иисуса Христа. Грехи прощены и праведность восторжествовала. И «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Иоанна 4:11).
Радикальная любовь к ближнему зарождается в душе того человека, который вкусил любовь Божью, явленную во Христе, которая побеждает грех, насыщает милосердием, наполняет радостью. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (4:19). Любовь к разбитым людям исходит от избытка жизни, наполненной Божьей любовью. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Иоанна 4:20).
5. Любить Бога – это чудо благодати.
Многие признают, насколько трудно жертвовать собственные ресурсы в любви к болящим, слабым и отверженным. Любить таких людей тяжело, утомительно и непривлекательно без удивительной Божьей благодати. В конце концов, этот вид радикальной любви к ближнему просто невозможен без Божьей помощи (Второзаконие 29:4), поэтому является ключевым тестом на определение, подключены ли мы к Источнику любви.
Автор — Jason DeRouchie / © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Алина Рябошапка для ieshua.org
Jason DeRouchie – профессор Ветхого Завета и библейской теологии в Bethlehem College & Seminary. Он является редактором книги «Что интересовало писателей Ветхого Завета: Исследование Библии Иисуса», а его статьи доступны на сайте derouchie-meyer.org. Джейсон проведет семинар под названием «Отцы, наставляющие детей» в 2017 году на конференции Bethlehem Conference for Pastors + Church Leaders.
Последнее: 26.07. Спасибо!