Когда мужчина стоит перед своей невестой и говорит: «Согласен», его отношения с Богом внезапно приобретают новую форму.
Его отношения с ней, без сомнения, приобретают новую форму — такую же новую, как если бы двое стали одним целым. Но то же самое происходит и с его отношениями с Богом. Он больше не будет относиться к Богу просто как холостой мужчина. Теперь у него есть голова и тело, Адам с Евой, муж с женой.
Апостол Петр даёт нам, мужчинам, понять, что поставлено на карту. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами», — говорит он мужьям, — «дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Молитвам одинокого человека, безусловно, можно воспрепятствовать — скажем, если он живёт в нераскаянном грехе (1 Петра 3:12). Но в день свадьбы в молитвенную жизнь мужчины входит новый элемент: от того, как он обращается со своей женой, теперь напрямую зависит, слышит его Бог (или нет). Ибо Бог не слушает молитв неправедного мужа.
Когда мужчина становится мужем, путь его ученичества пролегает по комнатам и залам его супружеской жизни. Точно так же, как Адам не мог верно представлять Бога, пренебрегая Евой или плохо обращаясь с ней, так и муж не может должным образом следовать за Иисусом, не любя свою жену. Плохой муж все ещё может быть хорошим работником, хорошим спортивным тренером или даже хорошим соседом, но он не может быть хорошим христианином.
Мы могли бы по-разному описать Божье призвание мужа. Но одно конкретное описание помогло мне сосредоточиться (и дало мне работу на всю жизнь): хороший муж раскрывает все лучшее в своей жене.
Раскрывайте в ней все самое лучшее
Это призвание — раскрывать в жене все лучшее, с чем мы сталкиваемся каждый раз, когда произносим слово «муж». Ведь в определённом смысле быть мужем — значит заниматься земледелием, выращивать цветы из бутонов и плоды из семян. Хороший муж преклоняет колени в саду души своей жены, трудясь, по милости Божьей, над проявлением скрытой красоты, чтобы стать лопатой в руках Святого Духа, с помощью которой он принесёт свои чудесные плоды (Галатам 5:22-23). Подобно совершенному небесному Мужу, хороший земной муж заботится о том, чтобы его жена была великолепной (Ефесянам 5:25-27). Он раскрывает все лучшее, что дано ей Богом.
Конечно, это призвание мужа не означает, что женщина беспомощна без хорошего мужчины — Руфь, Авигея, Анна, Фива и другие свидетельствуют об обратном. Призвание также не предполагает, что благочестие мужа гарантирует благочестие его жены — некоторые сварливые женщины вступают в борьбу с хорошими мужчинами (Притчи 21:9). Ответственность мужа также не уменьшает того глубокого влияния, которое может оказывать на него хорошая женщина.
Тем не менее, суть и общая закономерность остаются в силе. Красота благочестивой женщины часто лучше всего расцветает на почве благочестивого мужчины. Как пишет Джонатан Лиман, «Мало что на этой земле может укрепить, ободрить, наделить силой, ободрить, оживить или воспитать женщину так, как глава, который заботится о её благе» (Authority, 174) — как муж, который отдаёт себя тому, чтобы раскрыть в ней все самое лучшее.
И как обычные, несовершенные мужья вроде нас становятся такими мужчинами? Я стремился к двум простым положениям, жизненно важным для благочестивых мужей: любить её и вести.
Любите Её
Первая позиция обращена внутрь. Здесь Адам воспевает Еву (Бытие 2:23), мудрый сын радуется «жене юности своей» (Притчи 5:18), влюбленный теряется в глазах своей возлюбленной (Песнь Песней Соломона 1:15), восхищенный мужчина восхваляет свою прекрасную невесту (Притчи 31:28-29). «Христос возлюбил церковь», — говорит нам апостол Павел (Ефесянам 5:25), и хорошие мужья любят учиться его путям. Когда мы смотрим внутрь себя, мы восхищаемся всем, что есть прекрасного в жене, и преклоняемся перед её ещё большей красотой.
Любовь, конечно, похожа на розу с множеством лепестков. Рассмотрим лишь некоторые из них.
НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ЕЮ
Такая любовь часто выглядит как улыбка и звучит как смех. Она может шутить, танцевать и заставлять мужчину совершать глупые поступки. Такая любовь пишет неожиданные любовные записки и ведёт её за руку навстречу приключениям. Она не позволяет детям, работе, домам и счетам заглушить однажды спетую песню, но находит способы наполнить обычные дни беззастенчивой радостью Эдема.
«Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь», — говорит нам Проповедник (Екклесиаст 9:9). Да, «утешайся женою юности твоей»; пусть её любовь одурманивает тебя (Притчи 5:18-19). Ибо такая радость говорит о великом Женихе нечто замечательное и истинное: Ему никогда не бывает скучно со своей невестой.
Некоторые цветы поднимают свои головки при виде солнца; многие жены поднимают свои при виде счастливого и восхищенного мужчины. Правда, не каждый момент супружеской жизни может ощутить поэзию глубокого наслаждения, вино переполняющего восторга. Бывают дни, когда мы живём благодаря воде и прозе верности завету. Но если наши браки никогда не будут носить белых одежд, никогда не будут умащать себя елеем радости и говорить: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» (Песнь Песней Соломона 2:13), тогда что-то из её лучшего будет скрыто внутри.
СЛУЖИТЕ ЕЙ
В Господе нашем Иисусе привязанность сочетается с самопожертвованием. Он возлюбил церковь и поэтому «предал Себя за неё» (Ефесянам 5:25). Теперь, объединившись с Ним, церковь получает Его ежедневное питание и заботу. Он любит её и служит ей, как своему собственному телу (Ефесянам 5:29-30). И то же самое можно сказать о других счастливых мужьях. Они — Иаковы, которые с радостью служат семь лет и более за свою Рахиль, и их любовь облегчает этот труд (Бытие 29:20).
Служение благочестивого мужа, без сомнения, будет включать в себя всевозможные практические обязанности. Ухаживайте за двором; планируйте семейные дела; убирайте после ужина; проводите обычное, неторопливое время с детьми, пока её нет дома, — он снимет все нагрузки с её тела, с её списка дел, с её времени. Но муж-христианин также смотрит глубже и спрашивает, как он может служить её духу.
Как он может питать и лелеять не только её внешнюю сущность, но и её внутреннюю сущность (Ефесянам 5:29)? Как он может омыть её сердце очищающей водой слова Божьего (Ефесянам 5:26)? В конце концов, хотя Иисус использует мужей, только у Него есть сила пробудить в жене все лучшее. Итак, какой ритм чтения Библии, молитвы и общения мужчина привнесёт в жизнь семьи, чтобы она, подобно Марии, часто пребывала у ног своего Господа (Луки 10:39)?
УВАЖАЙТЕ ЕЁ
Муж, который наслаждается своей женой и служит ей, несомненно, уважает свою жену. Но честь хорошего мужа также идёт дальше. Он не только обнимает её и улыбается ей, помогает ей и провозглашает над ней слово Божье, но и возвышает свой голос, восхваляя её. Подобно мужу в Притчах 31, он произносит слова, которые напоминают ей о её превосходстве (Притчи 31:28-29).
Апостол Петр называет честь особой привилегией мужа, и, делая это, он обращает наше внимание на то, что заслуживает наибольшего уважения. Оказывайте своим жёнам честь, говорит он, «как сонаследницам благодатной жизни» (1 Петра 3:7). Она королева, эта твоя жена, дочь Бога и наследница вечности. Мир может пропустить истинную красоту этой небесной наследницы, «нетленную красоту» в «сокровенного сердца человеке»: её «кроткий и молчаливый дух», её отказ «смущаться от страха» (1 Петра 3:4, 6). Но такая красота не должна остаться незамеченной вами.
Похвала благочестивого мужа, конечно, не может быть фальшивой; он не может льстить. Но я полагаю, что большинство мужей совершают ошибку в противоположном направлении: не хвалят неуместно, а хранят молчание, когда наши жены демонстрируют перед нами свою достойность похвалы. Однако, когда молчание нарушается, похвала мужа часто приносит плоды. Когда он чтит благодать в ней — замечает её, любит её, говорит о ней — он помогает проявить её ещё больше.
Ведите её
До сих пор мы рассматривали позицию мужа, обращённую внутрь. Но хороший муж, тот, кто раскрывает все лучшее в своей жене, смотрит также и вовне. Да, он любит её и часто смотрит ей в глаза. Но он также руководит ею, приглашая присоединиться к нему в выполнении миссии, гораздо более важной, чем брак.
Бог дал Еву Адаму не только для того, чтобы он воспевал ей любовную поэзию, но и для того, чтобы они оба воспевали поэзию Божьего правления над всем миром (Бытие 1:28). Он хотел, чтобы они оба стали не только единым целым, но и многими, поскольку вместе они приумножали образ Божий на земле. Он дал им брак ради миссии — миссии, которая не может увенчаться успехом без внутренней любви, но и не может увенчаться успехом, если внутренняя любовь никогда не проявится вовне. И, как выяснили многие мужья, лучшее в женщине проявляется только тогда, когда она обращает своё сердце, свой разум, свою душу навстречу нуждам.
Каким нуждам? Ответов на этот вопрос множество. Миссия любого христианского брака основывается на Великом поручении Иисуса (Матфея 28:19-20), но возможности, которые скрываются под этим знаменем, широки. В поисках руководства мужу нужно будет обратиться к дарам, которые дал ему Бог, и это включает в себя его величайший земной дар из всех — его жену.
Возможно, Бог создал ваш брак таким, чтобы он процветал и приносил плоды на ниве урожая недостигнутого народа. Возможно, он сделал вашу жену способной стать матерью многих детей, рожать, воспитывать и усыновлять так много детей, что ни один микроавтобус не сможет вместить вас всех. Возможно, у неё есть навыки отличной хозяйки и благовестника людям, живущим по соседству. Какими бы ни были её таланты, то, как поведёт себя муж, либо проявит их, либо закроет, максимально использует или приглушит.
В моем собственном браке потребности маленьких детей и молодой церкви выявили в моей жене красоту, которую я никогда не смог бы проявить сам. И, что удивительно, наблюдая за тем, как она посвящает свои дни нуждам малышей и святых, заботам о доме и общении, заставило меня полюбить её ещё больше.
Так часто бывает. Начинается удивительный цикл: мужчина любит свою жену и ведёт её на миссию — и во время миссии он влюбляется ещё больше. И со временем, благодаря большому милосердию на этом пути (ибо мы, мужья, часто спотыкаемся в своём призвании), сад её души становится все более цветущим и благоухающим, и каждый, у кого есть глаза, может увидеть ту невесту, которая однажды явится «славною» (Ефесянам 5:27), совершенной возлюбленной своего совершенного Жениха.
Автор — Скотт Хаббард / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!