Не много существует лжи, подобной фальшивому покаянию. Когда человек притворяется, что он исповедует грех и кается в нём, но в глубине сердца пытается только успокоить гнев и избежать последствий, это приводит к особой растерянности и боли.
“Действительно ли они это имеют ввиду?” — это вопрос, который мне часто задают. Мой ответ: я не знаю наверняка, и я могу ошибаться. Однако истинное покаяние больше похоже на горы на горизонте, чем на ямку на дороге, что означает, что оно обычно легко различимо, и это не то, что нужно высматривать. Чем больше вы чувствуете, что вам нужно выискивать его, тем менее оно подлинное.
Почему мы каемся?
“Это моя вина.” Эти слова привели меня в молодости к большему числу проблем, чем любая другая вообразимая мною комбинация слов. У парней особенно есть склонность думать, что покаяние состоит почти исключительно из осознания ошибки. Как только ошибка была признана, даже в наиболее краткой лексической форме, они предполагают, что сразу же все должны забыть это и двигаться дальше.
Тем не менее, хотя покаяние происходит в короткой исповеди, ещё есть отношения, которые необходимо возобновить. Наше покаяние в грехе — это первый шаг к восстановлению доверия с теми, кто пострадал от нашего греха. Если мы кажемся раздражёнными или поспешными во время своего покаяния, тогда рана, которую нанёс этот грех, может остаться открытой и заразиться горечью.
Более этого, причина, по которой мы ставим покаяние в приоритет, состоит в том, что сам наш Господь и Спаситель говорит нам об этом (1 Иоан. 1:9). Евангелие раскрывается для нас в полноте, когда мы каемся. Его свет светит нам, когда мы осознаем свою постоянную нужду в милосердном Спасителе, и он проникает в мучительную тьму других людей, освещая дорогу к восстановлению через Благую весть святого Бога. Как сказал однажды Тертуллиан: “Я был рожден только для того, чтобы покаяться.”
Знаменитый пастор семнадцатого века Томас Ватсон написал трактат о покаянии из шести “ингредиентов”, чтобы показать нам, как выглядит подлинное покаяние.
1. Увидеть грех
Здесь Ватсон имеет ввиду, что мы по-настоящему осознаем себя грешниками. Как часто вы слышали фразу: “Я знаю, что я не идеален, но...”, что практически в каждом случае значит: “когда до этого доходит дело, я идеален!” Истинное покаяние начинается с понимания того, что мы — отъявленные грешники, чьи грехи касаются практически всего, что мы делаем (Рим. 3:10). Это значит, что мы не должны удивляться, когда увидим, что нам необходимо покаяться, и покаяние не должно расстраивать нас.
2. Сожаление о грехе
Этот ингредиент — это оплакивание нашего греха, когда мы видим его влияние на нас, на других людей, на Бога. Как восклицает Давид: “Жертва Богу — дух сокрушенный...” (Пс. 51:17). Это тот элемент, который наиболее ярко виден, и поэтому очень часто подделывается. Как отмечает Ватсон, некоторые печалятся “не потому что грех грешен, а потому что он приносит боль.”
3. Исповедание греха
И снова Ватсон пишет: “Сожаление — это настолько сильное чувство, что оно должно выходить наружу. Оно выходит слезами через глаза и исповедью через язык.” Исповедь должна быть фокусирована на себе и своем грехе. Она не должна выглядеть как смягчение, оправдание, рационализация или порицание. Подлинное покаяние — это признание своей ответственности за боль, причиной которой является наш грех в частном случае и в общем.
Поскольку исповедь должна быть добровольной, она нередко является следствием того, что Господь любезно позволяет нам быть пойманными на наших грешных путях. Однако, если покаяние — это всегда только результат того, что нас поймали на грехе, то это вовсе не покаяние.
Нельзя сосчитать количество бабников, сплетников, алкоголиков, наркоманов и картёжников, чьи покаяния стали обыденным делом — и эти покаяния всегда только в том, на чём они были пойманы, и не более того. Наше покаяние, хотя и не должно вдаваться в мелкие детали, не может оставлять большие части наших грехов сокрытыми.
4. Стыд из-за греха
“Стыдливый румянец — это цвет добродетели,” — говорит Ватсон. Любой грех делает нас виновными, и эта вина снимается ценой крови Самого Бога, Который добровольно стал плотью и жил совершенной жизнью, ни разу не уступив искушению, хотя и был искушаем самим князем лжи. Он добровольно облекся в тот самый грех и взял на Себя гнев Бога — сам ад! — на Голгофе. И если это не заставляет нас стыдиться, когда мы грешим, тогда ничто другое не сможет. Да будет в нашем обществе больше стыда и меньше хвастовства, когда речь заходит о грехе (Ездра 9:6).
5. Ненависть ко греху
“Христос никогда не будет любим, пока грех не будет ненавидим.” Подлинное покаяние отражает нечто из Божьего гнева. Божий гнев горит на грех, и те, кто не верит во Христа как единственное спасение, ощутят это лично после смерти. Это не просто исторический гнев, но гнев вечный.
Когда мы злимся на собственный грех, мы отображаем нечто от Божьей святости и чистоты для окружающих нас. Эта ненависть ко греху в ком-то, если она неподдельная, никогда не может быть сокрыта в глубине человека. И обычно для значимого ее выражения многого не требуется. Когда чей-то гнев сфокусирован, в первую очередь, на грехах другого, а не на своих собственных, это обычно знак того, что покаяние — просто имитация.
6. Разворот от греха
Покаяние ничего не значит, если оно не приводит к преобразованию. Это та составная часть покаяния, которая длится дольше всего и может быть наиболее мучительной для всех, кого это касается. Повысите ли вы снова свой голос во гневе? Будете ли вы смотреть что-то запретное, когда вокруг никого нет? Заговорите ли вы снова о недостатках кого-нибудь только для того, чтобы быть принятыми?
Писание говорит нам, что мы должны не только раскаяться, но и отвращаться от соделанных грехов (Иез. 14:6). Если мы каемся без искреннего желания держаться от этого самого греха подальше в будущем, тогда одна или более вышеупомянутых составляющих покаяния пропущены. Тем не менее, если мы будем воевать с грехом собственными силами, мы потерпим поражение. Мы утратим и мотивацию, и энергию для борьбы, которых требует от нас война со грехом. Но если мы обратимся не к собственным силам, а к Богу, мы увидим, что мы всё более и более обновляемся через Его благодать и у нас есть стимул победить грех.
Покаяние — это ключевая часть христианской жизни. Оно никогда не бывает приятным — а если приятно, значит вы делаете это неправильно, — но оно необходимо. Это то, что напоминает нам о нашей потребности в благодати, когда мы являем наше возрастание в благодати окружающему миру.
Автор — Джош Сквайерс / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Петр Сабашевский для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!