Пятна, которых никто не видит: как Иисус снимает наш позор

Пятна, которых никто не видит: как Иисус снимает наш позор

В 1966 году Англия прославилась, выиграв чемпионат мира по футболу. Капитан Бобби Мур был удостоен чести подняться по ступеням стадиона «Уэмбли» и получить награду из рук королевы.

Когда впоследствии его спросили, что он чувствовал в этот исторический момент, Мур признался, что был ужасно напуган. Дело в том, что ранее он заметил, что у королевы были белоснежные перчатки. Его же руки после матча были грязными, и ему предстояло пожать королеве руку. Поэтому, поднимаясь по ступеням, он отчаянно пытался оттереть руки.

Большинство из нас так или иначе переживали состояние нечистоты. Но, конечно, у этого состояния есть много разновидностей. К примеру, мы можем чувствовать себя запачканными изнутри.

Как ощущается стыд

Евангелие от Марка знакомит нас с человеком, который слишком хорошо знал, что значит чувствовать себя нечистым. В Марка 1:40-45 Иисус встречается с прокажённым – человеком, чьё кожное заболевание делало его ритуально нечистым, согласно ветхозаветнему закону. Положение прокажённых было особо ужасным. Проказа считалась неизлечимой и крайне заразной. И поражённые ею терпели как физические неудобства, так и социальную изоляцию. При этом, они не сделали ничего, чтобы навлечь на себя такое несчастье. Тем не менее, они считались переносчиками не только физической, но и духовной заразы.

Возможно, именно так вы себя ощущаете: токсичными, радиоактивными. В общем, заразными.

Причина может быть в чём-то, что вы сделали. Так, в пьесе Шекспира «Макбет» Леди Макбет оказывается замешанной в убийстве короля Дункана. И это бремя так тяжело для неё, что о ней говорится, что и во сне она пытается смыть кровь с рук. «Неужели больше никогда я не отмою этих рук дочиста?», — восклицает она (пер. Пастернака). Оказалось, что Шекспир с неимоверной проницательностью раскрыл процессы, протекающие в подсознании, испытывающем чувство вины.

pyatna2

Стыдясь пережитого насилия

Однако не только наши собственные действия могут заставить нас чувствовать себя нечистыми. Возможно, вы пострадали от человеческой злобы, и теперь испытываете глубокое чувство собственной замаранности. Одна жертва сексуального насилия следующим образом описывает причину, по которой она в течение многих лет не распространялась о случившемся:

Я никому не говорила об этом. В моём понимании это не было примером мужской агрессии, обращённой против девушки с тем, чтобы принудить её к сексу. Напротив, для меня это стало свидетельством того, насколько я была нежеланной. Это доказывало, что я не была такой девушкой, которую приглашают на вечеринки, или такой, с которой хочется познакомиться. Нет, я была девушкой, которую можно привести на пустынную парковку и попытаться заставить заниматься сексом. И рассказать об этом кому-то значило бы не разоблачить поступок того мужчины, но лишь сделать очевидным, что я заслуживала подобного отношения.

По её мнению, вследствие этого насилия она не ощутила нечистоту своего обидчика, но, напротив, сама почувствовала себя грязной.

«Ты можешь меня очистить»

Итак, присмотримся внимательнее к этой встрече, описанной Марком.

«Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить» (Мар. 1:40).

Повторюсь: насколько нам известно, его проказа не была обусловлена каким-либо совершённым им грехом. И всё же, по закону, он не должен был ни к кому приближаться. Тем не менее, он знает, что Иисус обладает необыкновенной силой – силой, могущей восстановить его здоровье, очистить его. Однако слова «если хочешь» могут означать, что он знает, что не имеет права на это исцеление. Он не считает, что заслуживает этого.

А Иисус сильно взволнован состоянием этого человека. Он не остаётся равнодушным. Иисус не отступает с отвращением. Он сочувствует этому человеку. Затем Иисус прикасается к нему. Возможно, сейчас впервые за многие десятилетия к нему кто-то прикоснулся.

Так Иисус поступает с нечистотой тех, кто, подобно этому прокажённому, приходит к Нему. Вместо того чтобы с омерзением отойти, Он приближается и протягивает к нам руки. Он идёт к нам навстречу, а не удаляется от нас. «Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись» (Мар. 1:41). Иисус хочет, и последствия этого мгновенны и впечатляющи. «После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист» (Мар. 1:42).

pyatna3

Во Христе больше благодати

Прокажённые должны были находиться отдельно от прочих людей потому, что они воспринимались как угроза, как нечто загрязняющее. Но когда дело дошло до Иисуса, то под угрозой оказалась проказа.

Чистота Иисуса обладает намного большей заражающей силой, чем любая грязь, которую мы можем к Нему принести. В Иисусе всегда больше правильного, чем в нас неправильного; в Нём больше милости, чем в нас преступлений; в Нём больше прощения, чем в нас греха. Всё, что есть в нас самого худшего, не может конкурировать с самым лучшим, что есть во Христе. Мы не сможем запятнать Его, а Он – единственный, Кто может нас очистить. Как бы глубоко ни простирался наш беспорядок, Его святость простирается ещё глубже. Мы никогда не сможем исчерпать её.

Я с трудом могу в это поверить. Я думаю, что являюсь исключением, что моя токсичность слишком велика, чтобы Иисус мог её сдержать. Иногда подобный ход мыслей выглядит как самоунижение. Люди ошибочно называют его смирением. Но, по сути, это одна из разновидностей гордыни: я — настолько тяжелый случай, что даже Иисусу со мной не справиться. Поэтому мне просто нужно поверить тому, что я вижу в Евангелии от Марка.

Весь наш грех и позор

После исцеления, очистившемуся человеку самым решительным образом приказано никому не говорить о случившемся (за исключением священника, чтобы его объявили ритуально чистым, и он мог присоединиться к обществу). Иисус ещё не готов к тому, чтобы это стало достоянием общественности. Однако человек поступает с точностью до наоборот, и новость быстро распространяется повсюду. И каков же результат?

«А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду» (Мар. 1:45).

Эти двое поменялись местами. Прежде прокажённый не мог входить в города и должен был жить в пустыне. А теперь он был возвращён в общество, Иисус же вынужден был находиться в местах пустынных. Отверженный поменялся ролями с Тем, кто принадлежал к обществу. В определённом смысле, этот человек заразил Иисуса. И в этом есть ключевой смысл для всех нас.

pyatna4

Как Христос снимает позор

Как же мне узнать, что во Христе я действительно получил очищение от всех своих грехов и от всей вины? – Причина в том, что на кресте Христос взял на Себя всю без остатка мою (и вашу) нечистоту. Все грехи, все раны, всю нашу сломленность и позор.

Иисус пережил крайнюю степень отвержения, не только людьми, но и Своим Отцом (Мар. 15:34). Он сделался токсичным, чтобы я мог обрести чистое благоухание. Он был изгнан, чтобы я получил приглашение войти. Это не значит, что отныне я больше никогда не почувствую себя нечистым. Атаки клеветника продолжаются. Сатана остаётся сатаной. Но у меня есть на что смотреть в моей битве с грехом и стыдом.

Всё, что мог сделать Бобби Мур, — это обтереть руки об шорты, что не имело особого результата. Христос же делает нас абсолютно чистыми от того, что более всего замарало нас.

Автор — Сэм Олберри / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!