После почти 35 лет работы на миссионерском поле Адонирам Джадсон размышлял о том, что заставило церкви Новой Англии послать его и его жену Энн в Бирму. «Американские христиане взяли на себя обязательство евангелизировать весь мир», — писал он. «У них не было ничего, кроме Божьего повеления и обетования».
Если доверие к Божьим обещаниям послужило толчком для миссионеров, то не является ли это также и секретом того, что их поддерживало? «Мы опираемся на Божьи обетования» — звучит как слова, которые должен говорить миссионер. Однако для Джадсонов это было нечто большее, чем простое чувство. Божьи обетования представляли собой прочный фундамент надежды, который укреплял их в мучительных испытаниях — испытаниях, начавшихся еще до того, как корабль причалил в Бирме.
Болезненное прибытие
В 1813 году Джадсоны жили в Индии, искали наставника в лице Уильяма Кэри и обдумывали свое будущее место для миссионерского служения. Однако сложности, с которыми столкнулись американцы, живущие за границей (в свете войны 1812 года), вынудили их уехать раньше, чем ожидалось. Адонирам и Энн, теперь уже с ребенком, бросились на поиски корабля, направлявшегося в Бирму, но тут их стресс и проблемы только усилились. Медсестра Энн, занимавшаяся родами, скончалась на борту, и отсутствие помощи усугубилось быстрым ухудшением здоровья Энн. Кульминацией трагедии стало появление мертворожденного ребенка в море.
Усталые и подавленные, Джадсоны прибыли в Бирму, страну, известную своей политической коррупцией и кровавыми наказаниями даже за самые незначительные преступления. Они обнаружили, что город затоплен водой, скрыт туманом, «мрачен и удручающ».
Несмотря на мрак, Джадсоны не убежали, но укрепились в своем уповании на Божьи обетования. Там, где бирманцы строили небоскребы из буддийских пагод для поклонения, Джадсон видел фундаменты для будущих церквей. Он сообщил, что «осмотрел великолепные пагоды… Церкви Иисуса скоро вытеснят эти идолопоклоннические памятники, и песнопения почитателей [Будды] утихнут перед христианским хвалебным гимном».
Труд и потери
Джадсонов приветствовал Феликс Кери, сын британского миссионера, который безуспешно трудился здесь в течение четырех лет. Поскольку Кэри и его семья вскоре должны были переехать в другой город, Джадсоны начали свое служение без поддержки. Кроме того, у них не было учебных книг на бирманском языке, которые могли бы их направить.
Движимые потребностью в том, чтобы бирманцы имели перевод Библии, Джадсоны посвятили себя изучению языка. Начиная с этих элементарных знаний, Адонирам, будучи лингвистом, работал по двенадцать часов в день, прилагая изнурительные усилия в условиях повышенной влажности и насекомых. Кроме того, Джадсоны работали без других англоговорящих людей, учась полагаться друг на друга.
Через восемнадцать месяцев Энн ждала ребенка, и ее здоровье снова начало ухудшаться. Не имея ни врачей, ни медицинских книг, Джадсоны решили отправить ее за помощью в соседнюю Индию. Адонирам продолжал работать в ее отсутствие, и они оба выдержали четырехмесячную разлуку. К счастью, она вернулась окрепшей.
В сентябре 1815 года Джадсоны впервые за два года получили почту из Штатов. Они узнали, что их бывший компаньон, Лютер Райс, организовал баптистские церкви в Америке, чтобы сформировать новый миссионерский совет, и этот совет назначил Джадсонов своими первыми миссионерами. Это положило конец двухлетней неопределенности с финансированием и поддержкой церкви, после того как они приняли решение принять крещение по убеждению после прибытия в Индию. После этого обнадеживающего сообщения через несколько дней Энн родила Роджера Уильямса Джадсона, а Адонирам служил ей единственным врачом и медсестрой.
Однако этот период радости оказался недолгим: всего через восемь месяцев Роджера Джадсона унесла лихорадка. Адонирам написал в письме домой: «Наш маленький Роджер умер в прошлую субботу утром… Это уже четвертый день, и мы начинаем думать: «Что мы можем сделать для язычников? Пусть наши страдания не будут напрасными! Пусть эта тяжелая утрата освятит наши души!»
Проповедь обетований
Несмотря на очередную трагедию, работа Джадсонов продолжалась. К июлю Адонирам закончил свою бирманскую грамматику, а затем написал краткий трактат, который послужил первым изложением христианской доктрины на бирманском языке. В нем можно увидеть картину основания веры Джадсонов — обетования и Обещателя, на которых они покоились.
Начав с описания Бога как триединого, вечного, вездесущего и всемогущего, Творца всего, Адонирам объяснил грехопадение человека и необходимость того, чтобы Бог-Отец послал Бога-Сына «избавить всех своих учеников от наказания ада» Своей искупительной жертвой. Затем воскресший Иисус Христос поручил своим ученикам идти по всей земле, чтобы «возвещать радостную весть всем людям».
Адонирам объяснил, что эта радостная весть распространилась на запад, а теперь и на восток, в Бирму, куда «прибыл учитель религии из Америки и начинает возвещать радостную весть». Взгляд Адонирама на последние времена заставил его провозгласить, что в течение двухсот лет все ложные религии исчезнут, и «религия Христа пропитает весь мир». Хотя можно не соглашаться с его эсхатологией, нельзя сомневаться в стойкости его убеждения в том, что однажды Христос останется верен своему обещанию и вернется, чтобы царствовать со своим народом.
Несмотря на прогресс в переводе и упорство в трудных обстоятельствах, Джадсоны все еще чувствовали давление со стороны сторонников в Штатах, которые пытались оправдать отсутствие новообращенных. В письме Райсу Адонирам признал, что, несмотря на то, что Бирма была тяжелым и труднопроходимым местом, он верил в Божью силу, разделяя свою уверенность в том, что «есть всемогущий и верный Бог, который исполнит свои обещания».
Эти трудности жизни и служения в Бирме усовершенствовали мысли Адонирама о том, какие люди должны служить миссионерами. Снова написав Райсу, который активно занимался набором новых миссионеров, Джадсон посоветовал ему найти «смиренных, тихих, настойчивых людей… готовых занять самое низкое место… живущих близко к Богу и готовых претерпеть все ради Христа». Джадсону нужны были только те, кто оставил мир и покоится на Божьих обетованиях.
Начало жатвы
После смерти Роджера Джадсона Адонирам страдал от сильной головной и глазной боли до такой степени, что ему было больно слушать, как Энн читает ему. Тем не менее, он упорствовал и в мае 1817 года закончил перевод Евангелия от Матфея на бирманский язык, а также бирманский словарь. Однако боль не утихала, и он решил, что ему необходима медицинская помощь. В декабре он отправился в Бенгалию на лодке. Это путешествие потребовало нескольких объездов и задержек, так что прошло восемь месяцев, прежде чем он вернулся.
В это время испытания Энн продолжались, хотя ей помогала новая пара, приехавшая присоединиться к их работе. Под угрозой холеры и возможной войны с Англией Энн столкнулась с рядом проблем, включая неуверенность в местонахождении Адонирама и в том, стоит ли ей оставаться. Как раз в тот момент, когда она была близка к тому, чтобы покинуть страну и их работу, Адонирам вернулся, а в последующие месяцы прибыла еще одна пара, чтобы оказать помощь.
В апреле 1819 года Джадсоны наконец-то увидели признаки духовного роста. В этот период Адонирам начал публичные богослужения на бирманском языке и установил будку, известную как заят, в хорошо посещаемом месте рядом с пагодой Швай Дагон. Там он открыто трудился как миссионер, распространял свои трактаты и проповедовал. Эти усилия позволили Джадсонам принять первого новообращенного, Мунг Нау, который «впитал истины Евангелия и отдал свое сердце, мы верим, Господу Иисусу». После шести лет тяжелого сева верность Бога Своим обещаниям позволила Джадсонам увидеть начало жатвы.
Три урока для миссионеров
Как Джадсоны пережили эти трудные годы? Что значило для них полагаться на Божьи обетования? В 1832 году Адонирам ответил на просьбу Штатов дать совет тем, кто рассматривает возможность миссионерского служения. Его высказывания показывают некоторые практические способы, которыми он поддерживал свою надежду.
Во-первых, не удивляйтесь первым разочарованиям. Адонирам предупреждал, что «вас ждут разочарования и уныние… которые поначалу заставят вас почти пожалеть о том, что вы взялись за это дело… Поэтому остерегайтесь реакции, которую вы испытаете от сочетания всех этих причин, чтобы не разочароваться в начале работы».
Во-вторых, не позволяйте усталости вводить вас в искушение. Адонирам предупреждал о тяге к расслаблению «после того, как вы овладеете языком, устанете и изнеможете от проповеди Евангелия непослушному и не верящему народу». Он объяснял, что усталость часто вызывает у миссионера желание найти другое, более удобное занятие, и сатана, скорее всего, не преминет искусить его такой возможностью.
В-третьих, не позволяйте укорениться тайной гордости. Эван Бернс рассказывает, что Адонирам полюбил прыгать через скакалку, считая это «лучшим видом физических упражнений», и считал поддержание физического здоровья жизненно важным для того, чтобы он мог максимально использовать каждый день для выполнения духовных задач. Однако Джадсон знал, что выживание на миссионерском поле достигается не только за счет физического здоровья. Он наставлял будущих миссионеров беречь свое духовное здоровье и «остерегаться гордости; не гордости гордецов, а гордости смиренных людей — тайной гордости, которая может вырасти из сознания того, что нас почитают великие и добрые люди».
В начале двадцатого века один профессор миссионерского факультета заметил, что жизнь Адонирама Джадсона имела эффект «не только в привлечении людей к служению, но, скорее, в поддержании их в служении». Жизнь Адонирама и Энн Джадсон до сих пор служит живым свидетельством Божьей верности, продолжая поддерживать и побуждать многих покоиться на Божьих обетованиях.
автор — Джейсон Г. Дьюсинг/ desiringgod.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!