70 лет назад, 20 января 1942 года, состоялась Ванзейская конференция — совещание руководителей нацистской Германии, на котором было принято решение об «окончательном решении еврейского вопроса» путем уничтожения всех евреев на территориях, оказавшихся под властью рейха. Совещание проходило на вилле, расположенной на озере Ванзее в одном из предместий Берлина.
В 1992 году на территории виллы был открыт мемориальный музей. В минувшую пятницу его посетил федеральный президент Германии Кристиан Вульф. «Холокост стал одной из самых темных страниц в истории нашей страны, — заявил президент. — Ванзейская конференция, на которой принималось решение о том, кто имеет право на жизнь, а кто — нет, стала позором для Германии. Мы должны помнить о Катастрофе, в результате которой погибли миллионы евреев».
Вульф упомянул в своей речи о недавно раскрытой в Германии серии преступлений, совершенной неонацистской группировкой в отношении представителей этнических меньшинств. «Эти преступления вызывают в нас чувства стыда и гнева», — отметил президент. Он сердечно поблагодарил тех, кто оказал помощь в разоблачении опасных преступников.
«Мы сделаем все для того, чтобы ненависти и насилию по отношению к иностранным гражданам и представителям этнорасовых меньшинств был положен в Германии конец», — пообещал Вульф родственникам погибших.
Ванзейская конференция была созвана по инициативе начальника Главного управления имперской безопасности Рейнхарда Гейдриха, назначенного ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса». В числе приглашенных были высшие чины СС, руководители нацистской партии и представители различных министерств и ведомств. Первоначально конференция была назначена на 9 декабря 1941 года, однако затем была отложена до 20 января 1942-го из-за нападения Японии на Перл-Харбор.
Местом проведения конференции Гейдрих избрал живописный особняк Марлир на озере Ванзее. Гости приглашались на завтрак к 9:00; заседание же было назначено на полдень. Важную роль в подготовке и проведении конференции сыграл оберштурмбаннфюрер СС Адольф Эйхман.
На повестке дня стоял ряд вопросов преимущественно технического характера, на которые должны были дать ответ представители исполнительной власти рейха. Одним из горячо обсуждаемых вопросов была проблема смешанных браков: считать ли евреями людей, у которых один из родителей еврей, а другой немец, и как поступать с теми, у кого еврейской крови 25 процентов. Эйхман сообщил присутствующим, что, в соответствии с полученным ранее указанием Гитлера, следует немедленно приступить к выселению евреев из Германии и Австрии в Восточную Европу — на территорию оккупированной Польши. В протоколе конференции ничего не говорится о газовых камерах и крематориях; упоминаются лишь «каторжные работы, на которых, надо надеяться, большинство умрут», а также о том, что нельзя оставлять в живых тех, кто на этих работах уцелеет, поскольку они будут ядром для возрождения». Ни один из 11 миллионов европейских евреев не должен был остаться в живых.
Теоретическим основанием для «окончательного решения еврейского вопроса» должны были послужить Нюрнбергские расовые законы, принятые в Германии в 1935 году. Некоторым категориям немецких евреев — работникам военной промышленности, лицам старше 65 лет, ветеранам Первой мировой войны, отмеченным наградами, и тем, кто состоял в смешанных браках с арийцами, — временно сохранялась жизнь. Большинство евреев этих категорий по плану должны были быть отправлены в особое «привилегированное» гетто в Терезиенштадте. Для евреев, состоявших в смешанных браках, и их детей рекомендовалась стерилизация.
Источник — jewish.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!