Смерть — друг христианина или его враг?
Безусловно, и то, и другое. Но как нам совмещать это, дабы не быть ни слишком бойкими, ни слишком угрюмыми, посещая похороны в следующий раз?
Смерть как враг
С одной стороны, смерть это враг христианина — на самом деле, наш величайший противник. Она — результат падения, произошедшего от начала (Бытие 2:17), и должна быть последним врагом, пораженным в конце (1 Коринфянам 15:26; Откровение 21:4). Примерно с тридцати лет наши тела начинают медленно терять силы, хотя, конечно, некоторые не доживают и до тридцати.
Поскольку это единственный известный нам вид существования, мы сильно привыкаем к неизвестности этой жизни. Однако люди стареют и изнемогают, оставляя молодость позади; люди все так же страдают от кризиса среднего возраста, осознавая скоротечность жизнь; и нам кажется чрезвычайно неправильным видеть безжизненные портреты родных на надгробных плитах.
Смерть посильна, когда она тихо приходит к христианину на закате хорошо прожитой жизни. Но что если мы не уверены в состоянии души больного? Как на счёт смерти, которая приходит слишком рано? Как быть с ужасными инцидентами, которых можно было легко избежать? Что с теми, кто сами разрушили свою жизнь и сейчас уже лишены всякого шанса что-либо исправить?
В глубине души мы знаем, что смерть — чуждый захватчик. Это искажение нормальности. Смерть — наш враг.
Смерть как друг
Но смерть также является другом верующего человека. Мы говорим это осторожно, и другу, недавно утратившему кого-то из близких, лучше вообще такого не говорить. Библия наставляет нас плакать с плачущими, а не давать им богословские наставления (Римлянам 12:15). Но если наши возлюбленные умирают во Христе, тирания смерти терпит поражение (1 Коринфянам 15:54-55). Мы, оставшиеся на земле, будем скорбеть; но ушедшие — нет.
Для тех, кто не во Христе, смерть — исключительно враг. Земная жизнь для таковых — самое лучшее из того, что они могут иметь. Для тех же, кто во Христе, смерть также (и много глубже) друг. Земная жизнь для них — худшее в сравнении с тем, что их ожидает. Говоря о смерти как о «друге», я не имею ввиду смерть саму по себе, но смерть как переход в нечто иное. Смерть вводит нас в облегчение. Отдых. Спокойствие. Восстановление. Неуязвимость.
В конце концов, что если бы мы, — те, кто во Христе — никогда бы физически не умирали? Что? если бы небеса оставались недосягаемыми? Что, если бы — я говорю чисто гипотетически — мы бы проходили процесс регенерации, но были бы неспособны умереть? Мы бы тогда жаждали смерти такою жаждой, которую сложно себе представить.
Для христианина, смерть превратилась из горького яда в горькое лекарство. Из пронзающего сердце меча в болезненный, но спасающий жизнь укол. В обоих случаях присутствует боль, но в одном из них это боль разрушающая, а в другом случае — восстанавливающая. Одна — путь во тьму, другая — платяной шкаф в Нарнию.
Когда грешники привлекаются ко Христу Святым Духом, смерть для них мгновенно меняет свою сущность (Иоанна 11:25). Возможно, умирать все же будет больно. Но момент смерти как таковой превращается из конца в новое начало. Из обречённости в освобождение.
Больший друг, больший враг
Так каким же должно быть наше поведение на следующих христианских похоронах?
Правильный ответ таков, что мы не должны быть ни слишком подавлены, ни слишком торжественны. Говорящие о смерти как о враге, очевидно, подразумевают свой случай, так же и с теми, кто рассматривает смерть как своего друга. На самом деле смерть отвратительнее, агрессивней и причудливее, чем любой из нас может себе представить. Сам Иисус был глубоко подавлен, когда умер Его друг (Иоанна 11:33,38).
Но то, что делает смерть для тех, кто во Христе — невыразимо чудеснее, чем любой из нас может себе представить. Не только по причине отсутствия плохого, но по причине присутствия благого — и не абстрактно доброго, но благости как личности. Смерть — это благословенное освобождение для христианина, потому что после смерти мы не только будем во Христе, но и, наконец, со Христом (Филиппийцам 1:23). И быть со Христом — это как иметь в одной Личности всё то, что вы любили на земле. Джонатан Эдвардс писал:
«Когда умирает святой, у него совершенно нет причин скорбеть, потому что он оставляет друзей и любимые им отношения, на самом-то деле не оставляя их. Ведь он продолжает радоваться им во Христе; поскольку все, что он любит в них и за что, во Христе возводится до бесконечности; близость ли это или отношения, или совершенство, или полученные блага, или любовь к нам, сходство или взаимопонимание — что угодно, способное быть рациональным поводом для нашей любви.»
Замена и отмена
Для христианина, смерть это враг, — но враг, которого не нужно бояться, поскольку всё, на что она способна — это ввести нас в окончательный мир и покой.
И однажды всем нам, соединённым с воскресшим Христом, будут возвращены наши тела, все такие же земные, но теперь уже неуязвимые, и всякое разорение смерти прекратится (Откровение 21:4).
Поскольку Иисус воскрес из мертвых и мы пребываем в Нем, наша собственная смерть обратится вспять.
Шрамы, приобретённые в земной жизни, станут частью нашей вечной красоты и достоинства.
Автор — Дэн Ортланд / thegospelcoalition.org
Перевод — София Омелянчук для ieshua.org
Дэн Ортланд — исполнительный вице-президент Библейского издательства в городе Уитон, штат Иллинойс, где он проживает с женой Стэйси и пятью детьми. Он также является автором различных книг и ведёт блог на Strawberry-Rhubarb Theology.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Для нас смерть — однозначно приобретение, как и для Павла. Мы ложим в землю своё тело, источник греха, а затем наслаждаемся вечным сном. Я не согласился бы с тем, что смерть для нас стала из горького яда горьким лекарством. Скорее, это вода, превращенное в вино. (NB: разумеется, нам не нужно рассматривать смерть как «платяной шкаф в Нарнию», т.к. смерть есть полное лишение чувств, памяти, знаний. Это только вечный «сон без сновидений»).
Кальвин пишет: «...нам надлежит жить и умирать для Него, оставляя на его усмотрение нашу жизнь и смерть. Однако всё это делать таким образом, чтобы постоянно желать смерти, непрерывно размышлять о ней, презирая эту смертную жизнь во имя будущего бессмертия и будучи готовыми отказаться от неё в любой момент, когда это будет угодно Богу, ибо она удерживает нас в рабстве греху»