Суккот: часто задаваемые вопросы

Суккот: часто задаваемые вопросы

Суккот — это множественное число слова сукка, что в переводе с иврита означает временное жилище наподобие палатки, хижины или навеса. В английских переводах Библии для названия этого праздника используются выражения Feast of Tabernacles или Feast of Booths (буквально Праздник Палаток) (в русском языке Праздник Кущей). Сукка представляет собой временное жилище, в котором израильтяне жили, блуждая по пустыне, после того, как Господь вывел их из Египта.

Где Суккот встречается в Библии?

В Торе праздник Суккот встречается много раз. В первый раз он описывается как праздник собирания плодов (Хаг Ха-Асиф), когда народ Израиля праздновал завершение сбора урожая (Исх. 23:16; 34:22).

“Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою.” (Исх. 23:16)

“И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года.” (Исх. 34:22)

Бог устанавливает этот праздник как один из трёх паломнических праздников, когда израильтяне должны были приходить в Иерусалим для празднования праздника в Храме (Втор. 16:16). Эти первые библейские ссылки на праздник показывают его близкую связь с сельскохозяйственным устройством древнего Израиля.

“Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей.” (Втор. 16:16)

Позже Тора говорит об этом празднике как Празднике Кущей, Хаг Суккот (Лев. 23:33; Втор. 16:13; Езд. 3:4). В той же главе Писания он описывается просто как Праздник Господень (Лев. 23:39). В этом стихе Бог говорит Израилю праздновать праздник семь дней, начиная с 15-го дня седьмого месяца. Хотя Тишрей (месяц праздника Суккот) — это первый месяц в современном еврейском календаре, он соответствует седьмому в библейском. Там же говорится о добавлении восьмого дня к празднику для завершающего собрания (Лев. 23:36). В иудаизме этот праздник называется Шмини Ацерет, что значит собрание восьмого.

Во время празднования этого праздника народ приносил определённые жертвы Богу. В книге Чисел даётся детальное описание Храмовых жертв на каждый из восьми дней праздника (Чис. 29:12-39).

sukkotfaq1

Бог также говорит Израилю взять четыре вида растений и использовать их как часть храмового празднования (Лев. 23:40). Позже еврейская традиция определила в качестве этих видов следующие: этрог (цитрон), лулав (нераскрывшийся лист финиковой пальмы), хадас (ветвь миртового дерева) и арава (ветвь ивы). Сегодня три типа ветвей (пальмы, мирта и ивы) связываются вместе и называются словом, обозначающим пальмовую ветвь (лулав). На протяжении Суккота евреи размахивают этими тремя видами и этрогом (плодом цитрона) во время особого ритуала, который может совершаться в синагоге, в сукке или дома.

В Библии этот праздник также упоминается как “праздник седьмого месяца” или просто “праздник” (Суд. 21:19; 3 Цар. 8:2, 65; 2 Пар. 5:3; 7:8; Иез. 45:25; Неем. 8:14).

В Новом Завете Иоанн описывает празднование Праздника Кущей Иисусом в Иерусалиме.

Когда Суккот?

Суккот начинается с заходом солнца 15-го дня еврейского месяца Тишрей. Поскольку еврейские дни начинаются с захода солнца, праздник начинается с заходом солнца в конце 14-го дня и продолжается до захода солнца, который следует за 21-м днём еврейского месяца Тишрей. Добавление Шмини Ацерет, собрания восьмого, 22-го Тишрея делает Суккот 8-дневным праздником. В Израиле праздник Симхат Тора (Радость Торы) празднуется в тот же день, что и Шмини Ацерет, а за его пределами Симхат Тора празднуется в отдельный день, что делает праздник 9-дневным.

В 2017 году Суккот начинается с заходом солнца в среду 4 октября и продолжается до вечера 12 октября (включая Шмини Ацерет и Симхат Тора в Израиле).

Что празднуется в Суккот?

Первое упоминание Суккота в Писании предполагает, что праздник начинается как празднование собирания урожая. Ритуал возлияния воды, происходивший в библейские времена, символизировал ожидание начала сезона дождей и просьбу Богу дать народу богатый урожай весной.

Сукка, временное сооружение, построенное для праздника, напоминает еврейскому народу о том, как наши предки жили во временных жилищах в пустыне по пути в землю Израиля.

Размахивание лулавом и этрогом, четырьмя видами растений, напоминает нам о том, что Бог везде. Каждый день праздника еврейский народ размахивал этими четырьмя видами растений в шести направлениях — на восток, на запад, на север, на юг, вверх и вниз.

sukkotfaq3

Наконец, дополнительный праздник Симхат Тора посвящён Торе. В этот день еврейская община танцует с Торой в синагоге. В течение года евреи прочитывают всю Тору (первые пять книг Библии) по недельным главам. Симхат Тора завершает этот цикл чтения и начинает новый, то есть после завершения чтения Второзакония читают начало книги Бытие. Циклическая природа чтения указывает на то, что Тора, учение Божье, не имеет ни начала, ни конца.

Как в древнем Израиле праздновался Суккот?

Во времена Храма народ Израиля приносил особые жертвы Господу каждый день Суккота (Чис. 29:12-39). Поскольку Суккот — один из трёх паломнических праздников, со всего Ближнего Востока приходили в Иерусалим паломники для его празднования. Это было также и важное сельскохозяйственное событие, знаменовавшее завершение сбора урожая.

В первом веке существовала ежедневная традиция выливания воды из купальни Силоам (Шилоах) на жертвенник в Храме, сопровождавшаяся пышной процессией и символизировавшая надежду Израиля на будущие дожди, которые должны были принести богатый урожай. Согласно Талмуду, она основывается на стихе из книги пророка Исаии: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения.” (Ис. 12:3) В последний день Суккота, вероятно, во время этой процессии, Иисус стал посреди народа и провозгласил: “...Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.” (Ин. 7:37-38) Когда Он сказал это, кто-то воскликнул: “Это Христос” (Мессия) (Ин. 7:41).

Как и сегодня, евреи строили временные конструкции, известные как суккот, чтобы жить в них в течение праздника. И принимали участие в ритуале размахивания четырьмя видами растений в Храме.

Каковы современные традиции Суккота?

Главная традиция праздника Суккот — построение временного сооружения под названием сукка. Сукка может быть сделана из различных материалов, но еврейская традиция говорит о том, что эта конструкция должна иметь вид временной. В каждой сукке должно быть как минимум две стены, потому что жители должны “обитать” там неделю (Лев. 23:42). Традиция определяет обитание как ежедневный приём пищи в сукке, но обычно принято и спать в сукке, если климат и обстоятельства позволяют это.

Крыша сукки покрывается природными материалами, например, пальмовыми листьями. Живущие в сукке должны видеть звёзды через крышу сукки, чтобы вспоминать израильтян, путешествующих по пустыне. Принято приглашать гостей в сукку для совместного празднования. Приглашение гостей напоминает о гостеприимстве Авраама, который пригласил гостей в свой шатёр.

sukkotfaq4

Во время Суккота еврейский народ также размахивает четырьмя видами растений, лулавом и этрогом (Лев. 23:40).

Почему мы всё ещё празднуем ветхозаветные праздники, такие как Суккот?

У верующих в Мессию Иисуса есть свобода либо соблюдать эти праздники, либо не соблюдать их. Каждый из установленных праздников в 23 главе книги Левит указывает на Иисуса и предвозвещает Его первое и второе пришествия, потому празднование этих праздников — это отличный метод обратить внимание на Иисуса.

Согласно пророку Захарии, когда Мессия установит Своё Царство, все народы будут приходить в Иерусалим для поклонения Господу на Суккот (Зах. 14). Поскольку Суккот указывает на приход Мессии, его празднование — это отличный способ поделиться с еврейским народом тем, что Иисус, еврейский Мессия, уже пришёл, и что Он обещал вернуться, чтобы установить Своё вечное Царство в Иерусалиме.

Имеет ли Суккот какое-то пророческое значение?

Пророк Захария говорит о времени, когда Бог будет сражаться за Свой народ и защищать его, когда все народы соберутся против Израиля (Зах. 14:1-9). После того, как Бог установит мир, все народы будут приходить в Иерусалим для поклонения Богу на Суккот (Зах. 14:16). Бог обещает не давать дождя тем странам, которые не почтят Его в Иерусалиме (Зах. 14:17-19). Суккот указывает на день, когда Бог установит Своё Царство, и все народы соберутся вместе для поклонения Ему.

Пётр, вероятно, намекает на этот праздник, когда Иисус является в Своей славе вместе с Моисеем и Илиёй на вершине горы (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лук. 9:28-36). Он спрашивает Иисуса, не построить ли три кущи — это, по сути, просьба к Иисусу установить Своё Царство. Когда же Иисус въезжает на осле в Иерусалим на неделе перед Песахом, собрались толпы народу и устилали перед Ним дорогу пальмовыми ветвями, провозглашая: “Господи, спаси нас!” и “Благословен Царь Израиля!”, что является титулом Мессии [1]. Люди использовали пальмовые ветви как аллюзию на Суккот, выражая свою надежду на приход Царства Мессии.

Суккот указывает на день, когда Бог снова будет обитать посреди Своего народа, как это делал Мессия. Когда Иоанн представлял Иисуса как Мессию, он сказал: “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.” (Ин. 1:14). Таким образом, Праздник Кущей оказывает на возвращение Мессии и установление Его Мессианского Царства.

[1] “Господи, спаси нас!” — дословный перевод фразы יהוה הושיעה נא “хошиа на” (осанна! в синод. пер.), которую кричал народ Иешуа: ”Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!” (Мф. 12:13), цитируя псалом: “О, Господи, спаси же!.. Благословен грядущий во имя Господне!” (Пс. 117:25-26) (прим. ред.)

Источник — chosenpeople.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!