Вот и пришло время зажигать ханукальные свечи. Израильтяне, по большому счету, всё ещё застряли в событиях 7 октября. Время потеряло смысл, поскольку оно одновременно остаётся статичным, но при этом незаметно летит. Итак, на дворе у нас декабрь, или Кислев, как говорит нам еврейский календарь. Как это так получилось? Тем не менее, хотя Ханука только приближается, и первая свеча будет зажжена в 25-й день месяца Кислев, суть Хануки кажется сейчас очень подходящей для нас, живущих в Израиле. Свет Хануки ярко сияет во тьме.
Есть четыре темы Хануки, которые красноречиво провозглашают кое-что очень важное в нашу ситуацию даже в разгар этой тёмной войны с Газой.
1. Посягательство на Израиль
История Хануки, которая разворачивается в 165 г. до н.э., начинается с посягательства на Израиль. В те годы еврейский народ в Израиле жил под греческой оккупацией, а греческий правитель того времени был настолько злым, что его вполне можно назвать своего рода антихристом. Он идеально соответствовал описанию, данному пророком Даниилом. Антиох Эпифан IV установил греческих богов и идолов внутри еврейского Храма в Иерусалиме: мерзость запустения, пребывающую там, где не должно.
Он запретил поклонение Богу Израиля и изучение Торы. Именно по этой причине в сегодняшнем праздновании Хануки присутствует игра в волчок (дрейдл) — чтобы напомнить нам об ужасном времени, когда еврейским детям приходилось притворяться, что они играют в игры, пряча свои Библии и выхватывая дрейдлы, если мимо проходили греческие солдаты, когда они изучали Тору.
Насилие, оскорбления и осквернение процветали. Но хуже всего то, что греки осквернили сам храмовый жертвенник. Проявляя агрессию и доминирование, Антиох приказал зарезать свиней на жертвеннике в храме и начал заставлять евреев есть их мясо. Это насилие довело еврейский народ до крайности и привело к тотальной войне.
2. Экзистенциальная борьба
Восстание возглавила семья Маккавеев. Старейшина этой семьи отказался есть свинью и убил причастных к этому греков, что спровоцировало войну между греками и народом Иудеи. Евреи существенно проигрывали количественно, но они доблестно сражались, чтобы вернуть себе свой Храм и свою родину. То, что они победили греков, было немалым чудом, и после этой победы Израиль в течение некоторого времени наслаждался автономным управлением в своей стране.
На протяжении большей части истории эта земля была оккупирована иностранными захватчиками (Вавилон, Персия, Греция, Рим, а также в течение многих лет различные христианские и мусульманские империи из соседних народов — византийцы, династия Айюбидов и мамлюки из Египта, османы из Турции, и совсем недавно британцы). Единственное время, когда страна знала автономное правление коренного населения, был период правления израильских царей и еврейского правления Хасмонеев, начало которому положила победа Маккавеев над греками.
Имя Маккавей (מכבי/Маккаби) происходит от еврейского слова «молот», а также является аббревиатурой фразы из Исход 15:11, спетой Мириам после того, как все египетские колесницы утонули в Красном море: «Ми камоха ба-элим Адонай» — «Кто, как Ты, Господи, между богами?» (מִי-כָמֹכָה בָּאֵלִם יְהוָה).
3. Обновление
При возвращении Иерусалима и, самое главное, Храма перед еврейским народом предстала отвратительная сцена. Храм был осквернён и опозорен. Они немедленно приступили к очищению Храма, изгнанию идолов и восстановлению Божьего порядка. Слово «Ханука» на иврите буквально означает «обновление», и когда вы читаете об Иисусе, идущем на праздник обновления в Иерусалим зимой (Иоанна 10:22), вы читаете о том, что Иисус собирается праздновать Хануку. С тех пор это событие отмечается каждый год.
Храм был снова посвящён Богу Израиля, и снова была зажжена менора. Храмовая менора с семью светильниками должна была гореть день и ночь как символ присутствия Бога в Храме среди народа Израиля. Согласно инструкциям, данным Богом в 25-й главе книги Исход, масло для меноры должно было быть особенным, освящённым маслом и пройти процесс очистки для использования в Храме. Этот процесс занял семь дней, а масла хватало только на один день, по крайней мере, так гласит история (отсюда и одержимость жирной пищей, такой как пончики и латкес, в это время года). Чудесным образом того однодневного запаса масла хватило на восемь дней, пока не была изготовлена новая партия. Вот почему у ханукального подсвечника (ханукии) девять ветвей, а не семь: восемь свечей Хануки, обозначающие восемь дней чуда, и девятая, «свеча-служка», от которой зажигают остальные. Осквернённый Храм был очищен.
4. Восстановление
Свет Хануки победил тьму. Зло было отброшено назад, и еврейский народ снова смог свободно поклоняться Богу Израиля на земле Израиля. Много лет спустя, в тот же самый день по еврейскому календарю, Иерусалим был снова завоёван. Он находился под властью мусульман в течение сотен лет, прежде чем британцы заставили их сдать город в начале Хануки 1917 года. Генерал Алленби, как известно, слез с лошади, чтобы пройти через Яффские ворота, осознавая святость этого момента. За сто с лишним лет с того времени произошло многое, как хорошее, так и плохое.
И вот мы сегодня, страна, наполненная жгучей болью, высокомерием, катастрофами и доблестью. Эта земля была осквернена зверствами 7 октября. У тех, кто раньше жил в общинах на юге рядом с сектором Газа, остались только обугленные остатки ужасной истории, произошедшей в тот день. Ходят разговоры о возвращении и восстановлении, но как это возможно, если воспоминания о резне тяжело нависают над всей территорией? Трудно представить, как эти места можно восстановить. Тем не менее, даже сейчас, в эти мрачные дни, мы слышим удивительные истории о самоотверженном героизме и щедрости. Есть много людей, чья доброта приносит свет в самые тёмные ночи. Достаточно лишь немного света, чтобы рассеять тьму и вернуть проблеск надежды.
Этот мой маленький огонёк...
Я знаю некоторых людей, которые видели Иисуса. Буквально видели Его. И у евреев, и у арабов здесь были ясные видения. И два слова, которые они используют для Его описания, — это «свет и любовь». Вот так является Иисус. Неописуемый свет, более мощный, чем всё, что мы знаем, и необыкновенная любовь, которая накрывает, как волна.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоанна 1:1-5).
Это то, что сейчас нужно Израилю: нам нужен Мессия Иисус, свет миру. Как у Его последователей, у нас есть Его свет и любовь в нашей жизни и можем делиться этой жизнью с другими. Сотни тысяч израильтян помогают разными способами: открывают свои дома, готовят еду, доставляют продовольствие нуждающимся... все наготове, и те, кто находится в Теле Мессии, быстро помогают множеством различных способов.
Вот несколько примеров. Есть еврейский пастор, племянница которого была жестоко убита на музыкальном фестивале, а через неделю он решил начать раздавать очень дорогие аптечки арабским церквям по всему Израилю. Именно арабским церквям, выступая против тьмы еврейско-арабской ненависти. Точно так же есть верующие арабы на ключевых позициях, которые помогают разными способами. Одним из тех, кто обеспечивает солдат по всей стране столь необходимым снаряжением, является верующий араб, решивший не просто помочь кому-нибудь, но помочь израильской армии. Отказываясь ненавидеть и вместо этого принося любовь, свет вытесняет тьму.
Свет Хануки
Подобно тому, как Маккавеям пришлось очистить и восстановить дом Божий, нам необходимо вернуться к поклонению единому истинному Богу Израиля и выбросить всех идолов. Неоправданное доверие к армии или руководству страны пошатнулось, и израильтяне начинают все больше и больше обращаться к Богу, молясь, раскаиваясь и ища Его лица в этой великой тьме войны. Ми камоха ба-элим Адонай?: «Кто, как Ты, Господи, между богами?»
Как нация, мы начнём зажигать маленькие ханукальные свечи, с каждым вечером увеличивая их количество, пока все девять свечей не засияют ярко вместе. Каждая из этих маленьких свечек имеет значение, но когда они светят вместе, становится гораздо больше света, рассеивающего тьму. И тьма не может одолеть его.
Мы пришли изгнать тьму.
В наших руках свет и огонь.
Каждый сам по себе — свет небольшой,
А вместе свет могучий.
Прочь тьма, прочь чернота!
Прочь! Идёт свет!
(Бану хошех легарэш) בָּאנוּ חוֹשֶׁךְ לְגָרֵשׁ
(Бэ ядейну ор ва эш) בְּיָדֵינוּ אוֹר וָאֵשׁ
(Коль эхад hу ор катан) כָּל אֶחָד הוּא אוֹר קָטָן
(Вэ куляну ор эйтан) וְכֻלָנוּ אוֹר אֵיתָן
(Сура хошэх, hалья шхор) סוּרָה חוֹשֶׁךְ הָלְאָה שְחוֹר
(Сура мифней hа ор) סוּרָה מִפְּנֵי הָאוֹר
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
На иврите воспитание (хинух) и Ханука – слова однокоренные, и, конечно, это не случайно. Иудеи говорят, что есть воспитание, а есть дрессировка. Дрессировка — это когда родители за ребенка решают, каким видом спорта он будет заниматься, не беря в расчет его предпочтения и способности (навязывание чего-то, что не заложено в его душе в виде потенциала). Воспитание – помощь в высвобождении заложенного Богом потенциала в ребенке. Но какая связь между воспитанием и Ханукой? Наш духовный потенциал – Сын Божий, который изначально находился в наших душах, но в дремлющем состоянии. Когда внутрь нас приходит Святой Дух, он буквально рождает в нас Божьего Сына, чтобы Тот воссиял в нас подобно ханукальной миноре. Он есть свет, который в нас всегда был. Но был он в зачаточном состоянии, в состоянии потенциала. Другими словами, истинная Ханука совершается в нашей жизни тогда, когда раскрывается потенциал, заложенный в нас от создания мира; когда через личное откровение мы приходим к пониманию, что истинная сущность нашей души была явлена в Божьем Сыне Иешуа. В конце времен Всевышний обещает, что у Его народа будет одно сердце и одна душа, когда из множества искупленных душ составится одна единая вселенская цельная душа Сына Божьего. Когда через личное откровение мы начинаем это понимать, то можно сказать, что мы входим в празднование Хануки, потому что в нас раскрывается дремлющий внутренний потенциал истинного света (Я – свет миру).
Неслучайно Сын Божий открыто назвал себя Машиахом именно на Хануку.
«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления (Ханука – единственный зимний праздник), и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (до сих пор Он прямо не говорил). Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?».
Итак, здесь Он открыто именует себя Сыном Божьим и незавуалировано объявляет себя Мессией. Это было сделано в соответствии с еврейским ожиданиями, потому что с момента установления праздника Хануки евреи ожидали, что Мессия раскроется именно в эти ханукальные дни. Фразу «Я сказал: вы боги?» Он процитировал из 81 Псалма:
«Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:5-7).
В иудейской традиции тьма уподобляется Греции. За всю историю Израиля было четыре галута (изгнания/рассеяния): 1) Вавилонский галут; 2) Персидский галут; 3) Греческий галут; 4) Римский галут, который до сих пор продолжается. Иудейские мудрецы обращают внимание на первую главу Торы, где сказано «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», заявляя, что здесь в сокрытом виде уже заложена идея четырех будущих галутов еврейского народа. Безвидность (бесформенность) – Вавилонский галут; пустота – Персидский галут, тьма – Греческий галут; бездна – то, что не имеет границ (дна) – самый продолжительный по времени Римский галут, который до сих пор не закончился.
Фраза из Псалма «во тьме ходят» — прямой указатель на духовную Грецию. Тьма заключается в том, что они не разумеют своей настоящей сущности; то, что сокрыто внутри природы Адама. «Я сказал: вы — боги», «Боги» — «Элохим», существительное мн.числа, поэтому переводчики перевели как «боги». Но Бог-то себя тоже называет «Элохим». Поэтому подлинный текст фактически говорит следующее: «Я сказал: вы — это Я, вы – частица Меня, но вы этого не разумеете, потому что ходите во тьме, поэтому умрете как человеки». Новый Завет отчетливо показывает, что мы как множество разрозненных душ призваны соединиться в одну душу Сына Божьего через достижение абсолютного совершенства в познании. Любой физик и математик скажет вам, что совершенств не бывает много, абсолютное совершенство — это всегда единица, оно может быть только в одном экземпляре. При множестве совершенство принимает относительную форму: кто-то менее совершенен, кто-то более. Но если множество приходит в состояние абсолютного совершенства, тогда это множество автоматически сливается в единицу (одна единая душа Сына Божьего). Вот в чем заключается свет, который должен воссиять из этой тьмы. Пока мы не поймем этой истины, мы будем ходить во тьме.