«Унесли Господа из гроба...» Эти слова запыхавшейся Марии Магдалины стали первой новостью воскресного утра. «...и мы не знаем, где положили Его» (Иоанна 20:2).
Когда Мария поспешила сообщить Петру и «другому ученику, которого любил Иисус», они сразу побежали вместе, чтобы самим убедиться. В то, что тело Иисуса исчезло, они теперь уже верили. Но почему-то даже после того, как Иисус неоднократно говорил им о своей грядущей смерти и воскресении (Марка 8:31; 9:31; 10:33-34), они, как и Мария, «не поняли» (Марка 9:32).
В это изменившее мир воскресное утро ближайшие ученики Иисуса сначала решили, что Его тело забрали и положили в другом месте. «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Иоанна 20:9). Ему надлежало воскреснуть. В сознании Иисуса, в небесных судах и на страницах Священного Писания страдания и последующее воскресение Мессии было не просто возможностью или вероятностью. Это был не один из возможных вариантов. Это было обязательным условием. Иисус уже говорил раньше, и позже в тот день Он объяснил еще раз — что это было необходимо, что это должно было произойти именно так.
«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Луки 24:25-26)
«…надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах... так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Луки 24:44, 46)
Но когда Петр и Иоанн впервые заглянули в пустую гробницу, необходимость воскресения еще не пришла им в голову. Пытаясь прийти в себя после потрясшего их горя предыдущих двух дней — несомненно, худших дней в их жизни — они все еще пытались примириться с Его смертью и предположили вместе с Марией, что Он мертв, а «они» — некая группа людей — перенесли тело. Увидев пустую гробницу, Иоанн сообщает, что «ученики разошлись по домам» (Иоанна 20:10).
Только Мария осталась и вскоре встретилась с живым Иисусом. Затем, по Его поручению, она «пошла и возвестила ученикам: я видела Господа» (Иоанна 20:18).
Христос должен воскреснуть
Как бы медленно до учеников ни доходило понимание необходимости Его страданий и воскресения, вскоре они убедились не только в том, что Он воскрес (это было бесспорно), но и в том, что Он должен был воскреснуть. Это было необходимо. Это должно было произойти именно так.
Всего через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, Петр проповедовал об этом публично — не просто о воскресении, но о его необходимости. В разгар своей проповеди Петр заявляет о своем Господе – «сем Иисусе», который был «распят и убит руками беззаконников» — «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деяния 2:23-24). Смерть не могла удержать Его, сдержать Его, сохранить Его. Это было невозможно. Христос, Сын, должен был воскреснуть.
Почему, спросим мы в это воскресенье Воскресения, это было необходимо? Почему Иисус должен был воскреснуть? Вторая глава книги Деяния Апостолов, вместе с другими текстами Нового Завета, дают нам по крайней мере пять причин, почему Сын должен был воскреснуть.
1. Чтобы исполнить Божье Слово
Во-первых, на карту было поставлено слово живого Бога. Через Своих пророков Бог давно обещал послать Своему народу Помазанника, Мессию, наследника престола Давида и надежду Израиля. И неотъемлемой частью этого мессианского обетования было вечное царствование (2 Царств 7:13, 16). Не только род Давида будет продолжаться из поколения в поколение, но и придет один великий наследник, который будет царствовать без конца (Псалом 44:7-8; 101; 24-26; 109:1-4).
Еще при жизни Давид говорил о том, что Бог не оставит его душу в шеоле и не даст «святому увидеть тление» (Псалом 15:10), что христиане, включая Петра, стали рассматривать как одно из многих ветхозаветных предвидений воскресения грядущего Мессии. Именно так рассуждал Петр в своей первой проповеди, помазанный Духом (Деяния 2:29-32).
Помазанный Богом Царь исполнит обетование Божьего Слова. Иисус был и есть этот Христос. Поэтому Его невозможно было удержать от вечного царствования. Даже последний враг не мог удержать Его от этого. Какой бы сильной ни казалась власть смерти, она не могла и не может сравниться со всемогущим Богом, действующим ради Своего Мессии.
2. Чтобы подтвердить Его безгрешную жизнь
Иисус прожил жизнь без греха. Он был абсолютно невиновен, и Его воскресение подтвердило Его совершенную человеческую жизнь. Смерть и сатана не имели права претендовать на Него, потому что у Иисуса не было «перечня всех обвинений, которые существовали против [Него]» (Колоссянам 2:14). В отношении Иисуса сатана и его приспешники никогда не были вооружены; им не за что было зацепиться в Нем, потому что у Иисуса не было греха или вины. Напротив, умирая, Иисус отдал Себя, пригвоздив к кресту наши долги, за наши грехи, и обезоружив демонов, выступающих против нас (Колоссянам 2:13, 15).
Лука снова и снова говорит о невиновности Христа — трижды в устах Пилата, затем распятого рядом с Ним разбойника, и, наконец, сотника, который видел Его последний вздох (Луки 23:4; 14-15; 22; 41, 47). Невиновность Иисуса — то, что Он не сделал «ничего заслуживающего смерти» перед людьми и перед Богом — будет, как отмечает Павел, «подтверждено Духом» в воскресении Христа (1-е Тимофею 3:16).
3. Чтобы подтвердить дело Его смерти
Воскресение также подтвердило, что смерть Иисуса на кресте была действенной. Она была засчитана. Она была эффективной. Его предсмертное заявление «Свершилось» (Иоанна 19:30) было подтверждено воскресением. Если бы Он остался мертвым, какую уверенность мы имели бы в том, что Его жертва сработала, что ее достаточно для нас и всех верующих? Какая у нас была бы твердая надежда, что Он действительно был не только невиновен в своем грехе, но и что Его смерть могла бы считаться за нас, вместо нас?
Павел пишет в Римлянам 4:25, что Иисус «предан был на смерть» «за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Воскресение показывает, что Его работа была эффективной — не только в покрытии наших грехов Своей смертью, но и в воскресении, чтобы стать нашей праведностью — нашим оправданием — перед святым Богом. Это приводит к другой отдельной, но неотъемлемой причине.
4. Чтобы дать нам доступ к тому, что Он сделал
Мало того, что наши грехи требовали расплаты — Христом, вне нас — нам также нужно было иметь доступ к тому, что Он сделал, чтобы это было применено к нам. Потенциального спасения недостаточно. Нам нужно реальное спасение, которое приходит через инструмент под названием вера, соединяющий нас с воскресшим, живым Господом.
Каким бы достаточным ни было Его самопожертвование, чтобы покрыть наши грехи, у нас нет доступа к этому спасению, если Он не является живым, чтобы мы могли соединиться с Ним. Но Он жив. Как Он говорит: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:17-18). Мы не можем получить великое спасение, если мы не соединяемся верой с живым Господом, чтобы на нас распространялись блага того, что Он сделал для нас.
5. Чтобы быть нашим живым Господом и сокровищем
И последнее обязательное условие или необходимость: Иисус жив, чтобы мы могли познавать Его и наслаждаться Им вечно.
Благая весть не может быть полной и окончательной, если наше Сокровище, наша Драгоценная Жемчужина мертва. Даже если бы за наши грехи заплатили, нам дали праведность и открыли вход в небеса, но Иисус все еще был бы мертв, в конечном счете, это бы не было великое спасение — нет, если наш Спаситель и Жених мертв. В самом центре пасхального триумфа находится не то, от чего Он спасает нас, а то, к чему Он спасает нас – лучше сказать, для Кого Он спасает нас: для Себя.
Наши беспокойные души не найдут вечного и все возрастающего покоя и радости на новой земле без Христа, какой бы потрясающей она ни была. Улицы из золота, воссоединение с любимыми и безгрешная жизнь могут поначалу взволновать нас — но в конечном итоге они не удовлетворят нас, ни навечно, ни сами по себе. Мы созданы для Иисуса. Он является центром истинной жизни сейчас, и Он остается им навсегда. Если нет живого Христа, то и нет вечности, дающей окончательное удовлетворение. Но Он действительно жив — чтобы нам познать Его и наслаждаться Им вечно.
Автор — Дэвид Мэтис / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошо проработанная целостная статья. Но предложу свой ракурс на то великое Событие.
Как писал уже ранее, согласно Библии цель Пасхи — смерть Агнца Божьего. И эта смерть означала не покрытие наших грехов, как написано в статье, наши грехи покрывали и тельцы с козлами, а в нашем ИСКУПЛЕНИИ. В сотериологическом аспекте Христу не обязательно было воскресать: мы были искуплены («Совершилось!»). Это доказывает Библия: Бог воскрешал людей и до смерти Христа. И в конце времен воскреснут и умершие во Христе (за которых Агнец Божий умер), и неверующие (за которых Он не умирал). А вот искупить нас, детей Божьих, без Совершенной Жертвы Христа Бог НЕ МОЖЕТ. Хотя в истории Церкви были и такие заблуждения, что (теоретически) Христу не обязательно было умирать. Цель воскресения в статье в целом правильно объяснена: для подтверждения ранее сказанного пророками и всего того, о чем учил Господь. Важное место Писания: Иешуа «...воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). Как мы опрвдываемся? Только верою. Верою в воскресение? Нет, потому что восресение было для веры, а вера — это средство, а не цель. Вера в наше искупление, в наш завет с Богом:
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26).
«И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9:27).
Автор пишет: «В самом центре пасхального триумфа находится не то, от чего Он спасает нас, а то, к чему Он спасает нас – лучше сказать, для Кого Он спасает нас: для Себя». Нет, т.к. по этой логике воскресший Христос (в теле) должен быть с каждым из нас, верующих, сейчас. Но это не так, т.к. у Спасителя иная цель: привести нас к Отцу.