Тиша бе-Ав и еврейские традиции траура

Тиша бе-Ав и еврейские традиции траура

Українською читайте тут — Тіша бе-Ав та єврейські традиції жалоби.

Тиша бе-Ав — еврейский день траура, который имеет некоторые еврейские традиции, схожие с трауром по случаю потери члена семьи. «Тиша бе-Ав» означает «девятое Ава», что указывает на девятый день еврейского месяца под названием Ав. В 2024 году Тиша бе-Ав начинается с заходом солнца 12 августа и заканчивается с заходом солнца 13 августа.

Израиль и еврейский народ познали больше, чем им полагалось, гонений и трагедий за всё время. Хотя такие события происходили на протяжении всего календаря, удивительно, сколько трагических событий постигло Израиль именно девятого Ава.

Наиболее значительными являются разрушения Первого и Второго Храмов в Иерусалиме. Первый Храм был разрушен в 587 г. до н.э., а Второй — в 70 г. н.э. Год спустя, в тот же день, римские войска сравняли с землёй то, что осталось от Храма, оставив только то, что сегодня называется Храмовой горой.

Еврейская традиция гласит, что длинная череда бедствий, произошедших девятого Ава, началась ещё в пустыне, когда Моисей послал 12 разведчиков, чтобы осмотреть Землю Обетованную. Считается, что они вернулись на девятый день месяца Ав, и 10 из них дали пугающий отчёт, который убедил людей не идти в Землю, чтобы завладеть ею. В результате поколению, которое покинуло Египет, не было разрешено войти в Землю Обетованную. Израильтяне оставались в пустыне, скитаясь в течение 40 лет, пока не умерли все, кому на момент отчёта разведчиков было больше 20 лет.

Тиша бе-Ав

Поскольку Тиша бе-Ав является днём траура, обряды этого дня соответствуют еврейским традициям траура в случае потери члена семьи. Общие обычаи для этих скорбных случаев включают воздержание от купания, мытья, бритья и нанесения макияжа; запрет на ношение кожаной и красивой одежды; воздержание от работы и всего, что считается радостным, роскошным, развлекательным или праздничным. Как и те, кто потерял члена семьи, в Тиша бе-Ав мы сидим на низких табуретах в знак того, что наши сердца смирились. Мы также читаем Кадиш скорбящего, традиционную молитву, которая произносится во время каждого служения в синагоге.

Скорбящие в Тиша бе-Ав не надевают свои талиты (молитвенные покрывала) и тфилины (коробочки с отрывками из Писания, привязанные ремнями к предплечью и лбу) во время утренней синагогальной службы в Тиша бе-Ав. Во время траура запрещено изучение Торы, потому что оно считается радостью. Исключением в Тиша бе-Ав является чтение из Плача Иеремии, скорбной книги из Танаха. Кроме того, в Тиша бе-Ав мы постимся и читаем горестные стихи под названием кинот.

Еврейские траурные традиции

В иудаизме существует несколько этапов траурного процесса. Время от смерти до погребения известно как анинут. Еврейская традиция требует, чтобы погребение произошло в течение 24 часов после смерти, если это возможно, и погребение знаменует начало следующих отдельных фаз траура: шива длится семь дней после погребения; шлошим длится 30 дней после погребения; 11 месяцев траура требуются тем, кто потерял родителя; и йорцайт отмечает годовщину смерти.

Шива

Период траура, называемый шива, начинается сразу после погребения и длится семь дней. Шива означает «семь». Обычно только ближайшие родственники «сидят шива», то есть супруги, родители, дети или братья и сёстры покойного. Шива проходит в доме покойного или ближайшего члена семьи, и тем, кто участвует в ней, не разрешается выходить на улицу в течение семи дней. Семья и друзья приносят еду и высказывают соболезнования. Традиция, требующая от скорбящих сидеть на очень низких табуретах во время таких посещений, привела к распространённому выражению «сидеть шива».

Еврейские траурные традиции различаются в зависимости от ветви иудаизма и того, насколько строго скорбящий соблюдает свои религиозные обряды. Обычно скорбящие, сидящие шива, носят чёрную одежду или оторванный кусок чёрной ткани, прикреплённый к одежде. Разрыв ткани символизирует библейскую практику разрывания одежды в знак плача и скорби. Иногда скорбящий делает разрыв на своей одежде около сердца.

Некоторые ветви иудаизма соблюдают обычай закрывать все зеркала в доме, чтобы отвлечь внимание от собственной внешности. По той же причине еврейские траурные традиции запрещают тем, кто сидит шива, стричь волосы, бриться, мыться, носить чистую одежду, пользоваться косметикой, лосьонами или парфумерией. Они также не носят кожаную обувь во время периода шива, так как она символизирует роскошь.

Скорбящие, сидящие шива, также не должны:

  • ходить на работу или заниматься делами,
  • играть или слушать музыку,
  • участвовать в развлекательных или праздничных мероприятиях, таких как вечеринки, концерты, фильмы, чтение или супружеская близость,
  • изучать Тору — потому что это считается радостью.

Кадиш скорбящего

Одна из важнейших еврейских траурных традиций — чтение молитвы Кадиш скорбящего, являющейся декларацией святости Бога. Кадиш произносится три раза в день во время шива, шлошим и следующих 11 месяцев, а также на каждую годовщину.

Еврейский обычай требует, чтобы Кадиш произносился в миньяне, или кворуме, по крайней мере из 10 еврейских мужчин. Одним из объяснений этого требования является то, что Кадиш был написан с учётом общинного контекста, часто используя слово «вам (нам)» при обращении к другим и включая общий ответ «Амен» в нескольких местах.

Во время шива семья и гости собираются вокруг скорбящих, чтобы прочитать Кадиш. Поскольку Кадиш произносят на всех трёх ежедневных служениях в еврейской синагоге, во время шлошим и 11 месяцев скорбящие часто посещают служения и присоединяются к другим.

Одним из преимуществ чтения Кадиша скорбящего является то, что он подтверждает, что Бог держит всё под Своим контролем и заслуживает нашей хвалы даже посреди скорби.

Saying Kaddish, a prayer for the souls of the dead. Old jewish cemetery, Prague. Photo — Ze'ev Yanay, Flickr, CC BY-NC-ND 2.0

Кадиш скорбящего (текст)

Да возвеличится и освятится Его великое Имя в мире, сотворённом по Его воле. При вашей жизни и в ваши дни, при жизни всего дома Израиля, немедленно, в ближайшее время. И скажем: Амен.

Да будет Его великое Имя благословенно вечно, во веки веков.

Да будет благословлено, прославлено, возвеличено, восхваляемо, превознесено, почитаемо, воспеваемо и славно Имя Святого. Да будет благословен Тот, Кто превыше всякого благословения и песнопения, прославления и утешений, произносимых в этом мире; и да скажем Амен.

Да будут дарованы с небес великий мир и счастливая жизнь нам и всему Израилю. И скажем: Амен.

Творящий мир в небесных высотах да сотворит мир нам и всему Израилю; и да скажем: Амен.

(Лидер, обычно скорбящий, читает основной текст, а прихожане отвечают Амен.)

Поскольку скорбящий сидит на низком табурете в течение недели, окончание шива известно как «подъём из шива». Он знаменует переход от интенсивной фазы скорби к возобновлению жизни. Обычно скорбящие меняют одежду, надевают обычную обувь, выходят на улицу в первый раз после похорон и гуляют, часто в сопровождении семьи или друзей.

Шлошим

Шлошим — это следующая фаза в еврейских траурных традициях. Она длится 30 дней, начинается сразу после погребения и включает в себя дни шива. Некоторые первоначальные траурные ограничения снимаются во время шлошим, но некоторые остаются. Скорбящие по-прежнему читают Кадиш ежедневно, и теперь им разрешено снять одежду периода шива, носить кожаную обувь, выходить из дома, сидеть на обычных стульях, возвращаться на работу и заниматься делами, пользоваться косметикой, изучать Тору и возобновлять супружескую близость.

В дни шлошим скорбящим по-прежнему не разрешается:

  • носить свежевыстиранную, новую или выглаженную одежду,
  • принимать роскошные ванны или душ (но можно быстро принять душ, если они загрязнились или вспотели),
  • стричься и бриться,
  • слушать музыку или участвовать в общественных мероприятиях (с учётом исключений и особых правил для определённых религиозных или других значимых событий),
  • вступать в брак или заниматься деятельностью, которая не соответствует трауру (например, ремонтировать, переделывать или покупать дом)

11 месяцев

После шлошим повседневная жизнь скорбящего возобновляется. Однако, если он потерял родителя, он должен читать Кадиш ежедневно в течение полных 11 месяцев со дня погребения. Это рассматривается как способ соблюдения заповеди почитать отца и мать. Еврейская традиция утверждает, что это чтение помогает духу умершего обрести более благоприятный статус в загробной жизни. Согласно этому верованию, чем больше Кадиш произносится от имени ушедшего любимого человека, тем полезнее для него в загробной жизни. Это считается серьёзной ответственностью оставшегося потомства.

Йорцайт

После 11-го месяца скорбящие больше не обязаны читать Кадиш по своим родителям до точной годовщины их смерти. Затем скорбящие читают Кадиш ежегодно на годовщину.

Еврейские традиции траура помогают нам пережить потерю члена семьи, а также сохраняют значимость национальных трагедий. Практикуя их, мы публично признаём необъятность нашей утраты. В случае Тиша бе-Ав мы оплакиваем потерю святого Божьего Храма и открыто выражаем свою печаль по поводу стольких ужасных актов антисемитизма, совершённых по отношению к нашему народу на протяжении тысячелетий. Как и традиции личного траура, Тиша бе-Ав объединяет наши сердца вокруг общей скорби.

Еврейские траурные традиции предоставляют уникальные способы прохождения дороги скорби, касается ли это смерти любимого человека или истории трагедии и преследований. Они провозглашают ценность того, кто и что было потеряно. Они показывают нам, что мы не одиноки, и заставляют нас с надеждой смотреть в будущее.

Источник — jewishvoice.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!