Тиша бэ-Ав: еврейский день траура

Тиша бэ-Ав: еврейский день траура

Тиша бэ-Ав — это 9-й день еврейского месяца Ав, и в этот день в истории римлянами был разрушен Иерусалимский Храм, его сравняли с землёй и опустошили. У евреев больше не было доступа к искупительной системе жертвоприношений и встречам с Богом, как это было ранее. Они были полностью изгнаны из Святой Земли, которую Бог избрал, чтобы там обитать среди них и встречаться с ними, и из самого города Иерусалима. Священная менора и принадлежности Храма были отправлены в Рим, а многие евреи были убиты.

Боль этого дня всё ещё сильна, и Тиша бэ-Ав является официальным днём траура среди еврейского народа и по сей день. Но что странно, Первый Храм тоже был разрушен 9-го Ава, и многие другие трагедии произошли с еврейским народом в этот же самый день. Можем ли мы что-либо понять из этого несчастливого совпадения? И есть ли что-то, что христиане могли бы сделать, чтобы принести утешение?

Что ещё произошло в Тиша бэ-Ав?

В Талмуде, в трактате Таанит 26б, есть мишна, которая гласит:

“Девятого Ава было постановлено, что наши отцы не могут войти в [обетованную] землю, Храм был разрушен в первый и во второй раз, (крепость — ком. пер.) Бейтар была захвачена, и город [Иерусалим] был распахан.” [1]

Этот еврейский текст был написан во втором веке, вскорости после трагедии, и в нём связываются события разрушения двух Храмов, провал восстания против римлян, когда была захвачена крепость Бейтар, и ужасный запрет для израильтян на вход в заселенную великанами Ханаанскую землю. В других еврейских источниках написано о нежелании войти в Землю Обетованную.

И всё собрание возвысило свои голоса и зарыдало; и народ плакал в ту ночь. Рабба сказал во имя Р. Йонатана: “Эта ночь была 9-го Ава. Святой, да будет Он благословен, сказал им: ‘Вы плачете без причины, потому я поставлю [этот день] для плача во все грядущие поколения.’” (Эйха Раба Петихта 33)

Иногда в раввинистической литературе некоторые вещи объединяют между собой, потому что они близки по своей концепции, а не из-за фактической исторической связи, но очень интересно, что нежелание войти в Землю Обетованную рассматривалось как начало этого цикла скорбей.

9ava2

Так что же происходит в этот день в еврейском народе?

Талмуд объясняет соответствующую реакцию:

“Веселье ограничено. В течение недели, на которую припадает 9 Ава, запрещено стричь волосы и стирать одежду, но в четверг это разрешено из-за почтения к Шаббату. Накануне 9-го Ава нельзя вкушать трапезу, состоящую из двух блюд, есть мясо и пить вино. Раббан Шимон бэн Гамлиэль сказал: должна быть разница в рационе.”

Сегодня многие евреи будут поститься и скорбеть, не будут выражать радости, даже не будут приветствовать друг друга, и будут сидеть на полу и читать Плач Иеремии вместе в дань памятной даты.

Согласно Библии, причина, по которой были разрушены Храмы, состоит в Божьем наказании — вначале от рук вавилонян за идолопоклонство Израиля, их безразличное отношение к бедным и недоверие Богу, когда они не оставляли землю покоиться в седьмой год, — именно так, как обещано у пророка Михея:

“Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.” (Мих. 3:12)

Второй раз — от рук римлян, потому что Израиль не распознал и не принял Иешуа:

“Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.” (Лук. 19:43-44)

Он сказал, что разрушит Храм и воздвигнет его в три дня, потому что после тех мощных пасхальных дней все, кто принял Его прощение, может быть очищен от греха и стать Его храмом. Сегодня Он живёт в каждом из нас, верующих.

Figure Christ Sculpture Jesus Christ Statue

Многим христианам, которые наслаждаются непосредственными, личными отношениями с Богом, не нуждаясь в Храме, возможно, тяжело сопереживать той потере, которую чувствует еврейский народ в это время. Исторически церковь была довольно бессердечной относительно разрушения Иерусалима, периодически даже сыпала соль на рану, как это делали римляне.

Отношения между христианами и евреями довольно быстро испортились после первого века, и с обеих сторон было много враждебности. Говорят, что причиной, по которой были разрушены Храмы, были недостаток братской любви и необоснованная ненависть. Конечно, библейские пророки много что могли сказать о недостатке сострадания в Израиле к бедным и угнетённым, но и Церкви также не хватало братской любви к еврейскому народу в различные моменты истории. Никто из нас не идеален в любви друг к другу, но отсутствие любви может иметь катастрофические последствия.

Трагедии, которые перенёс еврейский народ на Тиша бэ-Ав в “христианских” странах:

  • Первый Крестовый Поход официально начался 9-го Ава 4856-го года, согласно еврейскому календарю (15 августа 1096 года по григорианскому календарю), в результате чего в первый же его месяц были убиты 10 тысяч евреев и уничтожены еврейские общины во Франции и в Рейнской области [2].
  • Евреи были изгнаны из Англии 9 Ава 5050 года (25 июля 1290-го года) [3].
  • Евреи были изгнаны из Испании 8-9 Ава 5252 года (31 июля 1492-го года).
  • В канун Тиша бэ-Ав 5702 года (23 июля 1942 года) начался массовый вывоз евреев из Варшавского Гетто в Треблинку.

Однако, в Рим. 12:14-16 мы читаем:

“Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе.”

“Первородный сын”, Израиль, получил тяжкое наказание от небесного Отца. Церковь, младший брат, к сожалению, провела много веков, издеваясь над еврейским народом из-за того удара, который он получил, и даже добавляя им страданий, вместо того, чтобы принести утешение.

9ava4

Иешуа сильно плакал, переживая боль от смерти и утраты, окружавшую его, когда стоял возле могилы Лазаря. Он точно знал, что прямо сейчас Он воскресит Лазаря из мёртвых, и что Лазарь в любом случае имеет место в вечности, но всё равно Иисус плакал. Это один из самых замечательных стихов в Библии. Иногда самая лучшая вещь, которую мы можем сделать, чтобы показать свою любовь, — это просто быть с кем-то в их боли и утешать их с братской любовью.

Возможно, нам всем есть, чему научиться из этого дня

Еврейская идентичность наполнена сильным томлением в ожидании искупления и восстановления. С нетерпением ожидается время, когда Бог придёт и всё исправит. Есть готовность признать эту боль и сострадать ей сегодня, ожидая в то же время обещанную надежду завтрашнего дня. Разделяем ли мы эти переживания? Мы знаем, что всё творение стенает, но достаточно ли в нас этого томления по грядущему?

“Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.” (Рим. 8:18-25)

Да, сейчас есть страдания.

Да, есть мучения.

Но у нас есть надежда.

Вот то, чего все мы ожидаем:

“И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое.” (Откр. 21:1-5)

[1] Soncino translation http://halakhah.com/pdf/moed/Taanith.pdf
[2] Martin Erbstösser, The Crusades (1978)
[3] Becher, Rabbi Mordechai. «History of Events on Tisha B’Av» (1995)

Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!